Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Пути повышения мотивации у младших школьников

Пути повышения мотивации у младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мотивация
роль
учитель
младший школьник

Аннотация статьи

В статье рассмотрены возможные способы повышения мотивации у младших школьников.

Текст статьи

Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться
В.А. Сухомлинский

Каждый учитель знает, что процесс учения не может быть успешным, если у ребенка нет интереса, если он равнодушно относится к изучению школьных предметов. Поэтому задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса была и остается актуальной. Этот вопрос достаточно широко освещен и исследован, но все равно остается проблемным.

Внешне каждому учителю все вроде ясно и понятно, но при современном темпе жизни, внешних требованиях школы, различных современных соблазнах (планшеты, телефоны,…) проблема формирования положительной школьной мотивации становится, пожалуй, одной из первостепенных.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Даже взрослому человеку трудно работать в подобных условиях, а значит, работа учителя должна быть направлена на поиск путей и средств для формирования у учащихся внутренней потребности в знаниях.

Цель: поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация – система мотивов, побуждающих ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию, применять ее при определенных условиях. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению, осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.

Думаем, что нет необходимости анализировать все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться:

  • познавательные и социальные на высшем уровне,
  • внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха.

Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников. Или “универсальная молекула высокой учебной мотивации”.

Рассмотрим некоторые задания и упражнения, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся.

Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны или опирались на жизненный опыт детей.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации, на отдельных этапах урока.

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

  • актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой”)
  • вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”)
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем в будущем это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях”)
  • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является оценочная деятельность самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Повышение уровня учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Например:

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя кузнечиком, и описать луг, глядя на него глазами кузнечика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифеи. Пластинки вееровидных листьев корифей достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся самой большой почкой, которая растет у нас в парке.

При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Заюшкина избушка”, “Красная шапочка”, “Золушка”.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который получил свое имя благодаря предмету одежды. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Содержание игры: в игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», желтые – это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости, и предлагают гостю задание на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового гостя. Материалы для игры: карточки с заданиями. 1. По…зда -. 2. Г … лубок -. 3. М … сной -. Ф.И. гостя. Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово. Оценка, которую ставит «Хозяин». Ф.И. «хозяина».

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, – отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

“Запиши его”.

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая связана с их жизненным опытом. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти периметр тетради, определить, поместится ли она в папку заданного размера.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

Записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

 Вот видите, как важно…

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

  • Образовательная стратегия.

– Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

– Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему….

– Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

  • вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….

(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;

подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;

работать (по)новому; идти (по)новому шоссе).

  • вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
  • Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
  • Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
  • Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников

Ш. А. Амонашвили говорил: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?» Значит каждый учитель должен стремиться работать так, чтобы не погасить свет детских глаз.

Список литературы

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
  2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: 2000.
  4. Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
  5. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.
  6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск,1990г.
  7. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М. Педагогика, 1989г.
  8. Зайцев В.В. Использование ситуации свободного выбора. Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
  9. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М.1972г.
  10. Педагогический поиск. М. Педагогика 1988г.
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1988г.
  12. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М. 1997г.

Поделиться

1256

Лазарева Т. А., Дьякова В. М., Бочарникова С. И., Мыцына Т. А. Пути повышения мотивации у младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 84-89. URL: https://apni.ru/article/5656-puti-povisheniya-motivatsii-u-mladshikh-shkol

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября