Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Актуальные проблемы методик расследования преступлений в сфере экономики

Актуальные проблемы методик расследования преступлений в сфере экономики

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

налогообложение
экономика
преступления
отмывания
расследования

Аннотация статьи

В статье проведен анализ актуальности проблем расследований преступлений экономических преступлений и налогообложения в частности в России. Представлена специфика экономических преступлений, их возникновения, оценка расследований данных преступлений, актуальность их расследования, причины возникновения в системе налогообложения.

Текст статьи

Актуальность исследования. Экономические преступления – одни из сложных в уголовном законодательстве. Они охватывают направления организации расследования преступлений в сфере экономики, как с точки зрения формулировок норм материального права, так и с точки зрения доказывания преступлений, особенностей и трудностей всего следствия. Одна из форм обеспечения безопасности в экономике – уголовное судопроизводство по экономическим преступлениям органами предварительного следствия в пределах их компетенции. Но результаты этой деятельности характеризуют рядом негативных тенденций. В связи с сокращением числа уголовных дел, связанных с указанными видами преступлений, происходит снижение числа предварительно расследованных деяний.

Происходит постоянное видоизменение криминалистических моделей совершения экономических преступлений. Преступниками зачастую используются особенности правовой, экономической, социальной системы, которые существуют в определенный момент, также постоянно изменяясь. Поэтому для повышения эффективности расследования важно понимать общие вопросы, являющиеся характеристикой особенностей расследования экономического преступления. Это помогает понять не только лишь механизм совершения преступлений, но выявить и сопутствующие преступления.

Дознавателями и следователями органов внутренних дел расследуется более 50% преступных деяний в сфере экономики, относящихся к налоговым преступлениям. Налоговые преступления относятся к числу наиболее распространенных экономических преступлений, характеризующихся большими задержками и разнообразием способов их раскрытия. В целом, в структуре налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ), реже встречается уклонение от уплаты налогов физическими лицами и неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 198 и 199.1 УК РФ). Следует отметить, что ущерб, причиненный сегодня налоговыми преступлениями, превышает ущерб, причиненный всеми другими экономическими преступлениями вместе взятыми.

Специфика налоговых преступлений заключается в том, что планирование и выдвижение следственных версий при выявлении и расследовании налоговых преступлений возможно только путем проведения налоговых проверок, ревизий и проверок. В то же время факт совершения этих преступлений зачастую обнаруживается не сразу, а лишь через несколько месяцев, а иногда и лет. Данные, выявляющие типичные ситуации на различных стадиях расследования налоговых правонарушений, характеризуются относительной сохранностью источника информации, независимо от источника. Эта информация затрагивает все направления выявления и расследования, а также содержит сведения о преступлении, времени, месте его совершения, способе, механизме, определенных следах и предмете. В связи с вышеизложенным актуальны вопросы, связанные с расследованием в сфере экономики, в том числе налоговых преступлений.

Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в процессе организации расследования экономических преступлений.

Предметом исследования являются правовые формы и средства организации расследования экономических преступлений, теоретические основы и практика управленческой деятельности в органах предварительного расследования по делам о преступных деяниях данного вида.

Цель настоящего исследования состоит в характеристике особенностей расследования экономических преступлений.

Для достижения поставленной цели требуется решить задачи исследования:

  1. раскрыть теоретические основы организации расследования экономических преступлений;
  2. выявить особенности построения модели организации расследования экономических преступлений;
  3. проанализировать проблемы и перспективы расследования экономических преступлений.

Теоретической основой исследования явились труды ведущих российских ученых современного периода развития криминалистики, таких как: А.Н. Балашов, Р.С. Белкин, С.А. Величкин, А.К. Гаврилов, В.Д. Зеленский, Е.П. Ищенко, В.Е. Коновалова, А.Ю. Корчагин, A.M. Ларин, И.П. Можаева, Н.И. Порубов, В.Е. Сидоров, В.В. Степанов, А.Г. Филиппов и др.

Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию РФ, УПК РФ, УК РФ.

Методологическая основа исследования включает историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, логический метод, использующий индукцию, дедукцию, анализ и синтез; технико-юридический метод, системный подход как общенаучный метод познания сложных и структурированных объектов изучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработаны предложения по совершенствованию направлений организации расследования преступлений в экономике, определены перспективы разработки темы.

Криминалистическая концепция «преступления в сфере экономики» включает в себя широкую категорию преступлений, криминалистические особенности которых имеют сходство. Это понятие в первую очередь связано с криминальными деяниями в различных формах финансового мошенничества с помощью банковских инструментов, легализации преступного капитала при использовании банковских средств, незаконного предпринимательства в кредитно-финансовой сфере. Эти преступления связаны с деяниями, совершенными в сфере налогообложения.

На сегодняшний день преступная деятельность в экономической сфере продолжает развиваться. Это происходит, прежде всего, потому что экономика является достаточно активной формой деятельности, в ней циркулируют большие денежные суммы. Это привлекает большое количество преступных элементов и наносит большой урон экономике стран [1]. Наряду с официальной экономической системой, которая совершает прозрачные процессы регулирования входящих и исходящих денежных потоков и выплачивает все налоги государства, существует теневая экономика, которая совершает денежные операции, не облагаемые налогом, и пытается скрыть денежные махинации. Как раз в области теневой экономики действуют преступные элементы, стараясь заработать больше денежных средств, уходя от налогов.

В истории Российской Федерации в качестве примера, как бесконтрольно рыночные отношения могут себя вести в обществе, можно рассмотреть исторический период «лихие девяностые». Как раз тогда государственный контроль за экономическими операциями был потерян, стали действовать только законы рынка и конкуренции. Именно в 90-е годы произошло складывание современного вида рынка с его механизмами саморегуляции и частичным контролем государства [2]. Так вот в такой ситуации, когда государство совершенно не контролирует рыночные механизмы осуществления экономической деятельности, происходит разрастание теневого сектора экономики и, соответственно, рост преступной деятельности. Если государство не обеспечивает законодательного контроля за экономической сферой, это грозит тем, что происходит формирование различных разновидностей взаимодействия криминальных структур и властных структур.

И если бы здесь речь велась о тоталитарном государстве, которым является СССР, то в таком государстве не возникает проблемы в государственном регулировании, так как тоталитарные режимы изначально основаны только на государственном регулировании. Но так как на сегодняшний день в Российской Федерации развивается демократический политический режим, основой которого является защита интересов личности и ценности личности и для которого характерно наличие рыночных отношений в экономике, то процесс регулирования государственной экономики усложняется. Ведь в условиях рынка не приветствуется тотальное руководство государством, так как тогда рынок в принципе сам по себе исчезнет [3]. Так как рыночные отношения – это экономические отношения, где экономические субъекты сами регулируют цены, количество производимой продукции и ее качество. Таким образом, в условиях рыночных отношений такие показатели как спрос, предложение, конкуренция экономических субъектов является важнейшим регуляторами. Соответственно, государство Российская Федерация оказалось сейчас в таком положении, что с одной стороны нужно обеспечивать регулирование экономики так, чтобы уменьшить теневой сектор, который в Российской Федерации достаточно велик. С другой стороны, государство должно соблюдать демократические принципы устройства общества и сохранять свободные рыночные отношения в экономике. На сегодняшний день государство Российская Федерация находится в поисках такой золотой середины и старается принимать современное отечественное законодательство в рамках интересов, прежде всего, населения. Это необходимо для того, чтобы обезопасить экономические субъекты от захватов бизнеса, от потерь в связи с деятельностью криминального характера, которая осуществляется в рамках теневого сектора.

Развитие экономической сферы в Российской Федерации является основой для развития преступных деяний в различных сферах деятельности, помимо экономической. Так как преступная деятельность в экономической сфере обладает большими финансовыми ресурсами, то эти финансовые ресурсы направляются на другие уголовно-наказуемые правонарушения. К таким можно отнести террористические акты, развитие бандитизма, осуществление незаконного захвата бизнеса и так далее. В принципе, как мы вначале уже рассмотрели, экономическая сфера привлекает достаточно большое количество преступных элементов из-за того, что экономическая сфера является прибыльной и ресурсной сферой [4]. С этим связано, что данное увеличение представителей криминальных структур в экономической сфере влияет на повышение уровня преступности во всей стране. Но стоит отметить, что экономические преступления отличаются от других уголовных преступлений по ряду характерных черт. Эти черты оказываются отличительными составляющими экономических преступлений:

  1. Характерные особенности экономических преступлений обусловлены тем, что данные преступления совершаются, как правило, в рамках профессиональной деятельности, которая осуществляется в контексте организации бизнеса и реализации предпринимательской деятельности.
  2. Данные экономические преступления совершаются в реалиях развития современной экономической системы, в условиях развития рынка.
  3. Экономические преступления имеют свои целью в некоторых случаях присвоение общественных благ с применением экономических рычагов в тех сферах развития экономики, где наблюдаются узкие места реализуемой государством экономической политики.
  4. Для экономических преступлений характерно отсутствие коммуникации с жертвами мошенничества.
  5. Как правило, экономические преступления могут совершать экономические субъекты, которые обладают определенным доверием среди обывателей.
  6. Экономические преступления относятся к использованию или хищению объектов экономической деятельности.
  7. Для экономических преступлений не характерно применение насильственного характера, если только насильственный характер могут иметь иные преступления, финансируемые преступными организациями в рамках экономической деятельности.
  8. При условии того, что экономические преступления совершаются экономическими субъектами, имеющими определенный кредит доверия в обществе, то со стороны общества данное экономическое мошенничество не расценивается как преступление.

Второй подход рассматривает термин «организация» как социальный элемент с его субъективными объективными характеристиками в процессе организации.

Третий подход рассматривает термин организация как гармоничное сочетание внутренних и внешних элементов в рамках целостной структуры процесса.

Четвертый подход – организаторская деятельность, направленная на структурирование социального образования.

Пятый подход рассматривает термин как результативный процесс, который призван структурировать взаимодействие объектов и субъектов в контексте процесса образования социальных элементов.

Что касается рассмотрения личности преступника, который совершает те или иные преступные деяния в экономической сфере, то нужно отметить, что в рамках этой преступной деятельности в основном действуют так называемые представители среднего класса или «белые воротнички».

Зачастую лидером преступной группировки является индивид, обладающий экономическими познаниями и экономическим высшим, как правило, образованием. Также данный лидер, как правило, обладает определенной харизмой, что отражается в наличии умения влиять на суждения, принятие решений другими людьми. Данный лидер, как правило, имеет значительный опыт противостояния правоохранительным органам и прекрасные организаторские способности, которые воплощаются в рамках организованной преступной группировки, действующей в условиях экономической сферы.

Борьба с подобными организованными группировками, которые осуществляют преступную деятельность в рамках экономической сферы деятельности, началась еще середины XX века. Наибольшее свое развитие процесс получил в 1970-х годах. В этот период ряд следователей организовывал расследования в сфере деятельности подобных организационных структур, осуществляющих преступные деяния. На тот момент за экономические хищения, которые составляли более 10.000 руб., предусматривалась высшая мера наказания в виде расстрела. Но самые крупные хищения на тот момент составляли от 500.000 до миллиона рублей [5]. Следовательно, они расценивались как наиболее тяжкие экономические преступления. Даже сами следователи отмечали, насколько изощренными и гениальными иногда могут быть схемы совершения финансовых мошеннических операций в сфере экономики, которые разрабатывали лидеры организованных преступных группировок.

Организация следственных мероприятий в отношении преступлений в экономической сфере рассмотрена в работе О.А. Фирсова, М.Е. Алексушина. В рамке данной работы организационная деятельность следственных мероприятий в сфере экономических преступлений размаривается как согласованная работа правоохранительных органов с целью противодействия данного рода преступлениям [6].

Важным этапом в процессе противодействия государственным органам совершениям преступлений в сфере экономики является организационная работа руководителей правоохранительных органов в контексте судебных процессов рассмотрения дел, имеющих признаки преступных деяний в сфере экономики.

При рассмотрении ряда научных работ, которые освещают основные характерные особенности теории управления, правоохранительными органами были выделены некоторые факторы, которые оказывают существенное влияние на процесс расследования преступной деятельности в рамках экономической сферы. Данными научными работами оказались труды А.В. Авиловой [7], А.Н. Буторова [8].

Рассмотрим подробнее эти факторы:

  • Одним из факторов является динамичность и статичность развития преступной деятельности в сфере экономической деятельности;
  • Направленность действия, которое заключается в частности и комплексности применяемых мер;
  • С качественной точки зрения отрицательность и положительность мер влияния на осуществление преступной деятельности в экономической сфере;
  • Также можно отметить неделимость и делимость действий, направленных против экономической преступности.

Что касается дальнейших классификации факторов осуществления организационной деятельности в сфере расследования экономических преступлений, можно выделить некоторые основания для данной классификации [9]:

  • Одним из оснований считается среда функционирования, которая представлена в виде органа, осуществляющего предварительное расследование. По данной основе может быть выделена как внутренняя, так и внешняя осуществляемая деятельность;
  • Факторы можно разделить по времени влияния. Здесь важно будут они являться временными, то есть возникающими в период определенных ситуаций, или постоянными, которые длятся определенное количество времени;
  • Также основанием может являться степень влияния – незначительная или значительная;
  • По основанию способа оказываемого влияния выделяются контекстные и прямые факторы, оказывающие влияние на совершение экономических преступлений.

Мы рассмотрели классификацию, основанную на рассмотрении факторов, влияющих как с внутренней, так и с внешней стороны на реализуемые следственные мероприятия в отношении экономических правонарушений. Далее рассмотрим классификацию объектов, основой которой является деятельность органов предварительного расследования.

В качестве результатов исследовательской деятельности, в рамках которой был осуществлен опрос руководителей органов предварительного расследования, можно представить ряд факторов, которые оказывают влияние на деятельность данных органов [10]:

  • Требования со стороны Уголовного процессуального кодекса РФ к осуществлению следственных действий по преступлениям в сфере экономической деятельности;
  • Показатели экономической преступности в разрезе количественного и качественного элементов;
  • Рассмотрение более подробно содержательной и результативной части осуществляемой данными органами деятельности в сфере преступной экономической деятельности;
  • Ресурсная составляющая данных органов и учреждений;
  • Реализация исполнения требований, а также положений, которое носят рекомендательный характер, адресованных от лица учреждений, которые оказывают управление данными органами, а также осуществляют контроль.

Рассмотренные особенности осуществления деятельности органов предварительного расследования в отношении деятельности, направленной на противодействие экономическим преступлениям, стало основой для разработки некоторых положений, которые носят рекомендательный характер. Данные положения сформулированы в контексте отдельных факторов с целью их корректировки, проверки содержательной части с применением компетентностного подхода к деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование; изменения показателей статистики в их деятельности; создания контролирующего механизма в сфере разработки решений в сфере управления.

Таким образом, можно сказать о том, что в качестве системы можно рассматривать организационные мероприятия, которые имеют своей целью расследование экономической преступности и в основании которых находится научно-теоретическая база, отражающая основные методы и подходы по данной теме.

Основные характерные черты общей теории систем делают возможным осуществлять выделение данных свойств системы в организации расследования экономических преступлений в качестве таких характеристик, как структурность и целостность рассматриваемых следственных мероприятий [11].

Элементарный и функциональный подходы легли в основу формирования системы организационной работы следственных органов в рамках расследования экономических преступлений.

В контексте элементарного подхода разграничиваются взаимосвязанные элементы системы, которые представлены как объектами, так и субъектами, а также процессами организации следственных мероприятий в области экономических преступлений.

Что касается функционального подхода, то он рассматривает систему организованной работы по проведению следственных мероприятий как взаимосвязь функции управления данными следственными мероприятиями и направления организации расследований.

Так как государство осуществляет противодействие преступлениям в сфере экономической деятельности посредством правоохранительных органов, то, соответственно, и организация следственных мероприятий также осуществляется в рамках российского современного законодательства. Если рассматривать, какие конкретно должности могут участвовать в организации следственных мероприятий в сфере противодействия преступной деятельности экономической среды, то нужно здесь рассмотреть должности дознавателей и следователей в рамках семи ведомств Российской Федерации. Но на сегодняшний день ряд исследователей, такие как О.Г. Дьяконов, Б.Я. Гаврилов, рассматривают целесообразность учреждения в Российской Федерации одного органа, который будет осуществлять регулирование и внедрение следственных мероприятий в рамках преступной экономической деятельности. Возможности положительных результатов данного подхода расценивается как значительные с точки зрения единого органа, который будет выполнять все положения современного российского законодательства в рамках противодействия преступной деятельности в экономической сфере.

Этап предварительного расследования в системе организации противодействия преступной деятельности в рамках экономической сферы имеет большое значение. Так как именно на этапе предварительного расследования собирается информация о правонарушении и выделяются характерные черты данного преступления. В связи с тем, что нередко происходит нарушение срока досудебных мероприятий, то это проявляется в необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела либо, наоборот, в преждевременном возбуждении уголовного дела, когда еще не собрана вся доказательная база. В связи с этим судебная практика по экономическим преступлениям не является эффективной, процент осужденных по экономическим преступлениям недостаточно велик по сравнению с теми количественными показателями экономических преступлений, которые осуществляются на территории Российской Федерации. Если рассматривать более подробно понятийный аппарат взаимодействия государственных структур в рамках противодействия преступной деятельности, то нужно рассмотреть работы ряда ученых, таких как А.М. Кокоева, А.М. Джоробекова [12].

Таким образом, можно сказать, что организационное сотрудничество между органами, которые осуществляют досудебное расследование и другими правоохранительными органами, осуществляется на различных этапах совместного сотрудничества. Допустим, органы, которые осуществляют предварительное расследование, могут взаимодействовать с другими органами правоохранительных учреждений в контексте обмена любого рода информация, а также пользоваться совместным доступом к имеющимся базам данных. Кроме того, данные органы могут осуществлять совместное участие в событиях, мероприятиях, направленных на предупреждение и противодействие преступлений в рамках экономической сферы. Наряду с этим данные структуры могут взаимодействовать в рамках создания методических и научных материалов, которые будут публиковаться в рамках совместной деятельности по противодействию преступности в экономической деятельности.

Профилактическая деятельность в сфере противодействия экономическим преступлениям базируется на теоретической базе, основанной на трудах С.Л. Миролюбова [13]. Исходя из точек зрения исследователей, можно сделать вывод, что предварительные меры означают реализацию комплекса мероприятий по превентивной деятельности, направленной на предупреждение данных преступлений.

В рамках продуктивного взаимодействия правоохранительных органов сформирован комплекс мер и приемов, которые направлены на предупреждение и борьбу с преступлениями в сфере экономической деятельности. Но существуют также причины, которые обуславливают неудовлетворительные показатели следственной деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование. В числе данных причин можно рассмотреть то, что заявители, как правило, достаточно поздно обращаются в следственные органы для заявления о тех или иных финансовых махинациях. Немалый вес также имеет несовершенство современного отечественного законодательства, обладающего определенными узкими местами, которые обусловливают эффективность досудебного расследования. Наряду с этим можно в качестве причин низких показателей раскрываемости по экономическим преступлениям упомянуть сокращение объемов конфискованного имущества и денежных средств на этапах предварительного расследования в отношении лиц, совершивших экономические правонарушения. Что является причинами сокращения ареста имущества, то, как правило, это отсутствие имущества, которое необходимо арестовать или же отсутствие информационной поддержки о нахождении данного имущества, либо же когда имущество зарегистрировано на других лиц.

Подробное рассмотрение функций, а также методов и приемов работы органов, которые осуществляют предварительное расследование, показало узкие места функциональной деятельности данных учреждений [14]. Таким образом, были сформулированы рекомендации по осуществлению более эффективной деятельности органов, которые включают направление деятельности по формированию определенного регламента действий, разрабатываемых в отношении руководства данных органов и содержащих полный объем и содержательную базу полномочий данного органа.

Одни преступления совершаются в сфере государства, другие – в сфере негосударственного экономического взаимодействия между субъектами экономической деятельности [15].

За первый квартал 2022 года на 3,2% относительно 2021 года снизилось количество преступлений экономической направленности. Так, выявлено 39,2 тысячи таких преступлений, материальный ущерб составил 77,8 миллиарда. Число зарегистрированных киберпреступлений снизилось на 8,5% относительно 2021 года. Это означает, что такие преступления совершались с использованием инфраструктуры, расположенной на Украине, и обезвреженной в ходе спецоперации. Однако по-прежнему 25% преступлений совершаются с использованием IT-технологий. Общее количество преступлений за 3 месяца 2022 года снизилось на 3,8%, в том числе тяжких и особо тяжких – на 8,3%. Ущерб от них составил 123 млрд. рублей, что на 8,8% ниже, чем в 2021 году.

На сегодняшний день экономические преступления активно развиваются в цифровой сфере. Развитие сети Интернет повлияло на распространение мошеннических действий на этапах осуществления покупок в интернете. Что касается криминалистической подкованности в сборе информации о таких правонарушениях, то она не находится на должном уровне для эффективного функционирования.

Также обстоятельством, которое делает возможным мошеннические действия, являются узкие места, присутствующие в бухгалтерской финансовой отчетности того или иного предприятия, в отношении которого осуществляется преступная деятельность [16]. При более подробном рассмотрении находится сам алгоритм совершения преступной деятельности в области экономического развития. Таким образом, более подробно рассмотрим, что лежит в основе любого экономического деяния, нарушающего законодательство Российской Федерации. Имеют место быть два конкретных способа совершения экономических правонарушений. В качестве первого способа можно рассмотреть операции с товарными фактурами, а во втором – операции связаны с реализацией без фактурного товара.

Первая ситуация представляет собой наличие бумаги, документа, который свидетельствует о наличии товара, но данного товара фактически не существует. Вторая ситуация представляет собой наличие товара в физическом его понимании, но без определенного закрепления документально, то есть без фактуры. Что касается бестоварной фактуры, то деньги переводились на основании товарных фактур, в подтверждение перевода высылались чеки компании-однодневки, на основании которых деньги поступали на счета клиентов.

Таким образом, данная практика была применена в Российской Федерации в 1990-х годах. С помощью нее миллиарды рублей были сняты со счетов и переходили в теневую экономику, соответственно, их нельзя было отследить и найти каким-то образом. Впоследствии было установлено, что на данные денежные средства были сформированы бандитские формирования, которые в качестве основного вида своей деятельности выбрали осуществление террористических, экстремистских актов. Таким образом, здесь видно взаимодействие между экономическими преступлениями и финансированием террористических актов.

Что касается бестоварной фактуры, то любая операция с бумагами и приписками – это все укладывается в эту схему. На сегодняшний день осуществляются операции по обналичиванию средств с банковских счетов. Данные операции осуществляются с использованием дропов. Дропами являются подставные фирмы или фирмы-однодневки. В американской юриспруденции дропами именуют так называемых денежных мулов, то есть те самые фирмы, с помощью которых деньги отмываются и снимаются со счетов. При снятии со счетов эти деньги превращаются в наличку и их уже невозможно отследить.

Это то, что необходимо для жизнедеятельности любого организованного преступного сообщества, поскольку в криминальном мире предпочитают денежные средства в виде наличных денежных средств. То есть такие денежные средства невозможно отследить без определенного установления в них маячка или помеченных купюр. В этом контексте можно рассмотреть нелегальные концерты эстрадных исполнителей на территории Российской Федерации, в результате которых на руках оказываются большие суммы наличных денежных средств, являющиеся прекрасным способом отмывания денежных средств. Как правило, эти средства не облагаются налогом и, соответственно, не приносят никакого дохода государственной казне [17]. То есть подобная ситуация тоже является правонарушением, а данное предпринимательская деятельность осуществляется в теневом секторе экономики. В связи с этим у эстрадных исполнителей появляются счета за рубежом на большие суммы денег, на которые покупаются зарубежные виллы и различные имущества за рубежом.

Что касается личности преступника, который осуществляет правонарушение в экономических преступлениях. Ряд исследователей, которые наблюдали за поведением и поведенческими характеристиками заключенных, вывели определенные характерные черты, которые присущи личности преступника, связанного с экономическими преступлениями. Сергей Викторович Позднышев работал профессором в Санкт-петербургском университете. Он говорил о том, что во многом объективные обстоятельства и внешние факторы накладывают отпечаток на формирование личности. Он рассматривал целую группу бандитов из бывших военнослужащих, участвовавших в событиях Первой мировой войны. Он конкретно описывал ситуацию психотравмирующих факторов, как они становились преступниками и бандитами. Простые военнослужащие менялись после контузии, ранения, постепенно приходили к необходимости совершения преступлений.

К первой категории преступников относятся экзогенные преступники. Если рассматривать этимологию этого термина, то здесь основным является термин экзо – внешнее влияние [18]. То есть эти преступники в большей части сформировались под воздействием внешних факторов. Это можно рассмотреть на примере тех людей, которые берут взятки. Всегда в основе любого взяточничества присутствуют личностные мотивы. Для решения личных проблем данные люди, чьи должностные обязанности связаны с большим значением их решений, могут принимать определенные решения за определенные денежные средства. Таким образом, решение своих личных финансовых проблем они осуществляют с помощью превышения своих должностных полномочий. Выше мы рассматривали, что характерной чертой экономических преступлений как раз является совершение их в рамках профессиональной деятельности. Как раз взяточничество попадает под эту плоскость совершения экономических преступлений в рамках профессиональной деятельности с применением превышения должностных полномочий. Как правило, у таких людей прекрасное знание бухгалтерского учета, они понимают в том, что можно списать деньги, по каким статьям их можно списать, как произвести фальсификацию документа. То есть подобным образом реализуется преступная деятельность в рамках экономической сферы.

Второй группой являются эндогенные преступники. Этимология этого слова является основанной на термине «эндо», то есть внутренние факторы. Данные преступники, личность которых формировалась под воздействием внутренних процессов, совершают преступное деяние под воздействием формирования характерных особенностей их личностей. Именно внутренние факторы приводят их к совершению преступных деяний. В судебной практике Российской Федерации так же как и практике других стран присутствуют целые династии, которые осуществляют экономические преступления в сфере оборота денежных средств, кражи денежных средств, либо осуществления мошеннических действий. Если речь идет о династии преступников, то здесь сложно говорить о внешних факторах, так как у каждого последующего потомка был выбор заниматься преступной деятельностью или заниматься профессиональной законной деятельностью. Этот человек делал выбору в пользу преступной деятельности. Соответственно, внутренние факторы, ценности семьи были восприняты как необходимость продолжения преступных деяний.

Таким образом, мы рассмотрели характерные особенности, которые присущи личностям преступника, совершающего экономические преступления, и лидера, который руководит преступной организацией, осуществляющей махинации или другого рода экономические преступления. Теперь более подробно рассмотрим, какие разновидности экономических преступлений существуют в условиях рыночной экономики. В тех странах, где рыночная экономика уже развивается порядка нескольких десятилетий, более распространенными являются преступления, связанные с нарушением монопольного законодательства, а также различного рода экономические и финансовые мошеннические операции. В контексте мошеннических операций может осуществляться злоупотребление доверием обывателей, простого населения. В качестве такого примера можно привести финансовую пирамиду МММ, организованную в 90-х годах XX века [19]. В своей деятельности она злоупотребляла доверием простых обывателей, уровень финансовой грамотность которых был очень низок. Поэтому действия данной финансовой организации были признаны незаконными и нарушающими права населения Российской Федерации. Также в виде мошеннических действий могут быть организованы различные фонды, которые собирают денежные средства на какие-то нужды в сфере благотворительности, но на самом деле эти денежные средства уходят на личные нужды их организаторов. Это направление деятельности более крупного мошенничества. Более мелкое мошенничество связано со снятием денежных средств с кредитных карт, мошенническими операциями, которые осуществляются в банкоматах и с помощью SMS рассылок, рассылок в мессенджерах.

Наряду с этими видами нарушений существует еще нарушения в области так называемого отмывания денежных средств, которые получены криминальным путем. Как правило, криминальным путем получают наличные денежные средства, которые затем нужно провести через определенные мероприятия для того, чтобы они получили легальное происхождение. Также мы рассматривали, что такими мероприятиями могут быть нелегальные концерты, которые призваны узаконить те или иные денежные поступления. Также в качестве отмывания могут использоваться различные мероприятия, возможно, по строительству какой-то инфраструктуры или организации какого-то определенного фонда с целью осуществления благотворительных акций [20]. На самом деле данные денежные средства по большей мере направлены не на благотворительность, а на финансирование различных криминальных структур. Также разновидностью деятельности данных структур могут быть террористические и экстремистские акты.

Криминологическая характеристика включает в себя определенного рода информацию, которая имеет большое значение для расследования налоговых преступлений. Также для эффективного расследования налоговых преступлений необходимо спроектировать определенные исследовательские ситуации, которые необходимы для понимания процесса сокрытия от налогов. Криминологическая информация позволяет как раз произвести данную аналитическую мыслительную работу и на основе этого анализа сформировать определенный комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на противодействие и расследование налоговых преступлений.

В качестве лиц, совершивших налоговое правонарушение, признаются руководители различных экономических субъектов и главные бухгалтеры, которые являются также неплательщиками налогов [21].

В ходе проведения документарной проверки экономического субъекта были выявлены случаи нарушения налогового законодательства в виде своевременной неподачи налоговой документации, а также осуществления подкупа определенных лиц, должностные полномочия которых давали им возможность получать взятки за определенного вида услуги. В некоторых случаях существуют такие прецеденты, когда документы о налоговой проверке заменялись на поддельные документы. Соответственно, данные экономические субъекты стремились ввести налоговую службу в заблуждение.

В качестве временного фактора при совершении преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов может рассматриваться время формирования дохода данного экономического субъекта, время, когда ложные сведения были внесены в налоговую отчетность, либо же время, когда в налоговый орган подавалась налоговая отчетность, не соответствующая действительности [22].

Таким образом, для расследования налоговых преступлений необходимо иметь прочные знания в финансовом, бухгалтерском учете. Поэтому следователю необходимо привлекать экспертов с данным видом образования. Также для эффективной следственной деятельности в рамках данных дел необходимо очень тщательно просматривать, где находится сам экономический субъект место, и определять время совершения преступной деятельности, характеристики личности и поведенческие характеристики данного преступника.

Доказательства по делам о налоговых преступлениях характеризуются большей сложностью и имеют много различных характеристик. В контексте демонстрации и существующих характеристик налоговых правонарушений особое внимание следует уделить следующим вопросам:

  1. Правильное использование документов, как исключительного средства доказывания, поэтому первоочередное значение имеет изъятие их в полном объеме, последующее их исследование и экспертная оценка;
  2. Установление прямого умысла виновных в уклонении от уплаты налогов. Налоговые преступления – это несколько уголовных преступлений, требующих доказательства прямого умысла. Если эта форма вины не будет доказана в ходе следствия, то не будет и налогового преступления, а виновный не может быть признан виновным в совершении уголовного преступления. Самая важная задача следователя – правильно выстроить систему доказательств. Тщательная подготовка и проведение допросов подозреваемого (подсудимого) таким образом, чтобы исключить последующие отмены в уголовном производстве на основании определенных;
  3. Использование помощи специалистов в области экономики, бухгалтерского и налогового учета в процессе выявления и расследования, а также при производстве следственных действий, и при составлении процессуальных документов. Без них не всегда возможно провести качественное расследование по делу о налоговом преступлении. По данным общероссийской статистики, почти треть уголовных дел о неполном производстве возвращены на дополнительное расследование.

В настоящее время крайне важно разработать основополагающие положения, определяющие налоговые преступления и основные методики их выявления и расследования. Такие положения, которые составляют основу криминалистического признака, общего для всех видов преступного уклонения от уплаты налогов, могут стать основой для разработки криминалистической характеристики конкретного вида такого уголовного правонарушения в связи с налогами и сборами, имеющимися в налоговой системе, а также на основе криминалистической методики выявления и расследования, общей для всех видов преступного уклонения от уплаты налогов, могут стать основой для разработки методов выявления и расследования отдельных видов этих

Методы, используемые для уклонения от уплаты налогов, разнообразны и многочисленны. Занижение налоговой базы – один из них.

Недооценка налоговой базы является одним из наиболее распространенных способов нарушения налогового законодательства. Это характерно для налогоплательщиков всех форм собственности, всех размеров и всех видов деятельности. Различаются только конкретные механизмы занижения налоговой базы.

Уменьшение налоговой базы заключается в полном или частичном не отражении налоговых статей во внутренних бухгалтерских документах, а также в занесении искаженных данных о налоговых вычетах в регистры бухгалтерского учета.

Способы уменьшения налоговой базы можно разделить на следующие группы:

  1. Полное или частичное не отражение в бухгалтерском учете данных, увеличивающих величину налогооблагаемой суммы (НДС и корпоративный налог – то есть налог на имущество организаций).
  2. Включение в налоговую отчетность искаженных данных, уменьшающих налогооблагаемую сумму (по налогу на прибыль организаций – расходы, НДС – сумма налога, уплаченная поставщикам и др.).
  3. Сокрытие выручки путем уклонения от ведения бухгалтерского учета.
  4. Невключение в налогооблагаемую базу сумм по проведенным взаимозачетам как оплаты за выполненные работы и оказанные услуги
  5. Сокрытие выручки путем подмены или уничтожения первичных документов после совершения сделки
  6. Неотражение в выручке доходов, полученных от реализации ценных бумаг, неотражение в бухгалтерском учете суммы выручки, полученной от операций с недвижимостью, невключение в выручку суммы оплаты выполненных работ при переуступке права требования
  7. Занижение цены реализации продукции
  8. Неполное отражение выручки при давальческом способе переработки сырья
  9. Неполное включение в отчетность счетов-фактур по продукции, облагаемой акцизами
  10. Занижение объемов реализации в натуральном выражении
  11. Включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных, снижающих налоговую базу
  12. Нарушение норм списания сырья и материалов на произведенную продукцию
  13. Занижение количества и завышение цены приобретаемого товара
  14. Завышение себестоимости продукции в результате неправильного начисления амортизации
  15. Занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций
  16. Уклонение от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  17. Замена объекта налогообложения
  18. Изменение параметров объекта налогообложения
  19. Схема уклонения от уплаты налогов при реализации топлива
  20. Занижение платы за древесину, отпускаемую на корню
  21. Заключение договора подряда
  22. Составление фиктивных первичных документов.
  23. Собственные технологические нужды
  24. Присвоение кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности
  25. Отпуск или приобретение товаров по заведомо невыгодным ценам.

В качестве структурного элемента состава участников типичных схем уклонения от налогообложения, характерных для крупных предприятий, можно выделить организации, имеющие обособленные структурные подразделения (филиалы). Наиболее типичными способами уклонения от уплаты налогов в этих организациях являются следующие:

  1. Счет реализации подменяется на транзитный при расчетах, осуществленных с подразделениями, основанными на фермерских хозяйствах и целевом финансировании. Затраты, фактически составляющие выручку, декларируются как якобы произведенное финансирование филиала, а доходы филиала – как поступления от филиала в рамках бюджетного покрытия затрат и при появлении дебетового сальдо на счете расчетов с филиалом отражаются в головном предприятии на счетах учета денежных средств.
  2. Филиал не является самостоятельным юридическим лицом, имеющим собственный баланс, являющийся частью консолидированного баланса головной организации, и регистрируется в качестве самостоятельного налогоплательщика. Однако головное предприятие не должно составлять единый консолидированный баланс по результатам работы организации за указанный год.

Головная организация и филиалы, имеющие один ИНН, ведут раздельные балансы, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и сборы. Сведения о суммах налогов и сборов, взимаемых и уплачиваемых, регистрируются налоговыми органами по каждому филиалу.

Один из филиалов, открывающий банковский счет, на который поступают денежные средства от заинтересованных трудовых организаций за фактически не выполненные условия (товары, которые не были поставлены, или услуги, которые не были предоставлены). На эти сделки оформляются фальшивые документы (договоры, акты приема выполненных работ, счета-фактуры, накладные и др.). Движение денежных средств по расчетному счету не отражается в бухгалтерском учете ни филиала, ни головной организации, а денежные средства обналичиваются.

Таким образом, необоснованно завышается себестоимость выполненных работ.

Еще большую общественную опасность представляет комплексное использование упомянутых методов. Зачастую основным звеном современной предпринимательской системы является не фирма-производитель или фирма-налогоплательщик, а так называемый «бизнес». Последний включает основную фирму (как правило, бесприбыльную) и сеть дочерних предприятий или филиалов, зависимых фирм, «карманных» банков, которым переданы функции сбыта и снабжения.

Использование такой околофирменной сети предоставляет основной организации возможность снижать налоги в максимальной степени, в то время как использование подставных структур позволяет уклоняться от уплаты налогов на стадиях снабжения и сбыта продукции предприятия.

Мы привели не полный перечень способов совершения налоговых преступлений, однако в настоящее время очевидно, что диспозиция составов налоговых преступлений очень объемная. С объективной стороны закон предусматривает два вида неправомерных действий: непредставление налоговой декларации в налоговый орган либо внесение в декларацию заведомо ложных сведений. С субъективной стороны – это вина в виде прямого умысла. Косвенного умысла быть не может. Со стороны субъекта это специальный субъект – руководитель юридического лица, либо лицо, фактически выполняющее функции директора юридического лица независимо от того, кем оно является в данной организации. Обязательным условием объективной стороны является наличие материального ущерба – крупный ущерб. Размер – не менее 2 млн.руб. и не менее 10% суммы налога, подлежащей уплате.

В соответствии с п. 4 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199 УК РФ, с 1 января 2011 г. отнесено к подследственности следователей Следственного комитета.

Таким образом, уголовное дело не может быть возбуждено только на том основании, что налогоплательщик (физическое лицо или организация) вовремя не исполнил обязанности по уплате налогов.

Основными причинами возвращения уголовных дел на дополнительное расследование являются неправильная квалификация действий привлекаемого к ответственности налогоплательщика и неполнота выявления и расследования. Подавляющее большинство неполнота выявления и расследования выражена в недоказанности прямого умысла на уклонение от уплаты налогов. Остальные причины возврата выглядят следующим образом: нарушение сроков следствия; нарушение требований УПК при составлении обвинительного заключения; неполнота и необъективность при исследовании обстоятельств дела; нарушение права обвиняемого на защиту; необходимость проведения судебно-экономической экспертизы; непринятые процессуальные решения в отношении других лиц; иные причины.

Основными недостатками в выявлении и расследовании дел о налоговых преступлениях чаще всего становятся:

  • неполнота и низкое качество доследственной проверки;
  • неполнота следствия, которая заключается в том, что расследование сводится главным образом к допросу обвиняемого и попытке его изобличения разного рода свидетельскими показаниями, которые ничего по существу вопроса пояснить не могут, кроме того, что конкретное лицо уклонилось от уплаты налогов;
  • слабый профессионализм следователей в выявлении и расследовании налоговых преступлений и отсутствие научно разработанных методик выявления и расследования таких преступлений;
  • отсутствие взаимодействия со специалистами в области бухгалтерского учета и налогового контроля в процессе выявления и расследования преступления.

В рамках данной исследовательской работы была предложена и рассмотрена концепция организационных мероприятий в сфере расследования экономических преступлений в контексте осуществления мероприятий предварительного расследования и обмена информационной и следственной информацией с различными структурами правоохранительных органов в рамках проведения следственных мероприятий.

Также в рамках данной работы была выявлена определенная зависимость организационных мероприятий в отношении расследования экономической деятельности и совершенных в данной сфере преступлений от тех факторов, которые характеризуют иные преступления, регулируемые Уголовным кодексом Российской Федерации. Также был рассмотрен ряд факторов, которых влияют на совершение экономических преступлений, а также на их расследование.

Для того чтобы добиться повышения эффективности показателей раскрытия экономических преступлений, необходимо внедрение управленческих организационных мер. В них включена разработка определенного комплекса нормативно-правовых актов, где разработан конкретный регламент действий того или иного государственного органа при осуществлении борьбы с экономическими преступлениями. Также должна быть организована работа в сфере предупреждения экономических преступлений и возмещения ущерба подсудимым в качестве ареста имущества либо изъятия денежных сумм. Также необходимо осуществить контроль над отчетностью и документацией, которая представляется правоохранительным органам со стороны обвиняемого.

Признаками квалифицированных экономических преступлений могут выступать различные основания. Таким образом, в данной работе были рассмотрены факты мошенничества, которое на сегодняшний день является лидирующим правонарушением в сфере экономической преступности. Также были рассмотрены факты искажения налоговой базы и бухгалтерской отчетности. Были рассмотрены виды преступных нарушений в сфере особо крупных хищений и нарушения государственных контрактов с использованием фирм-однодневок. Таким образом, в данной работе было прописано, что для того, чтобы заказчик не стал жертвой взаимодействия с фирмой-однодневкой, необходимо тщательно проверять контрагента и смотреть на тот вид деятельности, которым занимается данное предприятие, и сколько оно существует. Данные рекомендации были даны Минфином и ФНС Российской Федерации.

В связи с этим можно сделать вывод, что только понимание основ экономической преступной деятельности может способствовать созданию модели преступных деяний в криминологической сфере, которая будет основана на проведении плана расследования и наличии преступления в действиях подозреваемого субъекта.

В работе уже упоминалось, что наиболее распространенным является мошенничество среди экономических преступлений. Но также одним из распространенных видов экономических нарушений является сокрытие налогов и уклонение от налогов.

Таким образом, если налоги не выплачиваются населением, то, соответственно, государственный бюджет теряет большое количество денег. Нужно помнить, что за счет государственного бюджета финансируется основная инфраструктура общества в виде больниц, школы, правоохранительных органов и армии. В условиях спецоперации 2022 года расходы на военных достаточно выросли и, соответственно, также возрастает налоговое бремя на население. Но опять же при условии, если все, кто должен выплачивать налоги, будут их выплачивать, то и, соответственно, налоговое бремя станет меньше. Нужно учесть, что в Российской Федерации налоги взимаются в меньшем количестве, нежели чем в зарубежных странах.

Осуществление следственных мероприятий в виде проверки изъятых документов налогоплательщика и достоверности данных, в них изложенных, позволяют на первоначальном этапе выдвинуть версию о виновности конкретного лица в совершении налогового преступления.

Самые важные следственные действия на первоначальном этапе выявления и расследования – выемка документов, обыски и наложение ареста на имущество для обеспечения погашения налоговых обязательств физического лица или организаций.

После получения и изучения документов можно перейти к допросам причастных к делу лиц и проверке их доводов относительно интерпретации события налогового правонарушения.

Показания сотрудников налоговых органов позволяют уточнить аргументацию этого органа при определении налогового нарушения, выяснить существенные обстоятельства обнаружения преступления и поведения подозреваемого. Показания подозреваемых целесообразно совмещать с получением образцов для сравнительного исследования и началом прослушивания телефонных переговоров (если это мероприятие не начато органом дознания ранее), что позволяет получить данные о существенных обстоятельствах совершения налоговых правонарушений и опровергнуть доводы подозреваемых (обвиняемых), а также доказать прямой умысел в совершении налогового преступления, и выявить круг соучастников, пособников и инициатора преступления.

Список литературы

  1. Балашов Д.Н. Криминалистика: Учебник / Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов, С.В. Маликов. - М.: РИОР, 2019. С. 185.
  2. Голято В.О. Использование специальных знаний в расследовании преступлений в сфере экономики / В.О. Голято // Студенческий форум. - 2019. - № 40-2 (91). С. 35.
  3. Журавлев С.Ю. Выявление и расследование механизма коррупции сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / С.Ю. Журавлев. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018. С. 84.
  4. Комиссаров В.И. Расследование хищений, совершаемых с использованием товарных кредитов / В.И. Комиссаров, Е.С. Лапин. - М.: Юрлитинформ, 2001. С. 55.
  5. Агафонов В.В. Криминалистика: краткий курс лекций / В.В. Агафонов, А.Г. Филиппов. – М.: Юрайт, 2018. С. 74.
  6. Фирсов О.А. Криминалистическое сопровождение раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики / О.А. Фирсов, М.Е. Алексушин // Наука и общество. - 2020. - № 1 (36). С. 39.
  7. Авилова А.В. Некоторые вопросы методики расследования преступлений в сфере экономики / А.В. Авилова // Право и правопорядок: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. - Хабаровск, 2018. С. 80.
  8. Буторов А.Н. Экономическая информация и криминалистическая характеристика налоговых преступлений / А.Н. Буторов // Бизнес в законе. – 2018. - № 6. С. 82.
  9. Драпкин Л.Я. Криминалистика: учебник / Л.Я. Драпкин. – М.: Юрайт, 2019. С. 125.
  10. Зиновьев И.Ф. Экономическая преступность в Российской Федерации: динамические тенденции / И.Ф. Зиновьев, Л.С. Усеинова // Инновационная наука. – 2018. - № 6. С. 20.
  11. Россинская Е.Н. Криминалистика. Учебник / Е.Н. Россинская. – М.: Проспект, 2019. С. 228.
  12. Кокоева А.М. Особенности предмета преступного посягательства и следов преступления при расследовании преступлений в сфере экономики / А.М. Кокоева, А.М. Джоробекова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 44-3. С. 29.
  13. Миролюбов С.Л. К вопросу о предпосылках использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений экономической направленности / С.Л. Миролюбов // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2019. - № 11. С. 65.
  14. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений: в 2 частях. Часть I / Под ред. Н.Е. Муженской, Г.В. Костылевой. – М.: Проспект, 2018. С. 104.
  15. Топорков А.А. Криминалистика / А.А. Топорков. – М.: Контракт, 2021. С. 84.
  16. Ложкова И.А. Вопросы криминалистического обеспечения расследования правонарушений в сфере экономики / И.А. Ложкова // Наука и новация: современные проблемы теории и практики права. - 2019. С. 185.
  17. Мухин Г.И. Криминалистика. Учебник / Г.И. Мухин, Д.Т. Исютин. – М.: ТетраСистемс, 2019. С. 135.
  18. Роганов С.А. Криминалистика: учебник / С.А. Роганов. – СПб.: Питер, 2020. С. 248.
  19. Шашков В.П. Актуальные проблемы использования материалов журналистского расследования следователем в ходе производства по уголовным делам: дисс. канд. юрид. наук / В.П. Шашков. - Калининград, 2018. С. 126.
  20. Волобуев А. Комплексные методики расследования экономических преступлений / А. Волобуев // Российская юстиция. – 2019. - № 4. С. 120.
  21. Савельева М.В. Криминалистика: Учебник / М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. – М.: Деловой двор, 2019. С. 227.
  22. Яскевич А.В. Современные тенденции выявления и расследования преступлений в сфере экономики / А.В. Яскевич, И.В. Пашута // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2018. - № 1 (35). С. 102.

Поделиться

2219

Косарев М. В., Миронова Е. А. Актуальные проблемы методик расследования преступлений в сфере экономики // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 16-29. URL: https://apni.ru/article/5630-aktualnie-problemi-metodik-rassledovaniya-pre

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря