Ключевые показатели состояния потребительского рынка. Прогнозирование спроса

В статье рассматриваются основные показатели состояния потребительского рынка, а также методика прогнозирования спроса в теории и на практике.

Аннотация статьи
потребительский рынок
прогнозирование спроса
спрос
Ключевые слова

Любая коммерческая организация по определению имеет конкретную цель – получение прибыли. Следовательно, для фирм крайне важно исследование потребительского рынка и прогнозирование спроса, чтобы извлечь максимальный профит из своей деятельности.

Потребительский рынок – совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями на определенном рынке по поводу тех или иных товаров или услуг. Стоит отметить, что рынок включает в себя не только торговые отношения между продавцами и покупателями, но и производство на всех стадиях жизненного цикла товаров. Подобный рынок характеризуется наличием высокой степени конкуренции между продавцами, разнообразием представленных на рынке товаров и услуг и т.д.

Важнейшим показателем при характеристике рынков является соотношение ценовой эластичности спроса и ценовой эластичности предложения. В случае, если ценовая эластичность спроса выше, чем ценовая эластичность предложения, то мы с уверенностью можем сказать, что мы исследуем потребительский рынок. На рисунке 1 наглядно показан описанный случай на потребительском рынке.

Рис. 1. Паутинообразная модель (динамическая спираль) [1]

Существует множество показателей при характеристике потребительского рынка. В данной работе автор остановится на ключевых показателях и предоставит их основную характеристику.

В первую очередь, при характеристике рынка потребителей используется показатель рыночной структуры, который включает в себя понятие устойчивости рынка, цикличности экономической системы, масштаб рынка, а также деловую активность на исследуемом рынке. Помимо структуры рынка стоит учитывать показатель рыночной инфраструктуры, который учитывает количество предприятий, трудовые ресурсы, а также количество и качество товаров сбыта. На рисунке 2 показана инфраструктура потребительского рынка Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа. На диаграмме наглядно показано, что потребительский рынок данного района состоит из объектов розничной торговли (214 у.е.), общественного питания (98 у.е.), платных услуг (139 у.е.), бытовых услуг (62 у.е.) и хлебопечения (8 у.е.).

Рис. 2. Потребительский рынок Нефтеюганского района [2]

При исследовании потребительского рынка стоит помнить о показателях движения товарной массы, которые также являются ключевыми при исследовании потребительского рынка. Он включает в себя исследование товарооборота и количества товарных запасов для максимально эффективного выстраивания логистики.

Когда мы говорим о рынке потребителя, всегда стоит учитывать покупательную способность населения, то есть уровень доходов, и величину спроса, а также конъюнктуру рынка. Показатель покупательной способности также является ключевым при исследовании данного рынка. Кроме того, немаловажными являются ценовые показатели в лице уровня цен, их структуры, изменения и соотношения.

Не стоит забывать также и о показателях социально-экономического эффекта и эффективности рыночной деятельности. Здесь мы говорим об экономическом и социальном эффектах.

Прежде, чем говорить про прогнозирование спроса, стоит определиться с понятиями, составляющими данный термин, то есть с понятиями спроса и прогноза. Спрос – количество товара, которое потребитель готов, то есть желает и имеет возможность, купить по установленной на рынке цене. Спрос имеет социально-экономическую природу, то есть зависит не только от состояния экономики страны, но и от поведения потребителя, что изучает бихевиоризм и поведенческая экономика. Простыми словами, спрос – желание купить определенный товар за приемлемую для покупателя цену.

Существуют факторы, которые влияют на объем покупок потребителя. Такие факторы в экономике называют детерминантами спроса. К детерминантам спроса относятся следующие факторы:

  • вкусы и приоритеты потребителей;
  • цены на товары-заменители и товары-комплементы;
  • количество потребителей на рынке;
  • финансовые возможности потребителей (их доходы);
  • потребительские ожидания относительно изменения цен и доходов в долгосрочном или краткосрочном периоде (также инфляционные ожидания).

Модель спроса имеет графическое выражение. На рисунке 3 наглядно показано изменение спроса и его объема.

Рис. 3. Графическая модель спроса [3]

Что же из себя представляет прогноз в экономической науке? Прогноз – предвидение изменения тех или иных экономических показателей под воздействием внешних и внутренних факторов. Прогнозирование, несомненно, зависит от определенных обстоятельств, которые позволяют проследить некоторые закономерности и сделать выводы о становлении рынка и об изменениях в его структуре.

Размышляя над смыслом понятия «прогнозирование спроса», можно прийти к выводу, что это экономически обоснованное ожидание изменения спроса потребителей на определенную продукцию, а также изменение некоторых показателей экономической структуры, таких как экономическое развитие.

Предметом прогнозирования спроса выступают показатели, влияющие на спрос. Для проведения подобного прогноза необходима определенная информация, то есть необходим сбор данных. В основном, для прогнозирования спроса используется статистика продаж данного товара в различные периоды.

Стоит отметить, что ученые-экономисты выделяют несколько основных методов прогнозирования: эвристические методы (которые, в свою очередь, подразделяются на социологические и экспертные), экономико-математические и специальные методы. Благодаря им и проводится прогнозирование спроса на определенный продукт.

Таким образом, в науке в большинстве случаев невозможно дать абсолютно точный прогноз какого-то события. Однако прогнозирование спроса необходимо для планирования производства. Чем лучше будет изучен рынок и спрос на определенные товары, тем эффективнее будет ведение бизнеса. Именно благодаря прогнозированию спроса можно избежать избытка товаров и порчи огромного количества ресурсов.

Рассмотрим на конкретном примере эффективность прогнозирования спроса. Компания «Яндекс» разработала систему прогнозирования спроса на скидочную продукцию для фирм, которые занимаются розничной торговлей.

Специалисты, занимающиеся прогнозированием, учитывали историю продаж и составляли прогнозы потребительского спроса на тот или иной товар, исходя из ценового показателя. Так, «у «Ленты» продажи с помощью промоакций обеспечили 33,4% общей выручки в 2015 году, а в декабре достигли исторического максимума в 41,5%» [4].

Исходя из примера, можно сделать вывод о том, что прогнозирование спроса позволяет производителям установить оптимальные цены, благодаря которым будет достигнута максимальная прибыль.

Таким образом, исследование рынка является неотъемлемой частью коммерческой деятельности. Оно включает в себя исследование ключевых показателей состояния потребительского рынка, поиск макроэкономического равновесия, прогнозирование спроса и так далее.

Исследование рыночной структуры и инфраструктуры, движения товарной массы, изменение покупательной способности населения, ценовых и прочих показателей позволяет наиболее точно определить состояние потребительского рынка и разработать наиболее надежную стратегию продаж. При определении или изменении стратегии продаж опытный маркетолог использует метод прогнозирования спроса.

Прогнозирование спроса является важным аспектом изучения потребительского рынка, что позволяет предпринимателям вести эффективный бизнес и избегать профицита товаров на складах. В современном мире разрабатываются специальные программы, упрощающие подсчитывание максимального количества факторов, влияющих на спрос, число которых непрерывно растет. Это позволяет улучшить качество продаж и оптимизировать производство.

Текст статьи

 

  1. Паутинообразная модель (динамическая спираль) [Электронный ресурс] – URL: https://works.doklad.ru/view/AnpPY2R14_Q.html
  2. http://www.admoil.ru/potrebitelskij-rynok/razvitie-potrebitelskogo-rynka – официальный сайт Администрации Нефтеюганского района.
  3. Управленческая экономика / Презентация на тему управленческая экономика / [Электронный ресурс] – URL: https://theslide.ru/uncategorized/upravlencheskaya-ekonomika
  4. «Яндекс» научился предсказывать спрос на товары со скидкой [Электронный ресурс]: – URL: https://www.rbc.ru/business/01/09/2016/57c79b879a794786c97604c7
Список литературы