Главная
Конференции
XXIV МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий»
Методология проведения внутреннего стратегического анализа деятельности предприя...

Методология проведения внутреннего стратегического анализа деятельности предприятия

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

управленческий анализ
стратегический анализ
внутренний анализ
управление (менеджмент)
стратегический менеджмент
внутренняя (внешняя) среда предприятия
факторы внутренней (внешней) среды

Аннотация статьи

В статье рассматривается методология проведения внутреннего стратегического анализа. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Текст статьи

Стратегический анализ является одним из ключевых аналитических элементов стратегического управления и составной частью управленческого анализа [4, с. 166]. Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате управленческого анализа среды, в базу данных для принятия стратегических решений [1, с. 118].

Существуют различные точки зрения на основную цель, которую преследует стратегический анализ. В определенной степени взгляды авторов разнятся, но, безусловно, они носят смежный характер, и различаются они между собой лишь определенным акцентированием тех или иных областей. В общем виде можно констатировать, что основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии [6, с. 14].

Объектами стратегического анализа на разных его этапах являются состояние и изменения внутренней и внешней среды организации (отраслевое окружение и макросреда косвенного воздействия), модели будущего и эволюция организации в прошлом, стратегическая позиция и потенциал в текущий момент, реализуемые стратегии и стратегические альтернативы [7, с. 125].

Цель внутреннего стратегического анализа состоит в том, чтобы разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор [2, с. 208]. Внутренний стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа [3, с. 193]:

  1. сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
  2. анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев (акционеров) и персонала.

Внутренний стратегический анализ как элемент системы стратегического управления подразумевает оценку стратегического состояния организации с учетом факторов [5, с. 302]:

  • внутренней микросреды, полностью контролируемой менеджментом организации и включающей подразделения организации;
  • внешней микросреды (делового окружения), регулируемой менеджментом организации и включающей: поставщиков, конкурентов, посредников (торговые фирмы, транспортные организации, специализированные организации (реклама, консалтинг), кредитно-финансовые учреждения), клиентуру и контактные аудитории (средства массовой информации, государственные учреждения и органы, широкая публика);
  • макросреды (фонового окружения), абсолютно неподконтрольной менеджменту организации и включающей политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение. Исследование факторов макросреды в такой последовательности известно под названием ПЭСТ-анализ.

К инструментам стратегического анализа относятся: формальные модели и количественные методы; самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Использование широкого спектра методов стратегического анализа (SWOT-анализ, факторный анализ, GAP-анализ, CVP-анализ, диаграммы Ишикавы и др.) способствует интегральной комплексной оценке позиций организации. Это дает возможность: оценить достигнутые результаты управления; зафиксировать стартовые позиции; выявить проблемные зоны в системе управления; идентифицировать особенности осуществления выбранной стратегии; объективно оценить возможности предстоящего развития с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Грамотно проведенный стратегический анализ становится значимым конкурентным преимуществом компании, поскольку наделяет ее остроактуальной и полезной информацией, например, относительно положения ситуации в отрасли.

Список литературы

  1. Антонов В.Г. Концепция стратегического управления организацией // Маркетинг. - 2014. - № 3. - С. 107-124.
  2. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
  3. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник - М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 201 - 256 с.
  4. Куликова Н.Н. Стратегический управленческий анализ: сущность, методы и критерии реализации перспективных задач // Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2011. - №3. - с.166-170.
  5. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2013. - 468 с.
  6. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учеб. пособие - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
  7. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие - М.: Форум, 2013. - 304 с.

Поделиться

460

Дудина Е. Г. Методология проведения внутреннего стратегического анализа деятельности предприятия // XXIV МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2017г. :в 13-и ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Часть XI.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5623-metodologiya-provedeniya-vnutrennego-strategi

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа