Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда.
Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, и являются результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие является невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития сенсорное восприятие отстает в своем развитии, от сенсорного восприятия детей с нормой. У них снижена скорость выполнения перцептивных операций, требуется больше времени для приема и переработки получаемой информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную значимость.
Ориентировочно-исследовательская деятельность детей с задержкой психического развития в целом имеет более низкий уровень развития, по сравнению с нормально развивающимся ребенком: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, достаточно долгое время могут прибегать к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Но, в отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается в слове. Следовательно, ребенок может правильно выполнить словесную инструкцию, содержащую обозначение признака предмета («покажи синюю машинку»), но при этом затрудняться самостоятельно, назвать цвет показанного предмета.
Особые трудности у детей вызывает овладение представлениями о величине, не могут выделить и обозначить отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети испытывают трудности при выделении основных структурных элементах предмета, их пространственного отношения и мелких деталей. Схожие свойства предметов чаще всего воспринимают как одинаковые. В связи с недостаточной сформированностью интегральной деятельности мозга дети испытывают трудности при узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Также можно говорить о замедлении темпа формирования целостного образа предмета, что не может не отражаться в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Ориентируются в направлениях пространства на уровне практических действий. Детям трудно анализировать пространство и осуществлять синтез ситуации. Перевернутые изображения воспринимают с трудом.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Некоторые затруднения может вызвать ориентировка в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.
Перечисленные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, обогащающего чувственный опыт ребенка и позволяющего ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. При узнавании предметов на ощупь дети испытывают трудности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается замедление процесса формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В последствии эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок. Ребенок затрудняется, воспроизводя ритм, воспринимаемый на слух, а также графически или моторно.
Таким образом, специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития проявляются ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.