Главная
Конференции
Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху
Детская одаренность как научно-педагогическая проблема или радость для родителей

Детская одаренность как научно-педагогическая проблема или радость для родителей

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

одарённость
одарённые дети
педагогическая поддержка
развитие и обучение одарённых детей

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы детской одарённости в дошкольном возрасте, современное состояние обучения и поддержки таких детей и перспективы их развития в нашей стране.

Текст статьи

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. Одарённость – это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5-6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей – тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты – возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнерами.

Проблема выявления ранней одарённости стала очень актуальной в современном мире. Повсюду появляются различные творческие центры, «развивашки» для детей, привлекая внимание родителей. А те в свою очередь начинают выискивать таланты у своих чад. Многие задумываются: что же развивать? Ведь семья врачей уверена, что их ребёнок склонен к химии и естественным наукам, и он не может быть художником или музыкантом. А ведь если у ребёнка и был гуманитарный дар, то при таком подходе родителей он может просто «уснуть» и в дальнейшем ребёнок не сможет реализовать себя нигде.

Кого же из детей можно назвать одарённым?

Под одарённость надо понимать некоторые свойства интеллекта и другие стороны душевного склада, в силу которых появляются такие способности, которые значительно превышают нормы, характерные для возраста рассматриваемого ребёнка. Другими словами: одарённый ребёнок при той же затрате энергии в данной области сделает больше, чем средний по способностям. Трудно сказать, какие стороны психики преобладают при этом, но одно несомненно – одарённость относится к области интеллекта и не последнюю роль при этом играет эмоциональная сфера и воображение, при помощи которых им открывается целый мир образов. Одним из наиболее заметных свойств одарённых детей является оригинальность мышления, которое не хочет мириться со стандартами. Особенно это заметно в школьном возрасте. Школа, получив одарённого ребёнка, не должна «подгонять» его по общие стандарты, а дать возможность реализоваться как личность. Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Образовательные учреждения должны предоставлять детям право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени занятиям, которые ему интересны.
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы.
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
  • Групповая работа. Многие одарённые дети – интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать правила, особенно если они не видят в них смысла. Взрослые должны относиться к их особенностям с пониманием.
  • Подготовка преподавателей. Педагоги должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Если ваш ребёнок развит не по возрасту – ему потребуется ваша поддержка и внимание. Зачастую родители сразу же начинают хвастаться своими детьми, выставлять их достижения на всеобщее обозрение. Такие дети частые гости новомодных телепрограмм, имеют свои сайты в интернете. Но случается и так, что в дальнейшем детская одарённость проходит. Родителям таких детей хочется дать совет: «Не тяните растение из земли, дайте вырасти ему самостоятельно». Детям следует создать условия для занятия любимым делом и не ждать от них скорейших результатов. Дети хотят жить одним моментом, получая радость от того, что они могут сделать сейчас. Родители должны радоваться тому, что умеет ребёнок сейчас, так как впереди для грядущих достижений масса времени. Ну а если всё же через какое-то время из одарённого он превратится в обычного, значит так должно быть. Разрешите быть ребёнку самим собой и примите это как должное. Современные учёные считают правильным поддерживать всестороннее и гармоничное развитие личности. Если ваш ребёнок хорошо рисует, но слаб физически, предоставьте ему краски и кисти, а потом отдайте его в спортивную секцию. Интерес к живописи вряд ли исчезнет, а хорошая физическая форма поможет в дальнейшем.

Опираясь на личный многолетний опыт работы с детьми можно сказать, что положительными качествами одарённости являются: независимость, настойчивость, смекалка, отличная память, любопытство. Такие дети много задают вопросов, у них хороший запас слов, богатая фантазия. Но есть и обратная сторона медали: проявление диктаторства, нетерпимости, нестабильности поведения. Такие дети более капризные и импульсивные.

Детская одарённость проявляется в очень раннем возрасте. Несомненно, чем раньше будет она выявлена, тем больше у родителей и педагогов будет больше времени на реализацию и раскрытие талантов.

Как же выявить детскую одарённость?

Вот несколько способов: в практической деятельности, при помощи наблюдения, тестов, опросников, анкет, психологических тренингов. Всё это необходимо делать постепенно. Но даже комплексная оценка уровня одарённости не исключает субъективных оценок взрослых. Не следует называть ребёнка исключительно одарённым или же наоборот, обычным. Такие оценки могут в дальнейшем очень негативно повлиять на развитие личности. Но всё же одарённость выявлять необходимо: для правильного и рационального развития ребёнка в той или иной сфере.

В заключении хочется сказать, что каждый ребёнок – одарённый, а детство самоценно. Поэтому, любите своих детей, такими, какие они есть.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. – М., 1980.
  2. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998.
  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  4. Панов В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. – № 3. – С. 3-11.
  5. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 243-264.

Поделиться

683

Мишина О. П., Юрьева В. К. Детская одаренность как научно-педагогическая проблема или радость для родителей // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 64-67. URL: https://apni.ru/article/5647-detskaya-odarennost-kak-nauchno-pedagog

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря