Педагогические технологии формирования читательской компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье говорится о педагогических технологиях формирования читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях, применяемых на уроках литературного чтения.

Аннотация статьи
формы работы
литературное чтение
технологии
компетенция
Ключевые слова

В системе начального образования литературное чтение является основным из предметов. Уроки литературного чтения формируют у детей функциональную грамотность, которая выступает как основа для эффективного обучения по другим предметам начальной школы.

Традиционная задача начального образования является задача обучения чтению ребенка. Однако в последние годы в распространении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы.

Современный мир стоит на пороге к переходу информационному обществу, которое определяет и выдвигает все новые требования к образованию. Этот процесс приводит к снижению интереса детей к изучению литературы, чтению книг и уровень читающих детей снижается. Все очевиднее на первый план выступает и вытесняет чтение интернет, телевидение, аудио и видео продукция. В свете требований ФГОС выпускник начальной школы обладает не только предметными, но и личностными компетенциями. Особое место среди них занимает читательская компетенция, формирование которой, в силу объективных причин у обучающихся с ТНР (а именно обучаются в речевом центре) и представляет собой достаточно длительный и сложный процесс.

В основу читательской компетенции входит:

  • техника чтения;
  • понимание прочитанного и прослушанного произведения;
  • самостоятельный выбор книг.

На уроках литературного чтения развитие читательской компетенции направлено на развитие любознательности, стремления к повышению нового посредством чтения книг и способствовало разрешению трех групп задач: образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, а в свете стандартов второго поколения: предметных, метапредметных и личностных.

Основные механизмы, которые определяют приобщение к чтению, являются следующие образовательные технологии:

  • ориентированные на личность ребенка;
  • способствующие развитию;
  • ориентирование на деятельность;
  • технологии критического мышления;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение.

Ведущая роль уроков литературного чтения, является формирование правильной читательской деятельности. Эта работа основана на трех этапах работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Определение смысла, тематики и эмоциональной окраски текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Данный этап разделен на два подэтапа:

  • первичное чтение, которое подразумевает выделение первоначальных предположений о содержании текста и его экспансивной окраски прочитанного.
  • повторное чтение определяет выделение основных слов, построение диалога с автором через текст.

3 этап. Работа с текстом после прочтения.

Совместное обсуждение прочитанного произведения.

Важным компонентом является применение групповой работы на уроках. Она основана на инсценировании произведений.

Формы и виды работы с литературным произведением.

Создание проблемных и поисковых ситуаций, формирует у детей активность и участие в решении предложенных им проблемных вопросов. К таким формам относятся:

  • Дискуссионные беседы. Способствуют выработке критического мышления, высказыванию и отстаиванию собственного мнения. Учат детей размышлять о прочитанном, задавать и формулировать собственные вопросы, вступать в коммуникационные связи.
  • Формы устного словесного рисования прочитанного произведения. Оказывает влияние на накопление учащимися личного опыта и творческого восприятия художественных произведений. Картинное рисование текста развивает творческое мышление, которое в результате становится основанием для формирования образного и словесного представления о тесте.
  • Словарная работа. Развивает критичность мышления, обогащает словарь ребенка, что в дальнейшем способствует развитию устной и письменной речи.
  • Инсценировка произведений. Способствует развитию образного, словесного мышления и развитию коммуникативной активности.
  • Создание рисованных фильмов по прочитанным произведениям.

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

  • орфоэпические упражнения;
  • выработка внимания к слову (методика Эдигей);
  • развитие оперативного поля зрения и памяти (зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
  • чтение вслух и про себя, способствующие гибкости и скорости чтения;
  • упражнения для развития беглости, осознанности, правильности и выразительности чтения.

Данные формы и виды работы по развитию читательской компетенции предполагают следующие результаты:

1. Формирование первоначальных основ читательской компетенции способствующих развитию умений:

  • осмысленность чтения: воссоздание литературного образа, понимание прочитанного с помощью вопросов, определение темы, жанра текста, нахождение главной мысли в тексте, сравнение текстов на основе тематически-содержательных особенностях;
  • правильность чтения (осознанность, беглость, чтение целыми словами с соблюдением всех норм орфоэпии);

2. Развитие позиции активно читающего ученика и воспитание личности читателя.

3. Развитие и совершенствование уровня познавательной активности, творческого и логического мышления.

4. Выработка осознанной учебной мотивации школьника.

Текст статьи
  1. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащимися с нарушениями речи в системе общего образования // Автореферат д-ра пед. наук. М. – 2009. – 41 с.
  2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти. – 2005. – 255 с.
Список литературы