Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Моделирование системно-деятельностного урока с использованием современных методо...

Моделирование системно-деятельностного урока с использованием современных методов и приемов обучения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

современный урок
системно-деятельностный подход
структура урока
методы и приемы обучения

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема подготовки и конструирования современного урока с использованием современных методов и приемов обучения.

Текст статьи

Сегодня общество предъявляет новые требования к школьному образованию, поэтому главной задачей учителя является планирование и проведение современного урока. Данная проблема всегда остается актуальной, так как урок – это основной показатель таланта и труда учителя. Какие бы реформы не проводились в образовании, урок остается главной формой обучения.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, цель которого – формирование у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов возникают вопросы: Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Все мы понимаем, что современный урок – это деятельностный урок. Так как принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, поэтому каждый учитель должен постараться, чтобы его уроки были запоминающимися и плодотворными.

Ни для кого не секрет, что иногда уроки проходят неинтересно и одной из главных причин является то, что мы с вами перестали составлять планы-конспекты уроков, а используем уже готовые технологические карты. То есть мы перестали самостоятельно моделировать урок и продумывать все мелочи.

Для того чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой.

А сам учитель должен стать лучшим актером второго плана, именно второго плана, так как главными героями наших уроков должны быть дети. Хотя часто бывает так, что целый урок педагог старается донести до учеников истину, а в результате дети уходят с урока с пустым багажом, так как просто были пассивными слушателями.

Давайте для начала раскроем смысл понятия моделирование урока. Прежде всего, это технология преобразования содержательного компонента урока в средство для реализации основных целей.

Выделяют 4 типа уроков деятельностной направленности по целевой ориентации: «открытия» нового знания, рефлексии, общеметодологической направленности и развивающего контроля.

При системно-деятельностном обучении главной методической целью урока любого типа является создание условий для проявления познавательной активности каждого ученика.

Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться некоторых правил, одним из которых является использование современных образовательных технологий, которые в системе или поэлементно применяются в преподавании.

Как известно педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Элементами образовательной технологии являются педагогические методы и приемы. И так, давайте разграничим два этих понятия.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики классификация, в основании которой лежит способ предъявления учебной информации обучаемым – это словесные, наглядные, практические и другие методы. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, то получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения. Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации выбранного метода.

В настоящее время, в век информационных технологий и возможностей у педагогов есть огромный выбор приемов обучения. Давайте остановимся на некоторых из них и рассмотрим их в структуре урока, в которую входит организационный, мотивационный, информационный, аналитический, оценочный и рефлексивный блоки.

Первый этап «организация начала урока». Данный этап присутствует в каждом типе урока. Его целью является включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить ребенка может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль и т.д. На слайде видите приёмы, которые можно применить в начале урока.

Например, приём «Фантастическая добавка». Он направлен на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Дети любят фантазировать жить, поэтому нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция. Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний недостаточно.

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы технологии развития критического мышления. Например, прием «Да – нетка».

Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да - нет». Самый распространённый приём, применяющийся с первых уроков первого класса. Он развивает умения выделять различные признаки объектов, производить их группировку по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям.

Уместно на данном этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если обучающиеся столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, это позволит выяснить каких знаний им недостаточно, чтобы его выполнить, что приведет их к постановке целей.

Далее следует определение темы и ее формулировка. Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы ключевое слово или словосочетание темы формулировали дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов.

Например, прием «Исключение». Дается несколько слов и задается вопрос: «Какое слово лишнее?» Как правило, дети быстро находят это слово. Таким образом, мы определяем, о чем пойдет речь на уроке. Дети определяют ключевое слово, а тему читают на слайде, доске или в учебнике, главное, чтобы ученики увидели и запомнили тему урока.

Для этапа «Открытие нового знания» подходят следующие приемы: пресс-конференция, отсроченная загадка, хорошо - плохо, вопросы к тексту, кластер и другие.

В конце данного этапа необходимо снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физкультминутка тоже будет тематической.

Далее первичное закрепление, его суть заключается в проговаривании нового знания, записи в виде опорных сигналов. На этом этапе можно использовать следующие приемы: лови ошибку, деловая игра, щадящий опрос, снежный ком.

На этапе самоанализа и самоконтроля подойдут приемы, которые помогают обучающим сделать вывод о том, что он уже умеет, такие как мини-проекты, решение ситуационных задач.

Большой популярностью среди педагогов пользуются тесты, как средство проверки знаний по учебному предмету.

Актуальным направлением современной организации тестового контроля является индивидуализация, приводящая к значительной экономии времени. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.

И наконец, этап рефлексии – это не что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности учащихся и деятельности одноклассников. Оценку производим вместе с детьми, рассматриваем пройденный урок с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач.

И так мы рассмотрели некоторые методы и приемы, которые необходимо использовать при моделировании современных уроков. И из всего выше сказанного можно сделать вывод: современному учителю необходимо постоянно искать новые приёмы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям, так как, воспитывая стремление к знаниям, формируется личность, умеющая мыслить, сопереживать, творить и созидать.

Список литературы

  1. Антонова, О. Проектирование современного урока / О. Антонова, Н. Елисеева. – Текст: непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 3. – С. 28-30.
  2. Глаголева, Ю. И. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 120 с.
  3.  Донина, И. А. Информационные технологии как важнейший элемент современного урока / И. А. Донина, Ю. А. Виноградова. – Текст: непосредственный // Педагогический вестник. – 2019. – № 8. – С. 26-28
  4.  Мельникова, М. Н. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова. – Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. – 2020. – № 19-1 (97). – С. 73-75.

Поделиться

1196

Барыбина И. С., Зайцева О. Д., Лебедкина В. Б. Моделирование системно-деятельностного урока с использованием современных методов и приемов обучения // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/5658-modelirovanie-sistemno-deyatelnostnogo-uroka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января