Проблема формирования словаря является одной из самых актуальных проблем современного образования. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Словарный запас каждого человека строго индивидуален, формируется и изменяется в течение всей жизни.
С самого начала речь возникает как социальное явление. Как средство общения. Несколько позднее она станет также средством познания мира, планирования действий.
Обогащение лексического запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным, – это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Словарная работа в современной методике рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль. Поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи.
Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников.
Работа над многозначностью слов – важное направление в обеспечении качественного совершенствования словаря младших школьников.
Необходимо не только вводить в лексикон детей неизвестные им значения многозначных слов (тем самым обеспечивается количественный рост словарного запаса), но и способствовать установлению в сознании школьников связей между разными значениями многозначного слова, развитию способности к пониманию переносных употреблений слова.
Важнейшим условием успешности лексической работы является внимание ребенка к слову и его значению, способность замечать в речи окружающих, в читаемом тексте незнакомые слова.
С первых дней обучения родному языку в школе учитель должен целенаправленно развивать у учеников внимание к значению слова. Большую роль в этом играет материал первой учебной книги.
Нужно, чтобы первоклассник учился фиксировать свое внимание на незнакомых словах и спрашивать об их значении.
Существуют следующие критерии оценки уровня развития словаря младших школьников:
- использование в речи разных частей речи, как самостоятельных, так и служебных;
- использование в речи не только простых, но и сложных предложений;
- умение относить слова к семантическим группам и называть другие слова этой группы;
- понимание и умение формулировать ребенком лексическое значение слова.
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.
Формирование словаря младших школьников – важное направление работы в начальной школе, напрямую связанное с успешностью обучения ребенка на всех последующих этапах.
Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе.
Наблюдение над данными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего обучения в начальной школе.
Особое внимание также уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова.
Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника русского языка учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов.
Омонимы вводятся в 3 классе.
В небольшом количестве даны упражнения на составление предложений с многозначными словами, с омонимами. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, на составление предложений с многозначными словами. Много заданий с прямым и переносным значением, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии.
В четвертом классе работа усложняется.
Появляются задания вида: «Распространи предложение». Целью выполнения такой работы является формирование активного словаря, умения подбирать слова в соответствии с контекстом.
«Закончи сложное предложение».
Здесь идет формирование активного словаря, умения подбирать слова в соответствии с контекстом, использовать сложные синтаксические конструкции. «История с продолжением».
Цель: формирование активного словаря, умения использовать слова в соответствии с контекстом. Соотносится с заданиями типа «продолжи рассказ», «придумай продолжение».
Работа с синонимами и антонимами – наиболее важная область словарной работы, обогащающей активный словарь младших школьников. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы в языке свидетельствуют о его богатстве и выразительных возможностях.
Остановимся над некоторыми видами работы с синонимами.
Подбор слов близких по смыслу.
1. Подчеркните синонимы.
Целью этого задания является выявление уровня знаний младших школьников в определении синонимов в ряду слов.
Бежит, мчится, несется, бег.
Народ, жители, человек, люди.
Беда, горе, счастье, несчастье.
2. Подберите синонимы к словам:
Целью этого задания выявить уровень словарного запаса слов.
Школьник –
Торопиться –
Не сводить глаз –
3. Замена слов.
Заменить в словосочетании прилагательные с приставками без- или бес-.
смелый человек тихая погода ясное небо |
бесстрашный безветренная безоблачное |
4. Замена синонима в предложении.
Цель такого задания в выборе более точного, удачного слова.
Лена читала интересную (увлекательную, захватывающую книгу.
Во 2 классе уже идет непосредственная работа с синонимами и вводится понятия «синоним», «антоним». Поэтому перед тем, как приступить к выполнению теста, учитель-экспериментатор напомнил детям, какие слова называются синонимами (это слова близкие по значению).
Приводились примеры синонимов: смешной–забавный, потешный; работать – трудиться; метель – вьюга, буран, пурга.
В 3-4 классах учащиеся уже хорошо знакомы с терминами «синоним», «антоним». На уроках неоднократно выполняли задания по этой теме. Перед выполнением теста учащиеся повторили, какие слова называются синонимами, антонимами и преступили к выполнению теста.
Такая работа способствует активизации словаря младших школьников. Развивает у них внимание и интерес к слову, делает речь более точной и выразительной.
Обогащение словаря ребенка тесно связано с развитием его мышления. Овладение лексикой родного языка, таким образом, является необходимым условием умственного развития ребенка.
Работа по обогащению лексического запаса младших школьников в начальной школе тесно связана с последовательным формированием у учащихся умственных действий, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, доказывать, выделять существенные признаки в языковом материале.