В системе начального образования литературное чтение является основным из предметов. Уроки литературного чтения формируют у детей функциональную грамотность, которая выступает как основа для эффективного обучения по другим предметам начальной школы.
Традиционная задача начального образования является задача обучения чтению ребенка. Однако в последние годы в распространении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы.
Современный мир стоит на пороге к переходу информационному обществу, которое определяет и выдвигает все новые требования к образованию. Этот процесс приводит к снижению интереса детей к изучению литературы, чтению книг и уровень читающих детей снижается. Все очевиднее на первый план выступает и вытесняет чтение интернет, телевидение, аудио и видео продукция. В свете требований ФГОС выпускник начальной школы обладает не только предметными, но и личностными компетенциями. Особое место среди них занимает читательская компетенция, формирование которой, в силу объективных причин у обучающихся с ТНР (а именно обучаются в речевом центре) и представляет собой достаточно длительный и сложный процесс.
В основу читательской компетенции входит:
- техника чтения;
- понимание прочитанного и прослушанного произведения;
- самостоятельный выбор книг.
На уроках литературного чтения развитие читательской компетенции направлено на развитие любознательности, стремления к повышению нового посредством чтения книг и способствовало разрешению трех групп задач: образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, а в свете стандартов второго поколения: предметных, метапредметных и личностных.
Основные механизмы, которые определяют приобщение к чтению, являются следующие образовательные технологии:
- ориентированные на личность ребенка;
- способствующие развитию;
- ориентирование на деятельность;
- технологии критического мышления;
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение.
Ведущая роль уроков литературного чтения, является формирование правильной читательской деятельности. Эта работа основана на трех этапах работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Определение смысла, тематики и эмоциональной окраски текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Данный этап разделен на два подэтапа:
- первичное чтение, которое подразумевает выделение первоначальных предположений о содержании текста и его экспансивной окраски прочитанного.
- повторное чтение определяет выделение основных слов, построение диалога с автором через текст.
3 этап. Работа с текстом после прочтения.
Совместное обсуждение прочитанного произведения.
Важным компонентом является применение групповой работы на уроках. Она основана на инсценировании произведений.
Формы и виды работы с литературным произведением.
Создание проблемных и поисковых ситуаций, формирует у детей активность и участие в решении предложенных им проблемных вопросов. К таким формам относятся:
- Дискуссионные беседы. Способствуют выработке критического мышления, высказыванию и отстаиванию собственного мнения. Учат детей размышлять о прочитанном, задавать и формулировать собственные вопросы, вступать в коммуникационные связи.
- Формы устного словесного рисования прочитанного произведения. Оказывает влияние на накопление учащимися личного опыта и творческого восприятия художественных произведений. Картинное рисование текста развивает творческое мышление, которое в результате становится основанием для формирования образного и словесного представления о тесте.
- Словарная работа. Развивает критичность мышления, обогащает словарь ребенка, что в дальнейшем способствует развитию устной и письменной речи.
- Инсценировка произведений. Способствует развитию образного, словесного мышления и развитию коммуникативной активности.
- Создание рисованных фильмов по прочитанным произведениям.
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:
- орфоэпические упражнения;
- выработка внимания к слову (методика Эдигей);
- развитие оперативного поля зрения и памяти (зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
- чтение вслух и про себя, способствующие гибкости и скорости чтения;
- упражнения для развития беглости, осознанности, правильности и выразительности чтения.
Данные формы и виды работы по развитию читательской компетенции предполагают следующие результаты:
1. Формирование первоначальных основ читательской компетенции способствующих развитию умений:
- осмысленность чтения: воссоздание литературного образа, понимание прочитанного с помощью вопросов, определение темы, жанра текста, нахождение главной мысли в тексте, сравнение текстов на основе тематически-содержательных особенностях;
- правильность чтения (осознанность, беглость, чтение целыми словами с соблюдением всех норм орфоэпии);
2. Развитие позиции активно читающего ученика и воспитание личности читателя.
3. Развитие и совершенствование уровня познавательной активности, творческого и логического мышления.
4. Выработка осознанной учебной мотивации школьника.