Автор(-ы):
Божко Ксения Анатольевна
Казаринова Светлана Ивановна
Давидян Татьяна Владимировна
14 февраля 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье говорится о педагогических технологиях формирования читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях, применяемых на уроках литературного чтения.
Текст статьи
В системе начального образования литературное чтение является основным из предметов. Уроки литературного чтения формируют у детей функциональную грамотность, которая выступает как основа для эффективного обучения по другим предметам начальной школы.
Традиционная задача начального образования является задача обучения чтению ребенка. Однако в последние годы в распространении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы.
Современный мир стоит на пороге к переходу информационному обществу, которое определяет и выдвигает все новые требования к образованию. Этот процесс приводит к снижению интереса детей к изучению литературы, чтению книг и уровень читающих детей снижается. Все очевиднее на первый план выступает и вытесняет чтение интернет, телевидение, аудио и видео продукция. В свете требований ФГОС выпускник начальной школы обладает не только предметными, но и личностными компетенциями. Особое место среди них занимает читательская компетенция, формирование которой, в силу объективных причин у обучающихся с ТНР (а именно обучаются в речевом центре) и представляет собой достаточно длительный и сложный процесс.
В основу читательской компетенции входит:
На уроках литературного чтения развитие читательской компетенции направлено на развитие любознательности, стремления к повышению нового посредством чтения книг и способствовало разрешению трех групп задач: образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, а в свете стандартов второго поколения: предметных, метапредметных и личностных.
Основные механизмы, которые определяют приобщение к чтению, являются следующие образовательные технологии:
Ведущая роль уроков литературного чтения, является формирование правильной читательской деятельности. Эта работа основана на трех этапах работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Определение смысла, тематики и эмоциональной окраски текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Данный этап разделен на два подэтапа:
3 этап. Работа с текстом после прочтения.
Совместное обсуждение прочитанного произведения.
Важным компонентом является применение групповой работы на уроках. Она основана на инсценировании произведений.
Формы и виды работы с литературным произведением.
Создание проблемных и поисковых ситуаций, формирует у детей активность и участие в решении предложенных им проблемных вопросов. К таким формам относятся:
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:
Данные формы и виды работы по развитию читательской компетенции предполагают следующие результаты:
1. Формирование первоначальных основ читательской компетенции способствующих развитию умений:
2. Развитие позиции активно читающего ученика и воспитание личности читателя.
3. Развитие и совершенствование уровня познавательной активности, творческого и логического мышления.
4. Выработка осознанной учебной мотивации школьника.
Список литературы
Поделиться
Божко К. А., Казаринова С. И., Давидян Т. В. Педагогические технологии формирования читательской компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/5637-pedagogicheskie-tekhnologii-formirovaniya-chi