В 2018 году во дворце универсального спорткомплекса «Олимп» г.о. Тольятти впервые прошёл городской фестиваль «Профи–дебют», который подарил детям возможность окунуться в мир взрослых профессий.
Так как наш детский сад является организатором номинации «Маленький парикмахер», то на базе нашего детского сада функционировал в начале 2018 года небольшой кабинет, который был оснащён манекенами и наборами аксессуаров для волос. Наши педагоги систематически стали опрашивать дошколят, «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – к сожалению, большинство детей, так и не смогли ответить на этот вопрос. Вот тогда перед воспитателями возникла проблема: «Как помочь ребёнку ответить на этот вопрос?».
Для того, чтобы ответить на данные вопросы и иметь возможность окунуться и углубиться в мир взрослых профессий, маленький кабинет ранней перерос в центр ранней профориентации «ПРОФОЛИМП», который начал своё существование на базе нашего детского сада 3 октября 2018 года.
Создавая центр ранней профориентации, мы опирались на следующие нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации моложёной политики в Самарской области» на 2015-2021 год;
- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018 -2021» год;
- устав АНО ДО «Планета детства «Лада» (редакция №4);
- программа развития образования г. Тольятти.
Что же такое профориентация для ребенка?
В первую очередь это развитие самостоятельности и инициативы у дошкольника.
Стимулирование детей на поиск новых знаний в совместной и самостоятельной деятельности и предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения вот основные принципы, которых мы придерживались, создавая развивающая предметно-пространственную среду.
Рис. Организационно-содержательная модель центра «ПРОФОЛИМП»
Основной целью работы центра профориентации «ПРОФИОЛИМП» – создание включенности дошкольника в различные виды культурных практик, проявление инициативы самостоятельности в осуществлении продуктивных видов творческой деятельности и сформированности эмоционально-положительного отношения к труду.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: организация воспитательного процесса с учётом индивидуальных возможностей ребенка, доступности, достоверности и научности знаний, предоставление результатов труда дошкольника, возможность вхождения в беседу и активного включения в практическую деятельность.
Администрацией детского сада было закуплено оборудование, которое позволило работу центра «ПРОФИОЛИМП» расширить и систематизировать. Были закуплены зеркала, фены, бигуди, коклюшки, цветные пряди, различных видов расчёски, палетки с различными наклейками для мастера ногтевого сервиса, швейные машинки, манекены, сантиметры, нитки, бумага, лекало.
Все оборудование в нём максимально приближено к профессиональному, только маленьких размеров, ведь очень важно, чтобы наши воспитанники понимали, что они не играют, а познают профессию через практическую деятельность.
Попадая в центр «ПРОФОЛИМП» наши ребята с помощью жетонов или дидактических пособий определяют, чем они будут заниматься. В профцентре у каждого рабочего места стоит цифра с указанием, сколько человек могут заниматься тем или иным видом деятельности в данном месте. Ни один ребёнок не остаётся в роли наблюдателя, когда наши воспитанники попадают в центр «ПРОФОЛИМП», а занимаются в данном центре один раз в неделю по 30 минут, то каждый примеривает на себя полюбившуюся роль.
Детская инициатива в центре «ПРОФИОЛИМП» проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам, в возможности играть, рисовать, конструировать в соответствии с собственными интересами.
Для того, чтобы максимально развить самостоятельность и инициативу, а также разнообразить впечатления и закрепить полученные знания о профориентации дошкольников, в центре «ПРОФОЛИМП» создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом игровой и продуктивной деятельности детей.
Здесь оборудованы мини – центры детской активности и профессиональной ориентации. Оборудование и дидактические материалы для развития самостоятельности и инициативы данного центра «ПРОФОЛИМП» несут определённые сведения о мире профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта.
Работа по ранней профориентации дошкольников включена во все виды деятельности и осуществляется в разных формах: проведение бесед, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, занятий по овладению определёнными умениями элементами трудовой деятельности той или иной профессии.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Так как в «ПРОФИОЛИМПЕ» есть интерактивная доска, то маленькие почемучки и любознайки, которым все хочется знать, с увлечением просматривают видеоэкскурсии. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно – коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. После виртуальной экскурсии в ателье, цель – ознакомление с профессиями закройщицы, швеи, ребята все захотели стать портными и шить одежду. Воспитатель объяснила воспитанникам, что эта работа, очень кропотливая, которая подразумевает знание техники безопасности при работе с ножницами, иглой и швейной машинкой. Работа закипела, дети познакомились с техникой безопасности при работе с острыми предметами, научились наматывать нитки на катушку, познакомились с разными видами стежка, а также стали с помощью воспитателя создавать простую одежду для кукол.
Выбор распределения обязанностей в профцентре проходил с помощью цветка выбора, где каждый лепесток и сердцевина обозначал определённый вид деятельности, ребята выкладывали на разноцветные лепестки свои фотографии, таким образом каждый выбрал себе занятие по душе, а тот ребенок, который выбирал сердцевину должен очень хорошо владеть коммуникативными навыками. Не все дети стремились быть портными, кто-то выбрал профессию закройщика, а кто-то работу секретаря на ресепшине. Дошкольник, который «работает» на ресепшине отличается грамотной речью и умением поддержать разговор, а также владеет полной информацией о работе и предоставлении услуг данного ателье. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для воспитателей и родителей.
Для того, чтобы воспитанников познакомить с разными профессиями, ребята выходили на рабочее место к социальным партнерам. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Во время экскурсий процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей.
Осенью дошколята группы № 22 ходили на экскурсию в школьную библиотеку, где познакомились с работой библиотекаря. Анна Владимировна рассказала детям, какие залы имеются в библиотеке, познакомила с понятием картотека, а итогом данного мероприятия стала интерактивная викторина «По сказкам К.И. Чуковского». Экскурсии, которые проходили за территорией детского сада, заинтересовали дошколят больше, чем виртуальные. В связи с этим была организована экскурсия в салон «Алла», где ребята смогли понаблюдать, а за тем и сами попробовать себя в роли мастера-универсала. Девчонки и мальчишки с огромным любопытством смотрели, как Алла – хозяйка салона, сначала демонстрировала ножницы и объясняла, какие они и с какой целью их используют, затем она показала детям, как их можно применить на практике. После показа и инструктажа безопасности был проведён небольшой практический мастер-класс, где ребята сначала учились заплетать косы, а затем накручивать коклюшки, кульминацией стал момент, когда детям разрешили взаимодействовать с ножницами. Также на данном мероприятии дошколята познакомились с работой мастера ногтевого сервиса, они очень внимательно изучали названия кисточек и для чего они необходимы, рассматривали декоративные украшения и цветовую гамму на палетках. Уходя, практически все девочки, пообещали в скором будущем прийти работать в этот салон мастером ногтевого сервиса.
Очень часто в нашем профцентре проходят «Встречи с интересными людьми», в гости к дошкольникам старших и подготовительных групп приходят люди разных профессий и рассказывают о своей работе, а затем дошкольники закрепляют полученные знания с помощью дидактических или сюжетно-ролевых игр.
Свои знания о профессиях, полученных на «Встрече интересных людей» дети реализовывают в сюжетно – ролевых играх, перенося в игру личный опыт, используя коммуникативные навыки: умение общаться, договариваться при выборе игры, роли. Данный метод опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Самое главное правило – ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Начиная играть в сюжетно-ролевые игры, воспитанники старших и подготовительных к школе групп самостоятельно определяют тематику игр, замысел; отображают в играх разнообразные профессии своих родителей, взаимоотношения, общение между людьми; принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия; поддерживают длительное взаимодействие в игре; меняют роли в процессе игры; ведут ролевой диалог; ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника; взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным. Педагог, проводивший деятельность с детьми в «ПРОФИОЛИМП» может ненавязчиво вносить коррективы: прямые (переключать внимание дошколят на другую деятельность, включение детей в подготовку к сюжетно-ролевой игре (просмотр видеоэкскурсий о интересующих профессиях, изготовление новых моделей одежды и т.д.) и косвенные (ознакомление с трудом взрослых «Встреча с интересными людьми», дидактические игры по профессиям и т.д.), включаться в игру воспитатель может только по необходимости (включение пассивных детей в игровую деятельность).
В нашем центре также проходят викторины и квест-игры, которые так полюбились нашим воспитанникам. Для того, чтобы пройти профориентационный квест участники помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию талантов ребёнка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем. Так на прошедшей квест-игре «Все профессии важны, все профессии нужны», участники побыли в роли мастера – универсала, закройщика и портного, а также дизайнерами. А создавали они костюмы своим персонажам из разного материала и в разных техниках: торцевание, аппликация, графический дизайн и т.д.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу детского сада по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда. Грамотно построенная система ранней профориентации в дошкольном учреждении способствует формированию в сознании дошкольников разнообразных представлений о мире профессий, воспитывает у них бережное отношение к труду, вызывает интерес. Современные подходы к ранней профессиональной дошкольников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту деятельности.