Социальный подход к исследованию малого бизнеса

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

малый бизнес как социально-экономическое явление
функции малого бизнеса и предпринимательства
междисциплинарный подход к исследованию социального в предпринимательстве
новая парадигма общественного развития

Аннотация статьи

Малый бизнес – экономическая подсистема, которая предоставляет человеку возможности реализации его потенций. Малый бизнес как социально-экономическое явление обладает рядом существенных свойств, которые мы бы представили в иерархии: способность удовлетворять общественные потребности – общее свойство малого бизнеса и малого предпринимательства как социально-экономической деятельности.

Текст статьи

Сегодня перед социально-гуманитарными науками стоит проблема создания новой парадигмы общественного развития. Радикальные перемены, происходящие в нашем обществе, потребовали научного осмысления социальных процессов и явлений с точки зрения нового подхода.

Проблема рынка – не просто экономическая проблема. Рынок – это сложная социально-экономическая система, процесс проявления исторических, национальных, культурных, религиозных, психологических особенностей развития российского общества. Рыночные (товарно-денежные) отношения включены в систему социальных, культурных, политических, духовных отношений, “характеризующих взаимодействие человека с обществом через экономику и посредством нее”.

Человек – ключевая фигура современной экономики. Он является средством и целью производства. А значит, с развитием производства развивается и человек.

Малый бизнес – экономическая подсистема, которая предоставляет человеку возможности реализации его потенций. В малом бизнесе человек как предпосылка и конечная цель развития общества наиболее выражен.

Отечественная практика хозяйствования и управления показали, что необоснованные управленческие решения ведут к развитию диспропорций в малом бизнесе, что, в конечном итоге, сказывается на его социально-экономической эффективности. Поэтому задачей научно обоснованного управления видится приведение реального объекта к некоторой нормативной модели в соответствии с целями общественного развития.

В рамках социального подхода предприниматель выступает, не просто как Homo economicus в чистом виде, а как Homo economicus, испытывающий взаимное влияние не только экономической, но и социальной, культурной, этической, религиозной, правовой и других сфер общественной жизни. Цивилизованный бизнесмен – это, прежде всего новатор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства, результатом которой становится товар или услуги, предназначенные для удовлетворения конкретной общественной потребности. Таким образом, вся экономическая деятельность ориентирована на определенную совокупность общественных потребностей.

По данным ООН в мировой хозяйственной системе в малом бизнесе занято почти 50% трудоспособного населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта, а его доля в валовом внутреннем продукте – от 50 до 67%. Повсеместно растет "рождаемость" малых предприятий, что свидетельствует о высокой эффективности малого бизнеса в режиме благоприятствования.

Что касается российского малого бизнеса, то число работников, задействованных на предприятиях малого и среднего бизнеса, составляет 18,3 млн. человек, свидетельствуют результаты исследования «Сберданные», поступившего в РБК. По оценкам экспертов, сейчас этот сектор обеспечивает 25,65% рабочих мест.

По оценкам авторов исследования более половины всех трудящихся в малом и среднем бизнесе сконцентрированы в 10 регионах. Самая высокая занятость в МСП зафиксирована в сфере торговли: 31,4% сотрудников. Почти 15% приходится на обрабатывающие производства, 10% – на строительство.

Во многих отраслях более половины занятости обеспечивает малый и средний бизнес. Например, операциями с недвижимым имуществом занимаются по большей части небольшие предприятия, 95,6 % сотрудников работают в отрасли МСП. Среди компаний, занимающихся профессиональной, научной и технической деятельностью (юристы, консультанты, аудиторы и т.п.), 54,9% относятся к малому и среднему бизнесу, в сфере торговли таких 50,6%. В госуправлении, социальном обеспечении и образовании доля занятых в сегменте МСП менее 1% [5].

В связи с этим возникает вопрос о необходимости и характере государственного вмешательства в процессы становления отечественного малого бизнеса. Целесообразно проведение целого комплекса мероприятий по организации, контролю и поддержке малого бизнеса со стороны государства для того, чтобы он эффективно выполнял свои функции в социально-экономической системе общества.

Разработка такого комплекса мероприятий станет возможной при наличии исчерпывающего знания об особенностях, возможностях и механизмах реализации заложенных в малом бизнесе потенций. Оптимальное управление процессами становления и развития малого бизнеса возможно лишь при наличии научно обоснованных знаний о малом бизнесе как социально-экономическом явлении и тенденциях, механизмах и социально-экономических закономерностях его развития.

Чем богаче и разнообразнее общественные потребности, тем разнообразнее предпринимательская деятельность, которая ими движима. И малое предпринимательство, как некоторый вид предпринимательства, также ориентировано на получение прибыли за счет создания инновации, целью которой является удовлетворение общественных потребностей.

Социальный подход означает междисциплинарный подход к исследованию социального в предпринимательстве, то есть, с точки зрения социологии, экономики, психологии, политики, права и других наук. Социальный подход опирается на социологию и экономику, но обогащается методологией и инструментарием других наук. В рамках этого подхода осуществляется комплексное исследование предпринимательства с использованием методов статистического, экономического, социального анализа.

Есть ли принципиальное отличие малого бизнеса от малого предпринимательства, и если есть, в чем оно состоит?

“Малый бизнес” чаще всего определяется как маленькое дело. В переводе с английского “бизнес – дело; фирма, торговое предприятие; коммерческая деятельность”. В “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова “бизнес – предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль”, а бизнесмен – “делец, предприниматель”. По сути, в данном случае предпринимательство и бизнес приравнены друг к другу.

Большинство исследователей трактует бизнес шире предпринимательства, так как он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, госструктур. Бизнес в зарубежной литературе определяется как система производства для удовлетворения потребностей общества. В обобщенном виде он понимается как деловая активность человека в системе рыночных отношений, а предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса в различных его сферах.

Малый бизнес как социально-экономическое явление обладает рядом существенных свойств, которые мы бы представили в иерархии: способность удовлетворять общественные потребности – общее свойство малого бизнеса и малого предпринимательства как социально-экономической деятельности. Следующая группа свойств – гибкость и специализация – определяют специфику функционирования малого бизнеса и предпринимательства. Гибкость и специализация разворачиваются в следующей группе свойств - многообразие, компактность, управляемость, адаптивность, неустойчивость. Все эти свойства находят свое выражение в малых формах организации бизнеса и предпринимательства.

Таким образом, не малые размеры определяют свойства малого бизнеса и предпринимательства, а наоборот, его свойства обусловили малые масштабы как наиболее оптимальную форму его существования.

Свойства определяют характер функционирования малого бизнеса и предпринимательства, его преимущества и недостатки, социальную роль в обществе.

Так, например, внутренние отношения в малом бизнесе характеризуются наибольшей оптимальностью и функциональностью, а его внешние отношения – высокоэффективные отношения.

За счет специализации малый бизнес гибко, оперативно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, тем самым способствует быстрому удовлетворению общественных потребностей. Он способен функционировать практически во всех сферах, где требуется высокая мобильность и готовность к риску: берет на себя выпуск мелкосерийной продукции, выполнение единичных заказов и обслуживание локальных узких рынков.

Принята структуризация малых предприятий по следующим критериям:

  1. По количеству занятых на предприятии различают мелкие предприятия с занятостью до 10 человек и малые предприятия с занятостью 10-100 человек.
  2. По организационно-правовой форме. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ все малые предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, и другие легитимные формы. Формы организации малого бизнеса определяются сферой деятельности, численностью занятых, отношениями собственности. Кроме того, мы бы выделили как особую форму организации малого бизнеса индивидуальную трудовую деятельность.
  3. Малый бизнес классифицируется по сферам деятельности, таким как: промышленность; сельское хозяйство; транспорт и связь; строительство; торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимостью; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; прочие виды деятельности сферы материального производства; жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение; образование; культура, искусство; наука и научное обслуживание; кредит, финансы, страхование и пенсионное обеспечение; прочие отрасли народного хозяйства.
  4. По типам собственности малое предприятие может быть частным, государственным, создаваться на основе коллективной и смешанной собственности. Но в первую очередь малый бизнес – это частный бизнес.
  5. По характеру поведения на рынке выделяют: бизнес с относительно постоянным объемом производства и продаж; бизнес, быстро растущий за счет продвижения на рынок новых товаров и услуг.
  6. По степени диверсификации деятельности выделяют многопрофильные и узкоспециализированные “нишевые” предприятия. Последние часто занимают монопольные позиции на рынке.
  7. По привлечению в производство наемного труда существуют индивидуальные, семейные и предприятия с использованием наемного труда.
  8. В зависимости от стадий жизненного цикла: малое предприятие может быть вновь созданным, зрелым или стареющим.
  9. По уровню технической оснащенности мы бы выделили высокотехнологичный, ремесленный, кустарный, промысловый и бизнес с использованием машин и механизмов.

Таким образом, малый бизнес обладает рядом специфических свойств: способностью удовлетворять общественные потребности, гибкостью и специализацией, которые находят свое отражение в его многообразии, компактности, управляемости, адаптивности и неустойчивости.

Свойства определяют характер взаимоотношений малого бизнеса и предпринимательства с окружающей средой. Через эти отношения реализуются функции малого бизнеса и предпринимательства, которые представляют собой форму проявления и развития его свойств.

В научной литературе функции малого бизнеса и предпринимательства обозначены. Однако при их исследовании не реализуется потенциал метода социологии по их обоснованию.

Таким образом, понимание малого бизнеса как уникального социально-экономического явления прежде всего связано с исследованием особенностей предпринимательства – его целей, функций, социальной роли, закономерностей. Анализ эволюции взглядов на предпринимательство раскрывает возможности более глубокого осмысления этого явления с точки зрения экономического, социологического и социального подходов.

Осуществляя свои цели, малый бизнес и предпринимательство предоставляют каждому желающему возможности занятости, социальной реализации и общественного признания, обеспечивают работника средствами к существованию и, в конечном итоге, главная социальная заслуга малого бизнеса и предпринимательства состоит в том, что они обеспечивают воспроизводство человека. 

Список литературы

  1. Бурганова Э. Ф. Малый бизнес: социальный потенциал, управление. Санкт-Петербургский университет, 1999.
  2. Качура П. Малые предприятия: сущность и трудности становления // Вопросы экономики. 1991. № 84.
  3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  4. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций : учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  5. https://www.rbc.ru/economics/22/07/2019/5d3594ee9a79478645ac1102

Поделиться

587

Земцов Ф. Б. Социальный подход к исследованию малого бизнеса // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 25-29. URL: https://apni.ru/article/5634-sotsialnij-podkhod-k-issledovaniyu-malogo-biz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря