Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Проблемы внедрения методов инновационного менеджмента в муниципальных бюджетных ...

Проблемы внедрения методов инновационного менеджмента в муниципальных бюджетных учреждениях сферы физической культуры и спорта

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

инновационный менеджмент
управленческий менеджмент
услуга
физическая культура и спорт
инновационная деятельность
управление
эффективность
бюджет

Аннотация статьи

Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта является важной частью экономики Российской Федерации. Особенностью инноваций для сферы физической культуры является то, что инновационная деятельность носит локальный характер [1]. Поэтому, особое значение приобретает инновационный характер реализуемых комплексных мер по развитию отрасли физической культуры и спорта на региональном и муниципальных уровнях. Объектом инновационной деятельности выступают физкультурно-спортивные организации и сферы их деятельности.

Текст статьи

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все происходящие экономические, политические и социальные процессы в Российской Федерации затрагивают разные сферы жизнедеятельности общества, и в большинстве случаев, их положительное влияние очевидно. Рассматривая внедрение инновационных механизмов управления в производственную сферу, мы сразу можем увидеть экономический результат от нововведений: создание высокопроизводительных рабочих мест, увеличение производительности труда, снижение издержек, увеличение рентабельности и прибыльности.

На фоне экономической эффективности, одновременно прослеживается социальная значимость происходящих процессов: снижение безработицы и напряженности на рынке труда, увеличение занятости населения, повышение уровня доходов населения т.п. Физкультурно-спортивная деятельность является специфическим видом деятельности, а рынок спортивно-оздоровительных услуг является достаточно молодым. Прежде всего связано это с тем, что в предыдущие годы физическая культура и спортивная деятельность были областью преимущественно некоммерческой и полностью финансировались государством.

В последнее десятилетие данный сектор стал развиваться очень быстрыми темпами [2], благодаря принятой Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Положения Стратегии 2030 предусматривают повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан до 78 лет и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, при этом развитие массового спорта, как наиболее доступного средства оздоровления населения определены в качестве одного из ведущих факторов демографического развития [3]. Помимо социальной миссии государства Стратегия 2030 несет в себе новую составляющую: повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта, стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, снижение зависимости от государственного финансирования за счет увеличения доли коммерческих доходов, а также развитие новых форм финансирования спорта: бюджетного и внебюджетного. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность стали конкурентно-способными отраслями экономики, необходимо их планомерное развитие и прежде всего это связано с удовлетворением потребности населения в занятиях спортом.

К 2024 году планируется вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом не менее 55,0 % населения. Выполнение данного целевого индикатора возможно путем создания соответствующих условий для, в том числе посредством строительства новых спортивных сооружений [3] «шаговой доступности». Уровень обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры к 2024 году должен составлять 62 %, к 2030 году должен достигнуть 74%. Ответственным исполнителем за реализацию указанных целей и задач на федеральном уровне помимо Министерства спорта РФ являются федеральные органы исполнительной власти. В субъектах Российской Федерации приняты региональные программы развития физической культуры и спорта, на муниципальном уровне ответственными соисполнителями являются ОМСУ в соответствии с переданными полномочиями. В целом динамика показателей развития массового спорта имеет положительную тенденцию, численность занимающихся спортом за прошедшие пять лет (2016-2022 гг.) возросла более чем на 18,5 млн. человек. Но, несмотря на положительную тенденцию развития и государственную поддержку сферы физической культуры и спорта, остается множество противоречий, которые тормозят инновационное развитие данной сферы. Во-первых, это связано системой финансового обеспечения спортивных организаций. Большую часть ответственности за развитие физкультуры и спорта берёт на себя государство [4], но при этом сохраняется небольшой удельный вес финансирования из федерального бюджета, который составляет 8,2% в общем объеме бюджетного финансирования (табл. 1) [5].

Таблица 1

Финансирование физической культуры спорта, млн. руб.

год

Фактически выделено бюджетных средств, млн. руб.

Получено из
внебюджетных
источников

Всего
 

Всего

в том числе

Федеральный бюджет

из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

бюджет субъекта РФ

бюджет МО

2021

475 970

38 958

273 460

163 551

66 362

542 333

Средства, выделяемые из федерального бюджета в основном направлены на инвестиционные цели и строительство новых спортивных сооружений (46,6%). Количество спортивных сооружений увеличилось за последние пять лет более чем на 55 тысяч (346 239 сооружений), порядка 74% из них находятся в муниципальной собственности, с низкой экономической эффективностью, поскольку основная статья расходов на муниципальном уровне – «заработная плата сотрудникам сферы физической культуры и спорта» порядка 58% (табл. 2).

Таблица 2

Распределения бюджетов по статьям расходов, %

Статья расходов

Федеральный бюджет

Бюджет субъекта РФ

Бюджет МО

ВНБ

источники

Проведение спортивных мероприятий

3,6

9,2

4,7

11,3

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

13,6

5,6

2,8

3,9

Капитальный ремонт спортсооружений

7,2

8,4

2,6

2,7

Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений

46,6

20,8

2,9

11,7

Заработная плата работников физической культуры и спорта

21,2

31,6

57,6

38,2

Содержание спортивных сооружений

4,0

7,0

17,0

14,6

Другие расходы

3,7

17,5

12,3

17,7

Безусловно, государство обеспечивает поддержку муниципальных учреждений, но на минимально необходимом уровне, которого недостаточно для серьезной модернизации и соответствия текущему уровню развития спортивной индустрии [6]. Крупные спортивные объекты, являющиеся бюджетными учреждениями и получающими государственное финансирование, обладают значительным инновационным потенциалом [7]. Муниципальные объекты спорта в большинстве своем оказывают социально значимые услуги населению и по этой причине обладают низкой финансовой устойчивостью, поскольку выделяемые субсидии из бюджета не предусматривают дополнительное финансирование на развитие.

Многие предприятия стараются оставаться на иждивении и не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов в целях повышения своей рентабельности, в отличие от коммерческих предприятий, поскольку это может привести к сокращению бюджетных дотаций. ОМСУ, являясь учредителями муниципальных учреждений спорта, определяют цели, условия и порядок их деятельности, а также осуществляют регулирование цен и тарифов. Без разрешения Учредителя, муниципальные предприятия не могут влиять на рыночную конъюнктуру и систему ценообразования. Также огромной проблемой внедрения инновационных методов управления в бюджетную систему является нехватка управленческих кадров, обладающих определенными квалификационными знаниями, качествами и компетенцией в управленческой сфере.

Кадровый состав отрасли составляет 405 тысяч, около 90% специалистов имеют высшее или среднее специальное профессиональное образование, но при этом имеется порядка 9 тыс. вакансий, в том числе и в органах управления физической культурой и спортом всех уровней [8]. Для того чтобы сфера физической культуры и спорта не провалилось в так называемую «квалификационную яму» необходимо создавать центры ресурсного обеспечения, методического сопровождения, назначать из числа квалифицированных специалистов вышестоящих организаций кураторов, тьюторов и коучеров, не только по вопросам профессионального совершенствования деятельности, но и по вопросам экономического и инновационного управления.

Под воздействием различных факторов, сфера физической культуры и спорта стала меняться, появилась ее экономическая составляющая, которая непосредственно связана с инвестиционной привлекательностью. Поэтому при рассмотрении вопроса внедрения в систему управления спортивными организациями методов инновационного менеджмента необходимо предельно детально изучать специфику деятельности таких организаций с учетом территориальной принадлежности, социально-экономического положения муниципалитета и региона и т.п., проводя дифференцированных анализ [9]. От этой оценки будет зависеть эффективность внедряемых инновационных методов.

Список литературы

  1. Осокин Н.А. (2021). Метаорганизационный подход к стимулированию инноваций в профессиональных спортивных организациях // Стратегические решения и риск-менеджмент. Т. 12 № 1 С. 58–67. DOI: 10.17747/2618-947X-2021-1-58-67.
  2. Разживин О.А., Хусаинова С.В., Бекмансуров Р.Х. // Экономика спортивный бизнес // [электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-i-sportivnyy-biznes/viewer// дата обращения: 27.01.2023.
  3. Доклад на заседании итоговой коллегии Министерства спорта Российской Федерации «Об итогах деятельности в 2021 году и задачах на 2022 год», [Электронный ресурс] – URL: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2022/pdf // дата обращения 30.01.2023.
  4. Восколович Н.А. «Специфика формирования доступности массового спорта», сборник «Экономические и социальные аспекты развития спортивных услуг», Москва ТЕИС, МГУ им М.В. Ломоносова. С. 9-19, [Электронный ресурс] – URL: https://istina.msu.ru/media/publications/article/a38/dbd/11951857/Sport_mono.pdf.
  5. Сводный отчет – 1 ФК «Сведения о физической культуре и спорту по состоянию на 31.12.2021 года // раздел 4 «Финансирование физической культуры и спорта», [Электронный ресурс] URL: Физическая культура и спорт – Министерство спорта Российской Федерации (minsport.gov.ru)// дата обращения 10.01.2023//.
  6. Передельский А.В., Золотов М.И., Кузьмичева Е.В. Отчет о НИР «Анализ обслуживающей способности и пути повышения эффективности деятельности спортивного комплекса» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма ГЦОЛИФК)» ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», [Электронный ресурс] Url:https://management.sportedu.ru/sites/management.sportedu.ru/files/otchet_nir_-_2014_g.doc // дата обращения 10.01.2023.
  7. Черминцева Д.С. Развитие инновационных методов управления в бюджетных учреждениях: пример высших учебных заведений https://cyberleninka.ru/article/ [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnyh-metodov-upravleniya-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah-primer-vysshih-uchebnyh-zavedeniy//дата обращения 23.01.2023.
  8. Разъяснения Госдумы РФ. Могут ли муниципальные предприятия, осуществляющие деятельность, не относящуюся к вопросам местного значения, самостоятельно (по соглашению с контрагентом) устанавливать цены на свои услуги, либо цены должны устанавливаться органами местного самоуправления? М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.
  9. Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Гарцев А. В. Влияние физической культуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества // Актуальные исследования. 2020. №19 (22). С. 84-88. [Электронный ресурс] URL: https://apni.ru/article/1283-vliyanie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-na-ekon.

Поделиться

865

Сидоренкова Т. А. Проблемы внедрения методов инновационного менеджмента в муниципальных бюджетных учреждениях сферы физической культуры и спорта // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 100-103. URL: https://apni.ru/article/5655-problemi-vnedreniya-metodov-innovatsionnogo

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября