Главная
Конференции
Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху
Особенности сенсорного восприятия у дошкольников с задержкой психического развит...

Особенности сенсорного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Автор(-ы):

Кизилова Елена Владимировна

Оспищева Елена Ивановна

Боровкова Марина Сергеевна

15 февраля 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

развитие
сенсорное восприятие
задержка психического развития

Аннотация статьи

В статье говорится об особенностях сенсорного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития, специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития проявляются ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире.

Текст статьи

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда.

Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, и являются результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие является невозможным без опоры на нормальное восприятие.

У детей с задержкой психического развития сенсорное восприятие отстает в своем развитии, от сенсорного восприятия детей с нормой. У них снижена скорость выполнения перцептивных операций, требуется больше времени для приема и переработки получаемой информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную значимость.

Ориентировочно-исследовательская деятельность детей с задержкой психического развития в целом имеет более низкий уровень развития, по сравнению с нормально развивающимся ребенком: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, достаточно долгое время могут прибегать к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Но, в отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается в слове. Следовательно, ребенок может правильно выполнить словесную инструкцию, содержащую обозначение признака предмета («покажи синюю машинку»), но при этом затрудняться самостоятельно, назвать цвет показанного предмета.

Особые трудности у детей вызывает овладение представлениями о величине, не могут выделить и обозначить отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети испытывают трудности при выделении основных структурных элементах предмета, их пространственного отношения и мелких деталей. Схожие свойства предметов чаще всего воспринимают как одинаковые. В связи с недостаточной сформированностью интегральной деятельности мозга дети испытывают трудности при узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Также можно говорить о замедлении темпа формирования целостного образа предмета, что не может не отражаться в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Ориентируются в направлениях пространства на уровне практических действий. Детям трудно анализировать пространство и осуществлять синтез ситуации. Перевернутые изображения воспринимают с трудом.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Некоторые затруднения может вызвать ориентировка в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Перечисленные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, обогащающего чувственный опыт ребенка и позволяющего ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. При узнавании предметов на ощупь дети испытывают трудности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается замедление процесса формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В последствии эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок. Ребенок затрудняется, воспроизводя ритм, воспринимаемый на слух, а также графически или моторно.

Таким образом, специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития проявляются ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Список литературы

  1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
  2. Берцфаи, Л. В. Становление учебной деятельности [Текст] / Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливанова, Е. З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М : Педагогика, 1988. – 136 с.
  3. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
  4. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. – № 4. – С. 29-35.
  5. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – М.: 1965. – С. 73-99.

Поделиться

884

Кизилова Е. В., Оспищева Е. И., Боровкова М. С. Особенности сенсорного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/5650-osobennosti-sensornogo-vospriyatiya-u-doshkol

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля