Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

русский язык
закрепление
изучение

Аннотация статьи

Работа посвящена анализу нестандартных приемов закрепления изученного на уроках русского языка.

Текст статьи

В последние годы у учащихся наблюдается снижение интереса к урокам русского языка. Как привить у детей любовь к языку?

Существует тесная связь между познавательными интересами и знаниями.

Ребенок учится с удовольствием и радостью только тогда, когда в учебной деятельности присутствуют элементы игровой деятельности. Материал должен быть в игровой, доступной для детей форме. В целях активизации и познавательных интересов младших школьников использую нестандартные формы и методы, которые позволяют обеспечить заинтересованность детей предметом.

Важным средством воспитания умственной активности являются дидактические игры. Они развивают у детей такие психологические процессы, как память и внимание, сообразительность и смекалку. Они требуют волевых усилий, выдержки, организованности, умения подчинять свои интересы интересам класса. К использованию игровых приемов надо подходить творчески.

Для игры на уроке отводится пять – семь минут. Обязательно нужно подводить итоги игры, обсудить результат. Это необходимо для выработки навыков самооценки и самоконтроля.

Представим наработки по применению игр по разным темам уроков.

Тема «Имя существительное»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Ленивый человек (лентяй). Красивый вид (красота).

Мудрый человек (мудрец). Голубой оттенок (голубизна).

«Расшифруй имена существительные»

чагр – грач снижкнепод - подснежник

жулы – лужи льреап - апрель

натаполи – проталины чуйре – ручей

Определите род и число расшифрованных слов.

Игра «Поиск слов»

Какого рода имена существительные, оканчивающиеся на –ук? На – рь? На - ль?

Подберите и запишите их.

-ук – (м.р.) бамбук, лук, виадук, жук, бук, сук.

-рь – (м.р. и ж.р.) снегирь, хворь, лагерь, якорь, дверь, корь, угорь,хорь.

-ль – (м.р. и ж.р.) тюль, педаль, соль, моль, рояль, уголь, миндаль, метель, кисель, постель, карамель, шинель, портфель, спектакль, медаль.

Игра «Отгадай»

Что стоит посередине озера? (Буква е)

Ток наоборот. (Кот)

Какие буквы русского языка не употребляются в начале слов? (ы, й, ъ, ь)

Что мы слышим в конце перемены? (Звук ы)

Находится во рту, а не проглотишь. Что это? (Язык).

При изучении темы «Изменение имен существительных по родам»

К каждому слову мужского рода добавь только одну или две буквы, чтобы получилось слово женского рода.

пол - …(полка) рак- … (рамка)

лак - … (ласка) мак - … (марка)

хлор - … (хлорка) чай - … (чайка)

Игра «Засели дом».

За определенное время обучающиеся должны написать как можно больше имен существительных мужского (мужского) рода, которые связаны со словом «школа».

Например:

Женский род: книга, парта, бумага и т. д.

Мужской род: портфель, мел, пенал и т. д.».

Тема «Синонимы».

Игра «Подбери синонимы»

К данным именам прилагательным нужно подобрать как можно больше синонимов.

Богатый (обеспеченный, зажиточный, состоятельный, денежный).

Громкий (звучный, оглушительный, громовой, громогласный).

Известный (знаменитый, популярный, именитый).

Тема «Фразеологизмы»

К фразеологизмам подобрать глаголы – синонимы.

Сидеть на иголках – нервничать.

Молоть языком – болтать.

Унести ноги – убежать.

Зарубить на носу – запомнить.

Бить баклуши –лентяйничать.

Тема «Наречие»

Задача – игра.

Найди в наречиях существительные.

Подряд (ряд). Жестоко (ток, жест, око).

Искоса (коса, иск). Толком (тол, ком).

Тема «Числительное»

«Зачем здесь 100?»

Про100, про100й., про100р,100п,100лб, 100лица, 100рож,100ять, учас100к, те100, 100рона,100л,100лько, 100г, 100йкий, пу100й.

Тема «Неопределенная форма глагола»

«Дополни глаголом»

Дополни каждую строку однокоренным глаголом.

Варенье, вареный, … мир, мирный,…

Песня, песенный, … здоровье, здоровый,…

Для закрепления учебного материала используем загадки – шутки, кроссворды, грамматические эстафеты, веселые стихи, интересные вопросы, пословицы и поговорки, материал из устного народного творчества.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование нестандартных приемов закрепления изученного на уроках русского языка позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учеников, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать интересным и увлекательным.

Список литературы

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе.
  2. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: Русский язык и литература.
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский язык с увлечением.
  4. Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1-2 классы.
  5. Учим русский язык с увлечением»: Формирование орфографической грамотности: 1-4 кл. 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2007. - 240 с.
  6. «Учим русский язык с увлечением»: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 кл. 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2009. - 240 с.

Поделиться

1212

Дьякова В. М., Лазарева Т. А., Богданова В. И. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/5640-nestandartnie-priemi-zakrepleniya-izuchennogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря