Лаковая роспись или как еще называют лаковая живопись, появилась и развивалась в азиатских странах, таких как Китай, Япония, Корея, а впоследствии появилась и в России.
Существуют всемирно известные центры русских художественных лаков, такие как: Палех, Мстера, Холуй, Федоскино – по лаковой миниатюрной живописи и Нижний Тагил, Жостово – по художественной росписи подносов [2, 3]. И роспись по металлу, изначально роспись которой, тоже была на папье-маше – нижнетагильская роспись, жостовская роспись, петербургская и московская росписи. Русские лаки отличаются от других своей яркостью, лаконичностью, декоративностью, гармонией и слаженностью композиции, насыщенностью колорита.
Нижнетагильская роспись впервые была письменно задокументирована в 1746 году, и именно эта дата и является зарождением промысла. Известно, что роспись развивалась в двух направлениях: многослойная и маховая кистевая роспись. Двуцветная маховая роспись развивалась преимущественно в цветочных композициях, но были и сюжетные, а многослойная роспись тяготела к сюжетным, копийным сценам. Примером многослойной росписи могут служить: столик-шкатулка братьев Худояровых, механические дрожки Е.Кузнецова, расписанные С.Дубасниковым, поднос вишневый, шкатулка «Дети в саду».
В Нижнетагильском музее-заповеднике экспонируется медный столик 1785 года на фигурных ножках для хранения ценных бумаг и документов, выполненных мастерами промысла Вавилой и Федором Худояровыми. Это стол-шкатулка, столешницей стола является крышка шкатулки, украшенная 29 гербами губерний России и царским гербом в центре, а над ним написан портрет Екатерины I, даровавшая потомственное дворянство Демидовым [1] (смотри рисунок 1).
Сохранились и музыкальные дрожки из коллекции Эрмитажа расписанные художником С. Дубасниковым. Роспись выполнена на овальных железных клеймах с изображением галантных сцен, сцен охоты и пейзажей в итальянском стиле, а также портрет создателя дрожек Е.Кузнецова (смотри рисунок 2).
Рис. 1. Столик-шкатулка. Братья Худояровы Ф.А. и В.А. Медь, клепка, литье, чеканка, роспись, позолота, масло, лак. 72х55 см - столешница. ТМ-7262. 1785 год
Рис. 2. Дрожки механические. Мастер Е.Г. Кузнецов, роспись С. Дубасников. Дерево, металл, стекло, бархат, масло, роспись, лак. Выс. 139,0; дл. 240,0; шир.102,0. Поступление: в 1974 г. из бывш. ИИН и Т; ранее – в коллекции. Придворно-конюшенного музея, подарок Императорскому двору. Инв. № ЭРТх-1602. Эрмитаж
Примером цветочной многослойной росписи служит поднос из коллекции Свердловского областного историко-краеведческого музея производства Талицкой фабрики А.Ф.Турчанинова, датируемый 1760 годом. Поднос прямоугольной формы с темно-бордовым фоном небольшими цветочными букетами по углам изделия в обрамлении выгравированного орнамента по краю поля подноса. Цветовая гамма росписи сдержанная, формы цветов разнообразные. Цветы имеют условный объем и узнаваемые очертания роз, пионов, хризантем, незабудок и т.д. Такие формы цветов и листьев достигаются при использовании в росписи многослойной техники живописи. Но мы видим не классическую трудоемкую и, длительную по времени исполнения, многослойную технику росписи, а ее сокращенный вариант. При этом качество живописи из-за этого не особо страдает, но приобретает легкость и динамичность в целом [2, 7] (рисунок 3).
Рис. 3. Поднос с чеканкой. Талицкая фабрика А.Ф. Турчанинова. Свердловский областной историко-краеведческий музей
Рис. 4. Поднос с натюрмортом. Я.Б. Нефедова. Металл, масло, лак. Штамповка, роспись. 43 х 35 см. Музей истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Акт №244 (10163) от 7.12.2004г. Куплен у Я. Б. Нефедовой
Поднос конца XX века с цветочным натюрмортом. Овальной формы, борт фигурный (волнистый). Фон черный. Вертикальная композиция ‒ вазы с букетом крупных, красных и белых цветов. Рядом с вазой фигурка белки. По краю основания подноса проходит тонкая линия золотого орнамента (смотри рисунок 4).
Это примеры многослойной тагильской росписи. А теперь рассмотрим маховую нижнетагильскую сюжетную роспись, появилась она относительно недавно. В 1983 году, пройдя на заводе «Эмальпосуда» школу повышения мастерства, она, как перспективный мастер, была переведена в творческую лабораторию подносного цеха художником-конструктором. В творческой группе Ирина Смыкова впервые начала разрабатывать подносы с сюжетной росписью в технике махового уральского письма [1, 7].
Поднос круглой формы Ирины Смыковой «Зимушка». На синем вечернем фоне вписаны в круглую композицию девушка, идущая за водой и парень с собачкой, бортик подноса украшен многодельным золотым орнаментом на черном фоне. Обычный сельский обыденный сюжет, но яркий и по колориту похож на праздничный за счет яркого красного пятна (смотри рисунок 5).
Рис. 5. Поднос «Зимушка». И. Г. Смыкова. Металл, штамповка, кистевая роспись, масло. d – 27 см. 2012 г. Музей истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Акт 104 (12204) от 02.02.2016 г. ТМ-25679, М-4185
Рис. 6. Поднос. И.Г. Смыкова. Металл, масло, лак. Штамповка, роспись,1993 г. 41x60 см. Музей истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Акт №87 (8917) от 10.07.2001 г. Дар управления культуры города
Прямоугольная форма подноса с округленными углами. На темно-зеленом зеркале сюжетная роспись: пастух с балалайкой в руке и девушка с подсолнухом, сидящие на берегу небольшого озера, а за ними пасутся кони. По периметру подноса широкий золотный орнамент, по углам стилизованное изображение подсолнуха, вдоль сторон – цепочка мелких цветов и листьев. По сгибу борта проходит тонкая золотая линия. А по самому краю бортика проходит геометрический орнамент (смотри рисунок 6).
Сюжеты многослойной росписи многообразны, это и портреты, и пейзажи, и галантные сцены, и сцены охоты, и даже цветочные мотивы, которые чаще всего копировали с гравюр, картин, образцов, привезенных Демидовым из-за границы. Несмотря на то, что многие сюжеты скопированы, были и свои сложности для мастеров нижнетагильского промысла, им нужно было не просто перенести рисунок на поверхность, но и грамотно вписать композицию по форме изделия. Для маховой двуцветной росписи характерны сцены чаепития, галантные сцены, «деревенские» мотивы. Изображаются обыденные сцены жизни, с обычными «простыми» людьми. Данное направление росписи более декоративно и по цвету, и по технике, и по сюжетам. Роспись выполняется чаще всего на подносах или плакетках. Маховое письмо пишется намного быстрее, чем многослойная техника письма, которая пишется в несколько слоев, с просушкой каждого. Поэтому, несмотря на то что это одна и та же роспись, направления разные и отличаются друг от друга и по технике, и по технологии, и по основе изделия и по изображаемым героям.
[1] Демидовы – русские предприниматели, создатели металлургических заводов на Урале и Туле.