Проблемы внедрения методов инновационного менеджмента в муниципальных бюджетных учреждениях сферы физической культуры и спорта
Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта является важной частью экономики Российской Федерации. Особенностью инноваций для сферы физической культуры является то, что инновационная деятельность носит локальный характер [1]. Поэтому, особое значение приобретает инновационный характер реализуемых комплексных мер по развитию отрасли физической культуры и спорта на региональном и муниципальных уровнях. Объектом инновационной деятельности выступают физкультурно-спортивные организации и сферы их деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все происходящие экономические, политические и социальные процессы в Российской Федерации затрагивают разные сферы жизнедеятельности общества, и в большинстве случаев, их положительное влияние очевидно. Рассматривая внедрение инновационных механизмов управления в производственную сферу, мы сразу можем увидеть экономический результат от нововведений: создание высокопроизводительных рабочих мест, увеличение производительности труда, снижение издержек, увеличение рентабельности и прибыльности.
На фоне экономической эффективности, одновременно прослеживается социальная значимость происходящих процессов: снижение безработицы и напряженности на рынке труда, увеличение занятости населения, повышение уровня доходов населения т.п. Физкультурно-спортивная деятельность является специфическим видом деятельности, а рынок спортивно-оздоровительных услуг является достаточно молодым. Прежде всего связано это с тем, что в предыдущие годы физическая культура и спортивная деятельность были областью преимущественно некоммерческой и полностью финансировались государством.
В последнее десятилетие данный сектор стал развиваться очень быстрыми темпами [2], благодаря принятой Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Положения Стратегии 2030 предусматривают повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан до 78 лет и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, при этом развитие массового спорта, как наиболее доступного средства оздоровления населения определены в качестве одного из ведущих факторов демографического развития [3]. Помимо социальной миссии государства Стратегия 2030 несет в себе новую составляющую: повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта, стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, снижение зависимости от государственного финансирования за счет увеличения доли коммерческих доходов, а также развитие новых форм финансирования спорта: бюджетного и внебюджетного. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность стали конкурентно-способными отраслями экономики, необходимо их планомерное развитие и прежде всего это связано с удовлетворением потребности населения в занятиях спортом.
К 2024 году планируется вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом не менее 55,0 % населения. Выполнение данного целевого индикатора возможно путем создания соответствующих условий для, в том числе посредством строительства новых спортивных сооружений [3] «шаговой доступности». Уровень обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры к 2024 году должен составлять 62 %, к 2030 году должен достигнуть 74%. Ответственным исполнителем за реализацию указанных целей и задач на федеральном уровне помимо Министерства спорта РФ являются федеральные органы исполнительной власти. В субъектах Российской Федерации приняты региональные программы развития физической культуры и спорта, на муниципальном уровне ответственными соисполнителями являются ОМСУ в соответствии с переданными полномочиями. В целом динамика показателей развития массового спорта имеет положительную тенденцию, численность занимающихся спортом за прошедшие пять лет (2016-2022 гг.) возросла более чем на 18,5 млн. человек. Но, несмотря на положительную тенденцию развития и государственную поддержку сферы физической культуры и спорта, остается множество противоречий, которые тормозят инновационное развитие данной сферы. Во-первых, это связано системой финансового обеспечения спортивных организаций. Большую часть ответственности за развитие физкультуры и спорта берёт на себя государство [4], но при этом сохраняется небольшой удельный вес финансирования из федерального бюджета, который составляет 8,2% в общем объеме бюджетного финансирования (табл. 1) [5].
Таблица 1
Финансирование физической культуры спорта, млн. руб.
год |
Фактически выделено бюджетных средств, млн. руб. |
Получено из |
Всего |
|||
Всего |
в том числе |
|||||
Федеральный бюджет |
из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации: |
|||||
бюджет субъекта РФ |
бюджет МО |
|||||
2021 |
475 970 |
38 958 |
273 460 |
163 551 |
66 362 |
542 333 |
Средства, выделяемые из федерального бюджета в основном направлены на инвестиционные цели и строительство новых спортивных сооружений (46,6%). Количество спортивных сооружений увеличилось за последние пять лет более чем на 55 тысяч (346 239 сооружений), порядка 74% из них находятся в муниципальной собственности, с низкой экономической эффективностью, поскольку основная статья расходов на муниципальном уровне – «заработная плата сотрудникам сферы физической культуры и спорта» порядка 58% (табл. 2).
Таблица 2
Распределения бюджетов по статьям расходов, %
Статья расходов |
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Бюджет МО |
ВНБ источники |
---|---|---|---|---|
Проведение спортивных мероприятий |
3,6 |
9,2 |
4,7 |
11,3 |
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря |
13,6 |
5,6 |
2,8 |
3,9 |
Капитальный ремонт спортсооружений |
7,2 |
8,4 |
2,6 |
2,7 |
Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений |
46,6 |
20,8 |
2,9 |
11,7 |
Заработная плата работников физической культуры и спорта |
21,2 |
31,6 |
57,6 |
38,2 |
Содержание спортивных сооружений |
4,0 |
7,0 |
17,0 |
14,6 |
Другие расходы |
3,7 |
17,5 |
12,3 |
17,7 |
Безусловно, государство обеспечивает поддержку муниципальных учреждений, но на минимально необходимом уровне, которого недостаточно для серьезной модернизации и соответствия текущему уровню развития спортивной индустрии [6]. Крупные спортивные объекты, являющиеся бюджетными учреждениями и получающими государственное финансирование, обладают значительным инновационным потенциалом [7]. Муниципальные объекты спорта в большинстве своем оказывают социально значимые услуги населению и по этой причине обладают низкой финансовой устойчивостью, поскольку выделяемые субсидии из бюджета не предусматривают дополнительное финансирование на развитие.
Многие предприятия стараются оставаться на иждивении и не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов в целях повышения своей рентабельности, в отличие от коммерческих предприятий, поскольку это может привести к сокращению бюджетных дотаций. ОМСУ, являясь учредителями муниципальных учреждений спорта, определяют цели, условия и порядок их деятельности, а также осуществляют регулирование цен и тарифов. Без разрешения Учредителя, муниципальные предприятия не могут влиять на рыночную конъюнктуру и систему ценообразования. Также огромной проблемой внедрения инновационных методов управления в бюджетную систему является нехватка управленческих кадров, обладающих определенными квалификационными знаниями, качествами и компетенцией в управленческой сфере.
Кадровый состав отрасли составляет 405 тысяч, около 90% специалистов имеют высшее или среднее специальное профессиональное образование, но при этом имеется порядка 9 тыс. вакансий, в том числе и в органах управления физической культурой и спортом всех уровней [8]. Для того чтобы сфера физической культуры и спорта не провалилось в так называемую «квалификационную яму» необходимо создавать центры ресурсного обеспечения, методического сопровождения, назначать из числа квалифицированных специалистов вышестоящих организаций кураторов, тьюторов и коучеров, не только по вопросам профессионального совершенствования деятельности, но и по вопросам экономического и инновационного управления.
Под воздействием различных факторов, сфера физической культуры и спорта стала меняться, появилась ее экономическая составляющая, которая непосредственно связана с инвестиционной привлекательностью. Поэтому при рассмотрении вопроса внедрения в систему управления спортивными организациями методов инновационного менеджмента необходимо предельно детально изучать специфику деятельности таких организаций с учетом территориальной принадлежности, социально-экономического положения муниципалитета и региона и т.п., проводя дифференцированных анализ [9]. От этой оценки будет зависеть эффективность внедряемых инновационных методов.
- Осокин Н.А. (2021). Метаорганизационный подход к стимулированию инноваций в профессиональных спортивных организациях // Стратегические решения и риск-менеджмент. Т. 12 № 1 С. 58–67. DOI: 10.17747/2618-947X-2021-1-58-67.
- Разживин О.А., Хусаинова С.В., Бекмансуров Р.Х. // Экономика спортивный бизнес // [электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-i-sportivnyy-biznes/viewer// дата обращения: 27.01.2023.
- Доклад на заседании итоговой коллегии Министерства спорта Российской Федерации «Об итогах деятельности в 2021 году и задачах на 2022 год», [Электронный ресурс] – URL: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2022/pdf // дата обращения 30.01.2023.
- Восколович Н.А. «Специфика формирования доступности массового спорта», сборник «Экономические и социальные аспекты развития спортивных услуг», Москва ТЕИС, МГУ им М.В. Ломоносова. С. 9-19, [Электронный ресурс] – URL: https://istina.msu.ru/media/publications/article/a38/dbd/11951857/Sport_mono.pdf.
- Сводный отчет – 1 ФК «Сведения о физической культуре и спорту по состоянию на 31.12.2021 года // раздел 4 «Финансирование физической культуры и спорта», [Электронный ресурс] URL: Физическая культура и спорт – Министерство спорта Российской Федерации (minsport.gov.ru)// дата обращения 10.01.2023//.
- Передельский А.В., Золотов М.И., Кузьмичева Е.В. Отчет о НИР «Анализ обслуживающей способности и пути повышения эффективности деятельности спортивного комплекса» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма ГЦОЛИФК)» ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», [Электронный ресурс] Url:https://management.sportedu.ru/sites/management.sportedu.ru/files/otchet_nir_-_2014_g.doc // дата обращения 10.01.2023.
- Черминцева Д.С. Развитие инновационных методов управления в бюджетных учреждениях: пример высших учебных заведений https://cyberleninka.ru/article/ [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnyh-metodov-upravleniya-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah-primer-vysshih-uchebnyh-zavedeniy//дата обращения 23.01.2023.
- Разъяснения Госдумы РФ. Могут ли муниципальные предприятия, осуществляющие деятельность, не относящуюся к вопросам местного значения, самостоятельно (по соглашению с контрагентом) устанавливать цены на свои услуги, либо цены должны устанавливаться органами местного самоуправления? М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.
- Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Гарцев А. В. Влияние физической культуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества // Актуальные исследования. 2020. №19 (22). С. 84-88. [Электронный ресурс] URL: https://apni.ru/article/1283-vliyanie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-na-ekon.