Автор(-ы):
Лобовиков Вадим Владимирович
Волков Виталий Викторович
Лемаев Алексей Александрович
Мустафаев Раймудин Азимудинович
10 февраля 2023
Секция
Военное дело
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрены проблемы и даны пути их решения по вопросам технического диагностирования автомобильной техники в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Текст статьи
Одной из причин потери эффективности использования автомобильной техники (далее – АТ) в войсках национальной гвардии (далее – ВНГ) Российской Федерации является отсутствие необходимых условий для их полноценного технического обслуживания (далее – ТО). Однако отсутствует необходимый инструмент и парко-гаражное оборудование, которое должно обеспечивать достаточную полноту и достоверность проверки технического состояния АТ; нередко имеющиеся средства диагностирования морально устарели и не способны обеспечить качественное проведение технического диагностирования (далее – ТД) без снятия и частичной разборки агрегатов и узлов АТ. Анализ имеющихся в бригаде оперативного назначения (далее – брон) средств ТД показал, что их возможности по диагностированию не в полном объеме отвечают требованиям в ТД автомобильной техники воинской части [5]. А это в свою очередь находит отражение в полноте и качестве выполняемых работ [1].
По данным научно-исследовательского центра ГИБДД МВД РФ большее количество дорожно-транспортных происшествий из-за технических неисправностей транспортных средств (далее – ТС) характерно отказами в рабочей тормозной системе (32,3 %), внешних световых приборов (22,7 %), отсоединением колёса, несоответствием модели ТС или износом шин (10,4 %), рулевого управления (12,6 %).
Для происшествий с легковыми автомобилями характерно преобладание отказов рабочего тормоза (28,6 % от всех ДТП на данном типе транспорта из-за технической неисправности), для грузовых автомобилей этот показатель еще больше и составляет 39,6 % ДТП, тяжесть последствий – 25. Из приведенной статистики можно сделать вывод, что тормозные системы автомобилей в значительной степени влияют на безопасность эксплуатации машин, и естественно проверке состояния данных систем должно уделяться особое внимание. Однако в перечне парко-гаражного оборудования отсутствует оборудование для диагностики рабочих тормозных систем автомобилей. Соответственно проверка исправности и работоспособности тормозных систем силами и средствами штатных ремонтных органов становится невозможной [3]. Однако практика войск показывает, что определение технического состояния тормозной системы во многом определяет способность автомобиля к выполнению задач, так как рабочая тормозная система автомобиля непосредственно влияет на безопасность эксплуатации АТ.
При проверке тормозных систем АТ применяются 2 метода диагностики – дорожный и стендовый [2]. Для них существуют следующие параметры:
1) при проведении дорожных испытаний:
2) при стендовых испытаниях:
3) а для автопоезда еще дополнительно:
Так же общим диагностическим параметром для обоих методов испытаний является усилие на рабочем органе привода тормозной системы.
При проведении ТД АТ в брон используется только метод дорожных испытаний [4]. Но в России с ее климатическими условиями основными являются все-таки стендовые испытания. Так как истинную картину неравномерности торможения можно получить лишь при стендовых испытаниях, когда на ноль сведены многие субъективные факторы. Сейчас существует несколько видов стендовых испытаний:
Безусловно, самым простым способом диагностики тормозной системы является статический. Статические тормозные испытания по физике процесса аналогичны испытаниям стояночных тормозных систем на уклонах. Однако у этого метода есть недостатки.
Тормозные испытания на площадочных тормозных стендах используются часто. Наряду с таким преимуществом, как невысокая стоимость, имеется целый ряд недостатков, связанных со слишком интенсивным и быстрым торможением на поверхности тормозного пути:
Каждое измерение по тормозам должно проводиться как минимум два раза, причём в аналогичных условиях [1]. Если испытания проводятся на площадочных стендах или на дороге, то начальную скорость задаёт водитель, в связи с этим возможно большое изменение диапазона скорости. Значит, начальная скорость автомобиля на площадочных тормозных стендах не совпадает с требованиями ГОСТ 51709-2001 и «Правил дорожного движения РФ», получается, количество получаемой кинетической энергии меньше количества, необходимого для правильной оценки работы тормозной системы автомобиля. В таком случае не требуется и максимального усилия на педали тормоза, чтобы погасить эту энергию. Итак, в результате испытаний на площадочных тормозных стендах значения по усилиям на органах привода тормозной системы занижены, а по удельной тормозной силе – завышены. Таким образом, для проведения диагностики испытания тормозных систем на тормозных стендах не совсем приемлемы и рациональны.
Именно поэтому наиболее рациональным и приемлемым является использование для проведения тормозных испытаний роликовых тормозных стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие:
Соответственно использование роликовых стендов для проверки тормозных систем АТ при применении средств технического диагностирования является наиболее целесообразным и оптимальным ввиду обеспечения качественных результатов проверки тормозной системы автомобиля.
Нам известно, что тормозная жидкость, используемая в большинстве тормозных систем автомобилей, имеет существенный недостаток, выраженный в гигроскопичности, то есть в поглощении влаги из окружающего воздуха в процессе эксплуатации. Значит ведет к потере тормозной жидкостью своих эксплуатационных свойств до наступления срока ее замены на автомобиле. Так, температура кипения тормозной жидкости понижается с 250 до 155 °С, что соответствует 3,5% содержания в ней влаги. Кроме опасности «закипания» тормозов в самый не подходящий момент, влага в тормозной жидкости способствует появлению коррозии и на цилиндрах, а на морозе может привести к образованию ледяных пробок в тормозной системе. Все это, получается, отрицательно влияет на эффективность торможения и может стать причиной аварийных ситуаций или потери работоспособного состояния автомобиля. Особенно интенсивно этот процесс происходит на технике, хранение которой организуется на открытых площадках. В связи с этим возникает необходимость в систематическом контроле состояния тормозной жидкости и наличия в ней воды. Сделать это можно при помощи различных специальных тестеров. В настоящее время производители диагностического оборудования предлагают широкий выбор такого оборудования, но в нормах обеспечения ПГО ВНГ подобного оборудования нет.
Выводы
Список литературы
Поделиться
Лобовиков В. В., Волков В. В., Лемаев А. А., Мустафаев Р. А. Повышение эффективности технического диагностирования автомобильной техники в войсках национальной гвардии Российской Федерации, проблемные вопросы и пути их решения // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.I.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/5615-povishenie-effektivnosti-tekhnicheskogo-diagn