Одной из причин потери эффективности использования автомобильной техники (далее – АТ) в войсках национальной гвардии (далее – ВНГ) Российской Федерации является отсутствие необходимых условий для их полноценного технического обслуживания (далее – ТО). Однако отсутствует необходимый инструмент и парко-гаражное оборудование, которое должно обеспечивать достаточную полноту и достоверность проверки технического состояния АТ; нередко имеющиеся средства диагностирования морально устарели и не способны обеспечить качественное проведение технического диагностирования (далее – ТД) без снятия и частичной разборки агрегатов и узлов АТ. Анализ имеющихся в бригаде оперативного назначения (далее – брон) средств ТД показал, что их возможности по диагностированию не в полном объеме отвечают требованиям в ТД автомобильной техники воинской части [5]. А это в свою очередь находит отражение в полноте и качестве выполняемых работ [1].
По данным научно-исследовательского центра ГИБДД МВД РФ большее количество дорожно-транспортных происшествий из-за технических неисправностей транспортных средств (далее – ТС) характерно отказами в рабочей тормозной системе (32,3 %), внешних световых приборов (22,7 %), отсоединением колёса, несоответствием модели ТС или износом шин (10,4 %), рулевого управления (12,6 %).
Для происшествий с легковыми автомобилями характерно преобладание отказов рабочего тормоза (28,6 % от всех ДТП на данном типе транспорта из-за технической неисправности), для грузовых автомобилей этот показатель еще больше и составляет 39,6 % ДТП, тяжесть последствий – 25. Из приведенной статистики можно сделать вывод, что тормозные системы автомобилей в значительной степени влияют на безопасность эксплуатации машин, и естественно проверке состояния данных систем должно уделяться особое внимание. Однако в перечне парко-гаражного оборудования отсутствует оборудование для диагностики рабочих тормозных систем автомобилей. Соответственно проверка исправности и работоспособности тормозных систем силами и средствами штатных ремонтных органов становится невозможной [3]. Однако практика войск показывает, что определение технического состояния тормозной системы во многом определяет способность автомобиля к выполнению задач, так как рабочая тормозная система автомобиля непосредственно влияет на безопасность эксплуатации АТ.
При проверке тормозных систем АТ применяются 2 метода диагностики – дорожный и стендовый [2]. Для них существуют следующие параметры:
1) при проведении дорожных испытаний:
- тормозной путь;
- установившееся замедление;
- линейное отклонение;
- уклон дороги, на котором должно неподвижно удерживаться АТС.
2) при стендовых испытаниях:
- общая удельная тормозная сила;
- коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси;
3) а для автопоезда еще дополнительно:
- коэффициент совместимости звеньев автопоезда;
- асинхронность времени срабатывания тормозного привода.
Так же общим диагностическим параметром для обоих методов испытаний является усилие на рабочем органе привода тормозной системы.
При проведении ТД АТ в брон используется только метод дорожных испытаний [4]. Но в России с ее климатическими условиями основными являются все-таки стендовые испытания. Так как истинную картину неравномерности торможения можно получить лишь при стендовых испытаниях, когда на ноль сведены многие субъективные факторы. Сейчас существует несколько видов стендовых испытаний:
- испытания на силовых роликовых тормозных стендах;
- испытания на инерционных роликовых тормозных стендах;
- статические тормозные испытания;
- испытания на площадочных тормозных стендах.
Безусловно, самым простым способом диагностики тормозной системы является статический. Статические тормозные испытания по физике процесса аналогичны испытаниям стояночных тормозных систем на уклонах. Однако у этого метода есть недостатки.
Тормозные испытания на площадочных тормозных стендах используются часто. Наряду с таким преимуществом, как невысокая стоимость, имеется целый ряд недостатков, связанных со слишком интенсивным и быстрым торможением на поверхности тормозного пути:
- малая начальная скорость торможения (для соблюдения условий безопасности) и интенсивное быстрое торможение, связанное с ограниченной длиной тормозных площадок, негативно воздействуют на системы автомобиля;
- высокая скорость и интенсивность торможения не отражают реальное физическое состояние торможения.
Каждое измерение по тормозам должно проводиться как минимум два раза, причём в аналогичных условиях [1]. Если испытания проводятся на площадочных стендах или на дороге, то начальную скорость задаёт водитель, в связи с этим возможно большое изменение диапазона скорости. Значит, начальная скорость автомобиля на площадочных тормозных стендах не совпадает с требованиями ГОСТ 51709-2001 и «Правил дорожного движения РФ», получается, количество получаемой кинетической энергии меньше количества, необходимого для правильной оценки работы тормозной системы автомобиля. В таком случае не требуется и максимального усилия на педали тормоза, чтобы погасить эту энергию. Итак, в результате испытаний на площадочных тормозных стендах значения по усилиям на органах привода тормозной системы занижены, а по удельной тормозной силе – завышены. Таким образом, для проведения диагностики испытания тормозных систем на тормозных стендах не совсем приемлемы и рациональны.
Именно поэтому наиболее рациональным и приемлемым является использование для проведения тормозных испытаний роликовых тормозных стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие:
- качественный результат проводимых испытаний;
- повторные испытания проходят в точно таких же условиях (особенную важность имеет сохранение скорости вращения колёс), что и предыдущие;
- исследование всей поверхности торможения при оценке тормозов;
- сохранение физической картины торможения;
- при использовании роликовых тормозных стендов усилие передаётся извне, и тормозная система поглощает поступившую энергию (несмотря на отсутствие кинетической энергии испытуемого автомобиля);
- безопасность проведения испытаний, обусловленная тем, что кинетическая энергия осматриваемого автомобиля равна нулю, тогда как вероятность аварии при работе на других стендах достаточно высока.
Соответственно использование роликовых стендов для проверки тормозных систем АТ при применении средств технического диагностирования является наиболее целесообразным и оптимальным ввиду обеспечения качественных результатов проверки тормозной системы автомобиля.
Нам известно, что тормозная жидкость, используемая в большинстве тормозных систем автомобилей, имеет существенный недостаток, выраженный в гигроскопичности, то есть в поглощении влаги из окружающего воздуха в процессе эксплуатации. Значит ведет к потере тормозной жидкостью своих эксплуатационных свойств до наступления срока ее замены на автомобиле. Так, температура кипения тормозной жидкости понижается с 250 до 155 °С, что соответствует 3,5% содержания в ней влаги. Кроме опасности «закипания» тормозов в самый не подходящий момент, влага в тормозной жидкости способствует появлению коррозии и на цилиндрах, а на морозе может привести к образованию ледяных пробок в тормозной системе. Все это, получается, отрицательно влияет на эффективность торможения и может стать причиной аварийных ситуаций или потери работоспособного состояния автомобиля. Особенно интенсивно этот процесс происходит на технике, хранение которой организуется на открытых площадках. В связи с этим возникает необходимость в систематическом контроле состояния тормозной жидкости и наличия в ней воды. Сделать это можно при помощи различных специальных тестеров. В настоящее время производители диагностического оборудования предлагают широкий выбор такого оборудования, но в нормах обеспечения ПГО ВНГ подобного оборудования нет.
Выводы
- В ходе проведенного анализа существующей системы ТД АТ выявлены недостатки в организации и функционировании;
- Выявленные недостатки в организации существующей системы ТД АТ показывают необходимость решения задачи повышения ее эффективности;
- Предложены обоснованные методы решения выявленных проблемных вопросов в ТД АТ;
- Проанализировано количество и качество контрольно-диагностических средств АТ имеющихся на обеспечении ремонтно-восстановительных органов и сделан вывод о невозможности проведения качественного ТД АТ имеющейся номенклатурой диагностических средств.