Закономерности социально-экономического развития в ХХІ веке в корне отличаются от тех, которые наблюдались в конце ХХ века. В некотором смысле можно говорить о серьезном изменении в методологии процессов и в методах, с помощью которых претворяются в жизнь экономические интересы организаций, корпораций и индивидуальных участников. Все более отчетливо речь идет о ведущей роли человеческого ресурса в качестве носителя прогресса и все более четко вырисовывается значение его возможностей, в отличие от периода перехода к рыночной экономике. Это привело к актуализации такой категории, как «предприниматель», наиболее тесно связанной с социокультурными аспектами бизнес-деятельности.
С социологической точки зрения предпринимательство рассматривается как «мобильное умение, которое относится ко всем областям жизни: забота о развитии личности, активное участие в жизни общества, выход или возвращение на рынок труда в качестве работника или самозанятого гражданина, а также и старт предприятий (имеющих технологическую, культурную, социальную или финансовую стоимость)» [3]. Исследователи, изучая молодежное предпринимательство в контексте динамичного процесса, направленного на создание новых ценностей в бизнесе, указывают, что возрастной ценз молодых людей должен быть до 35 лет, чтобы принадлежать к этой социальной группе [2].
Что касается стартапов, впервые термин «стартап» был использован в 1973 году в значении, определяющем компанию с короткой историей операционной деятельности [7]. Только в начале XXI века этот термин был развит и в настоящий момент имеет более содержательную смысловую нагрузку. Бланк С. определяет стартап как «бизнес-проект, основанный на уникальном (эксклюзивном, оригинальном) замысле, в отличие от имеющихся на рынке продуктов и услуг» [1]. В работе Остервальдера А. и Пинье И. стартап рассматривается как «название компаний, которые растут и развиваются очень быстро, захватывая или создавая новую нишу рынка» [8].
Четкого временного промежутка, в течение которого фирму можно назвать стартапом, нет, рамки варьируются от пары недель до нескольких месяцев. В дальнейшем, независимо от судьбы проекта, он перестает быть стартапом. В одних случаях он получает инвестиционную поддержку и продолжает активно развиваться, а в других, если направление деятельность стартап проекта является неперспективной и невостребованной, его деятельность прекращается [6].
Исследователи считают, что стартапы следует рассматривать как опосредованную форму института предпринимательства, имеющую особую культуру и даже сформировавшееся вокруг этой культуры сообщество [5]. Также подчеркивается ориентация стартап-проектов на инновационные и креативные идеи – именно уникальность идеи является базовым атрибутом стартапа, что отличает его от классического предпринимательства, в котором, как правило, главным фактором успеха является продуманная рациональная бизнес-модель [4].
В рамках настоящего исследования был проведен экспертный опрос, направленный на выявление рисков и перспектив молодежных стартапов в России. В качестве экспертов выступили 12 молодых предпринимателей (16-35 лет) с опытом предпринимательской деятельности от 1 года. Экспертный опрос проводился в декабре 2022 года.
Во-первых, респонденты оценили, насколько стартапы как форма предпринимательской деятельности характерна для российской молодежи. Российские предприниматели преимущественно солидарны в мнении о том, что стартапы чаще реализуются в России именно молодежью. Сомнительный ответ высказали только два эксперта (№6 и №12):
«Не всегда, но чаще» - Антон, 21 год.
«Скорей всего да» - Федор, 27 лет.
Один из экспертов (№3) уточнил, что стартапы характерны для скорей «поздней молодежи»:
«Да, но скорей «поздней», около 30-35 лет» - Никита, 25 лет.
Так или иначе, обобщая мнения экспертов, можно заключить, что стартапы действительно являются молодежной формой предпринимательства.
Во-вторых, экспертам было предложено рассказать о том, какие риски в стартап-проектах, реализуемых российской молодежью, они считают наиболее значимыми. Наиболее часто эксперты говорят о риске недостаточного опыта, что характерно именно для молодежных стартапов:
«Недостаток опыта – из-за этого молодые стартаперы часто совершают стратегические ошибки; непонимание того, как подходить к вопросу о поиске инвесторов; собственно недостаток финансовых ресурсов на реализацию стартапа; стартаперы часто не уделяют должное внимание анализу рынка; не прогнозируют экономические показатели стартапа и поэтому долгое время не могут выйти на прибыль» - Алексей, 26 лет.
«Недостаток опыта; отсутствие инвесторов как среди частных лиц, так и среди инвестиционных институтов; незнание потребностей и ожиданий целевой аудитории; незнание законов и ограничений – часто такие ограничения полностью уничтожают стартап; срыв сроков реализации стартап-проекта» - Владимир, 23 года.
Также превалируют риски поиска инвесторов и объективного анализа рынка сбыта, чему молодые стартаперы, по мнению экспертов, часто не уделяют должного внимания:
«Отсутствие капитала и инвесторов, готовых вкладывать в стартап-проект средства; непонимание реального состояния рынка, на который выходит стартап; несвоевременный запуск стартапа» - Виталий, 21 год.
«Сложно найти инвесторов – у молодых стартаперов нет связей и часто компетенций для того, чтобы составить грамотный бизнес-план стартапа для его предъявления инвесторам; также они часто не понимают реальные потребности своей целевой аудитории; команда стартапа может быть не так сильно увлечена идеей, как основатель» - Федор, 27 лет.
Обобщая мнение экспертов, можно говорить о наличии следующих рисков стартап-проектов, реализуемых молодежью в России:
- недостаток опыта, обусловленный молодым возрастом стартаперов и частым отсутствием опыта предпринимательской деятельности;
- сложности в поиске инвесторов, которые, как правило, предъявляют высокие требования к бизнес-плану стартапа;
- невнимание стартаперов к объективному анализу рынка и всех его факторов, из-за чего упускаются важнейшие условия развития стартапов;
- непонимание стартаперами реальных потребностей целевой аудитории, из-за чего идея стартапа может оказаться попросту невостребованной у целевой аудитории, хотя на первый взгляд кажется интересной;
- низкая экономическая эффективность стартапа, то есть его неспособность приносить прибыль учредителям, даже при возможном наличии социальной полезности стартапа;
- низкая вовлеченность участников стартапа в проект - в отличие от основателей, участники стартапа могут быть менее заинтересованы в его идеях и, соответственно, демонстрировать меньшую отдачу (личностную, профессиональную);
- наличие административных и нормативных барьеров, препятствующих тем или иным решениям стартап-проектов;
- нарушение сроков стартапа в целом или его отдельных фаз, например, исследовательских и технических работ, что говорит о недостаточно детальном планировании работ стартап-проекта;
- несвоевременный запуск стартапа (чаще подразумевается, что идея стартапа оказывается уже невостребованной на момент запуска);
- недоверие к стартапу из-за молодого возраста основателя или предвзятого отношения к стартапам в целом на фоне их частой низкой экономической эффективности.
В-третьих, экспертам было предложено оценить, что нужно для успешного развития стартапов в России на сегодняшний день. Многие эксперты говорили о том, что важно развивать деловые организации – профессиональные, дискуссионные, образовательные:
«Возможно, именно для молодежных стартапов следует развивать молодежные предпринимательские организации; также молодежь часто стремится к созданию стартапов, ориентированных на зарубежные рынки, и в этом есть рациональное зерно – многие зарубежные рынки более привлекательны» - Виталий, 21 год.
«Нужно создавать новые формы и проекты по инвестированию в стартапы; также нужны государственные программы по финансированию стартапов и в целом поддержке стартаперов, развитию их профессиональных компетенций» - Матвей, 23 года.
Также часто эксперты упоминали необходимости развития финансовых и инвестиционных институтов:
«Стартапы нуждаются в эффективных институтах финансирования; многие стартап-проекты лучше реализовывать за рубежом на развитых рынках; на российском рынке очень не хватает банковских кредитов для стартапов – они просто необходимы на фоне того, что частных и фондовых инвесторов в стране очень мало» - Антон, 21 год.
«Стартапы нуждаются в хорошей инвестиционной инфраструктуре; в молодежных организациях, участники которых будут поддерживать друг друга в бизнес-начинаниях; в государственной поддержке, причем не только финансовой, но и организационной, образовательной; финансовую помощь могут оказывать и банки – их продукты наиболее оперативные, не требуют длительного ожидания, но сейчас программы кредитования стартапов очень редки» - Алексей, 29 лет.
Таким образом, молодым стартаперам в России, по мнению экспертов, прежде всего требуется развитие инвестиционной инфраструктуры, создания молодежных предпринимательских организаций. Также среди потребностей молодых стартаперов названы такие, как развитие особых экономических зон и бизнес-кластеров, экспансия или переезд стартапов в другие страны, помощь государства в финансировании стартапов и повышении профессиональной компетенции стартаперов, возникновение программы финансирования инновационных стартапов банками и развитие деловой культуры в России.
В-четвертых, экспертам было предложено оценить общие перспективы развития молодежных стартапов в России в современных условиях. Для этого экспертам было предложено выбрать, к какому варианту они склоняются – «скорей хорошие перспективы» или «скорей плохие перспективы» и объяснить, почему они так думают. О хороших перспективах эксперты чаще всего рассуждали, подчеркивая креативность молодежи как конкурентное преимущество и фактор успеха стартапа:
«Потому что именно молодые люди генерируют самые интересные идеи, создают целые рынки» - Виталий, 21 год.
«Потому что молодые люди с подросткового возраста уже озадачиваются такими вещами, они выросли на культуре стремления к успеху, и это естественное увлечение предпринимательством перерастает в интересные проекты» - Антон, 21 год.
Реже эксперты говорили о наличии нужных условий (финансовых, инфраструктурных), которые в той или иной степени обеспечивают потенциал молодежных стартапов:
«Потому что сейчас много вариантов финансирования, государство активно поддерживает стартаперов – много возможностей» - Матвей, 23 года.
«Потому что в России достаточно условий для создания стартапов молодежью – и госпрограммы, и фонды, и частные инвесторы – нужно только реально хорошие и прибыльные идеи» - Владимир, 23 года.
Что касается экспертов, которые склоняются к мнению о том, что перспективы развития молодежных стартапов в России скорей плохие, они чаще говорят о нестабильности экономических условий, в которых очень сложно прогнозировать и планировать подобные проекты:
«Потому что российская экономика слишком турбулентная для таких начинаний, о чем наглядно свидетельствует 2022 год – очень многие стартапы просто «свернулись», потеряв инвесторов» - Никита, 25 лет.
«Потому что в нынешней ситуации создавать стартап-проекты – очень рискованная затея, куда более рискованная, чем в спокойные времена. Российским стартаперам и так было намного труднее искать инвестиции в России, а теперь, когда от России отказались многие зарубежные инвестиционные фонды и тем более частные инвесторы, инвестиции сократятся еще больше, а, как я уже говорил, именно инвестиции являются ключевой проблемой и одновременно потребностью молодых стартаперов» - Федор, 27 лет.
Реже в качестве проблемы развития молодежных стартапов в России эксперты видят трудности с поиском инвестиций:
«Потому что молодых стартаперов часто недооценивают инвесторы – они хотят работать с опытными предпринимателями» - Евгений, 20 лет.
В целом, среди 12 опрошенных экспертов 7 человек склоняются к тому, что у молодых стартаперов в России скорей хорошие перспективы развития, к обратному варианту склоняются остальные 5 экспертов. Те эксперты, которые считают перспективы развития хорошими, в подавляющем большинстве случаев говорят об особом мышлении молодых стартаперов, которое становится их конкурентным преимуществом. А те эксперты, которые склоняются к плохим перспективам развития молодежных стартапов в России, чаще всего упоминают нестабильные условия внешней среды и ориентацию России на внутреннюю среду, при которой усложняется сотрудничество стартаперов с зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
Таким образом, в результате глубинного интервью с экспертами было установлено, что наиболее частыми рисками стартап-проектов являются такие, как недостаток опыта, сложности в поиске инвесторов, недостаточно объективный анализ рынка и непонимание стартаперами потребностей целевой аудитории. Российские стартапы, по мнению экспертов, главным образом нуждаются в развитии инвестиционной инфраструктуры, создании молодежных предпринимательских организаций, развитии особых экономических зон и бизнес-кластеров. В целом перспективы развития российских молодежных стартапов эксперты оценили как благоприятные.