Главная
Конференции
Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху
Инновационные подходы к развитию познавательных способностей у дошкольников поср...

Инновационные подходы к развитию познавательных способностей у дошкольников посредством новой технологии

Автор(-ы):

Румянцева Надежда Николаевна

Малахова Татьяна Викторовна

Селяхина Любовь Николаевна

Полякова Елена Александровна

14 февраля 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

познание
развитие
дошкольники
технология

Аннотация статьи

В работе предлагаются актуальные подходы к развитию познавательных способностей у дошкольников посредством новой технологии.

Текст статьи

В современном мире условиями реализации ФГОС ДО от педагогов ДОУ требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилами и социальным нормам.

«Образовательный геокешинг» является одним из эффективных средств использования педагогом инновационных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В этом суть «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира. При этом они используют устройства, имеющие GPS-приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или планшет. Важно найти единомышленников, и увлекательное времяпровождение обеспечено.

«Образовательный геокешинг» – педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается познавательная активность, ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её интересным, развивающим материалом. Эта технологии позволяет проводить обучение детей в виде игры, делает обучение познавательным, творческим и значимым для участников.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности дошкольников, на наш взгляд, является образовательный «геокэшинг».

Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.

Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста. Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя 4 этапа:

  • этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
  • этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
  • этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
  • этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Способ поиска клада – это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Чтобы участвовать в Игре, вам надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса. Здесь приветствуется фантазия. К примеру, тайники: используется небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокешеры приветствуют творческие тайники: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий.

Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.

Можно использовать разные варианты маршрутов, например:

  • Схема движения, нарисованная на листе бумаги, где в определенной последовательности расписаны станции с заданиями и последующими действиями;
  • «Волшебный планшет» на экране которого в определённой последовательности появляются изображения заданий для участников игры;
  • «Бабушкин клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться). Карта (схематическое изображение маршрута);
  • Сказочный конверт присланный от одного из сказочных героев с просьбой о помощи найти сокровища, в пути пройти испытания;
  • «Занимательный альбом» на каждой странице альбома фото того места, куда надо отправиться и какое задание выполнить т.п.
  • «Говорящий телефон» – прислали смс сообщение от героев с просьбой найти тайник.

В своей работе мы используем разные виды маршрутов.

Например, кольцевой маршрут. Он начинается и заканчивается в одном и том же месте.

Так же используем, интересные линейные маршруты, в них участники проходят от одной точке к другой и встречаются на последней станции.

Что касается штурмовых маршрутов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в группе, так и на территории детского сада. Особенностью является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, дорожные знаки, которые спрятаны в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать общую групповую аппликацию, постройку, макет улицы т.п.

С помощью геокешинга можно выстроить систему совместных видов деятельности взрослого и ребёнка, а использование разнообразных форм и видов преподнесения знаний по правилам дорожного движения позволяет качественно закрепить и автоматизировать безопасное поведение детей на дорогах и улицах нашего города.

Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
  2. Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: практическое пособие / М.А. Габова. – Москва: АРКТИ, 2010. – 136 с.
  3. Земцова, О.А. Вправо – влево, вверх – вниз: ориентируемся в пространстве / О.А. Земцова – М.: Махаон, 2005. – 16с.
  4. Семаго, Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.: ил.

Поделиться

387

Румянцева Н. Н., Малахова Т. В., Селяхина Л. Н., Полякова Е. А. Инновационные подходы к развитию познавательных способностей у дошкольников посредством новой технологии // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/5643-innovatsionnie-podkhodi-k-razvitiyu-poznavate

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля