Декоративная роспись по металлу и дереву в России существуют уже не одно столетие. Жостовская, нижнетагильская, московская росписи по металлу, палехская, мстерская, холуйская, федоскинская лаковая миниатюра – все это можно отнести к русским лакам. Росписи по дереву: хохломская, городецкая, мезенская, урало-сибирская росписи и другие.
В данной статье рассматривается декоративная роспись по металлу: нижнетагильская, московская, жостовская. И для того, чтобы понять и выяснить сходства и отличия данных росписей, нужно знать историю промыслов, их технологические особенности, стилистические и композиционные особенности.
Нижнетагильская роспись
«История нижнетагильской лаковой росписи начинается с середины XVIII века. Связано это с тем, что на Урале в это время развивалась металлургия, на базе которой возникли и развивались ремесла такие как, например, лаковая роспись по металлу» [3].
В нижнетагильской росписи существует два вида техники: маховая двуцветная роспись и многослойная. Сама роспись создается в несколько этапов, многослойная роспись: перенос рисунка, подмалевок, тенёжка, бликовка, лессировки, лакировка. Для маховой росписи: подмалёвок, теневая часть, световая часть, чертёжки, лакировка. Для росписи используются только беличьи плоские кисти, краски масляные и различные растворители, разбавители и лак. Композиции характерные для росписи Нижнего Тагила: вертикальная (веточка, вазоны), горизонтальная, букет в центре из трех крупных цветов, средних и мелких; букеты из угла, венки, сектора.
Основными сюжетами росписи подносов были: жанровые композиции, изображение фруктов и цветов, пейзажи, секторные композиции, трафареты. С середины XIX столетия вместо ручной росписи на подносах стали появляться изображения, которые вклеивали, переводили из журналов и гравюр, и покрывали лаком. Орнаменты: геометрические, растительные, трафаретные.
Традиционно в росписи Нижнего Тагила фон был черный, синий, красный, зеленый. Существуют фона под «черепашку», «малахит», роспись по поталям и перламутру.
Первый тагильский сохранившийся поднос с фруктовой композицией в технике маховой росписи относится ко II половине XIX века (рис.1). Форма подноса круглая, с бусовидным краем. Фон зеленый, борт черный. Зеркало поделено на сектора, которые обрамлены золотой полосой трафаретного орнамента. В центре подноса круглый сектор, в котором находится композиция из трех яблок, а по бокам в углах 4 полукруга, с маленькими цветами и листьями, фон в секторах охристо-коричневый, между секторами изображены по два яблока.
Рассмотрим круглый поднос XX века «Фрукты», выполненный в технике маховой росписи Голубевой Алевтиной Николаевной (рис.2). Фон охристо-золотистый с копчением, в центре ‒ фруктовая композиция с ягодами и листиками. На зеленых секторах изображена черешня, обрамляет сектор полоса золотого рукописного орнамента, борт подноса черный с золотой полосой. Между секторами расположены композиции с красной смородиной.
На подносе 2013 года, автора Ботовой О., студентки ВШНИ, выполненного в технике многослойной росписи (рис.3) фон черный, бортик охристый, орнамент рукописный. На зеркале подноса изображен натюрморт с цветами и фруктами.
Образец подноса XX века выглядит ярче, композиции крупнее и разнообразнее, чем на подносе XIX века, за счет своей усложненной композиции, в отличие от другого образца. Фон тоже сложнее с коптёжкой и рукописный орнамент.
Рис. 1. Поднос ТМ-615 М-2922. Железо, масло, лак. Ковка, роспись. Диаметр - 69 см. 2 пол. XIX в.
Рис.2. Голубева А.Н. Поднос "Фрукты". Декапированная сталь, масло, лак. Штамповка, роспись. Диаметр 30 см. 1999 г. Акт №281 (8530) 15.10.1999г.
Рис. 3. Ботова О. Рук. Голубева А.Н. Поднос металлический, масло; 53х70, 2013 год
Жостовская роспись
Мастерские по росписи жостовских лакированных изделий из папье-маше появились в начале ХIХ века в Мытищинском районе Московской области, а уже в 1825 году открылась первая фабрика по росписи художественных изделий.
Технология и техника исполнения на сегодняшний момент сильно отличается от других росписей тем, что на фабрике Жостово все операции выполняют разные люди, например, роспись делает один человек, орнамент другой, а лакирует третий. Так как жостовский промысел – это массовое производство.
Жостовская роспись имеет две основных стадии: замалевок и выправка. Замалевок ‒ силуэт будущих цветов. Далее идет выправка, она содержит в себе несколько этапов: тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, посадка тычинок, привязка.
«Ранние подмосковные подносы, как правило, имели красные, черные, зеленоватые фоны. Декоративная роспись, выполненная на них, создала впечатление условной глубины и объемности. …На дорогих многодельных подносах букеты писали по золотому или серебряному фону» [2; 76].
«Основной мотив жостовской росписи ‒ цветочный букет» [4;20]. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «букет собранный», «букет в раскидку», «венок», «ветка с угла». Кроме цветочных композиций писали и «ландшафты», сюжетные композиции («сцена с фигурами», «Пейзаж с фигурами», «Орнамент с птицами»). Цветы с птицами. Чаепитие, тройки, пейзажи. Борта подноса украшали преимущественно ажурным, легким орнаментом, в «елочку».
Жостовская фабрика ‒ предприятие, которое выпускает подносы разных форм и размеров, наравне с ними также броши, заколки и даже не традиционные для этого промысла – стеклянные наборы стаканов и графинов, расписанные масляными и акриловыми красками.
Рассмотрим поднос XX века с изображением корзины с фруктами дополненными цветами и птицами на синем фоне с золотым орнаментом по краю борта (рис. 4). И второй поднос гитаровидной формы с цветочно-фруктовой композицией в виде полувенка на черном фоне (рис.5). Эти два подноса относятся к одному виду росписи, но отличаются по стилистике. Роспись на подносе Лёзнова выглядит очень декоративно, так как в это время советская власть вносила свои коррективы во все, даже в народные промыслы. А поднос мастерской Вишняковых более живописный, реалистичный. Композиция полувенок, состоящий из двух груш в центре, цветов и птички.
Два других подноса относятся к XXI веку (рис. 6,7), расписаны современными художниками жостовской фабрики. Представленные подносы имеют круглую форму, но принципиально различаются по композиционному строю: один с центальной яблочно-грушевой композицией на черном фоне с золотым ненавяшевым орнаментом, второй с фруктовой веночной на черном фоне с золотым бортом и орнаметом.
Рис. 4. Лёзнов А.И. Поднос овальный «Корзина с цветами, фруктами и птицей» 1931 г.
Рис. 5. Мастерская Вишняковых. Поднос гитаровидный «Фрукты, ягоды, цветы и птица колибри». Конец XIX века. 45х60. Государственный Русский музей (р-1546)
Рис. 6. О.Б. Хитрова. Поднос «Фрукты». Основа, масло, лак. Год (?)
Рис. 7. Т.Н. Шолохова. Поднос «Фрукты». Основа, масло, лак. Год (?)
Московская роспись
«Производство лаковых изделий в Москве имеет сложную, пока еще малоизученную историю» [5]. Московское письмо – особый вид русского традиционного прикладного искусства. Формирование московской росписи и обьединение мастеров декоративной росписи было намного позже, чем в Жостово. Открытие первого предприятия в 1946 «Художественная гравюра» (первоначально «Металлодеталь»), было создано для возрождения декоративной росписи по металлу, которая характерна на территории города Москвы.
В 1975 году появилось впервые отделение «Художественная роспись по металлу» в Московской школе художественных ремесел, для подготовки будущих художников данного промысла. В основном выпускаемая продукция ‒ предметы утилитарного характера, такие как игольницы, шкатулочки и другие.
В московской росписи три техники: ала-прима (в один слой) (рис. 8) и сквозное письмо (рис. 9). «Роспись, в которой на поверхность первым слоем наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. И многослойное письмо» [4] (рис. 10).
Изображение в композиции растительных мотивов более свободное, фантастическое. Композиция ассиметрична – это характерная черта данной росписи. Цветочные мотивы, пейзаж, натюрморт – все это сюжеты московского письма. Часто эти сюжеты сочетаются с цветочно-орнаментальной композицией. Для московской росписи «…характерно применение живописных многотональных фонов (сочетание светлых и темных, контрастных, ярких или наоборот пастельных оттенков)» [4].
В институте традиционного прикладного искусства, московском фиалиале ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», изделия варьируются от подносов до изделий для интерьера.
Поднос «Райские яблочки» имеет сложную фестончатую форму подноса, композицией является венок из яблок с включением цветов и мелких яблочек. Фон коричнево-зеленый, переходящий из коричневого к зеленому.
Московская роспись сложна и уникальна, как и другие виды росписей, но имеет ни с чем не сравнимую композицию и технику.
Рис. 8. Ала-прима. Голумеева Дарья. Масло, лак.2012 г.
Рис. 9. Сквозное письмо. Цветков Г.В. Поднос «Белые ночи». Основа, масло, лак
Рис. 9. Сквозное письмо. Цветков Г.В. Поднос «Белые ночи». Основа, масло, лак
Итак, рассмотрим данные таблицы 1, в которой указаны: первое упоминание росписи, место бытования и наличие или отсутствии высшего образования и средне-профессионального образования.
В таблице 2 представлены различия, а в таблице 3 сходства подносных росписей по металлу России.
Таблица 1
|
Нижнетагильская роспись |
Жостовская роспись |
Московская роспись |
---|---|---|---|
Первое упоминание |
1746 год |
1810 год |
1975 год |
Место бытования |
Нижний Тагил, Свердловская область |
Деревня Жостово Мытищинского р-на, Московской области |
Москва |
СПО и ВО |
Художественное отделение в Уральском училище прикладного искусства (СПО). «Высшая школа народных искусств (академия)» (СПО и ВО). |
‒ |
Институт традиционно-прикладного искусства. Московский филиал ВШНИ (СПО, ВО). |
Таблица 2
Различия |
Техника и технология росписи |
Композиция |
Сюжет |
Орнамент |
Фон |
Ассортимент |
Таблица 3
В рассматриваемых видах декоративной росписи по металлу отличий больше, чем сходств. И одним из главных сходств является фруктово-ягодная композиция. Но, сходство лишь в сюжете. Из-за отличий между росписями фруктовые композиции тоже отличаются, нижнетагильская маховая роспись декоративна, стилизована. Тень и свет разделены пополам, половина фрукта темная, половина светлая. Фон и композиция почти равны. Московская и жостовская приближены к натуралистичности изображения, так же, как и многослойная нижнетагильская роспись, но также отличаются. Многослойная нижнетагильская роспись начинается с замалевка, далее тенёжка, бликовка, лессировки, лакировка. Роспись похоже на голландские натюрморты, но не настолько реалистична, как жостовская.
Жостовская роспись имеет две основных стадии: замалевок и выправка. Фона почти нет, так как все зеркало подноса заполнено реалистичными, сочными, яркими, крупными фруктами.
Московская роспись фантазийна в своих композициях, свободно расположены реалистичные фрукты на поле подноса.
Делая вывод, можно сказать, что это совершенно разные и непохожие по своим качествам росписи. Они отличаются, начиная с технологии и техники, заканчивая композицией.