Главная
Конференции
Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации
Деятельность органов государственной власти по развитию агропромышленного компле...

Деятельность органов государственной власти по развитию агропромышленного комплекса как составной части региональной инновационной системы Приморского края

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

сельское хозяйство
инновационная деятельность
агропромышленный комплекс
региональная инновационная система
государственная программа
анализ отклонений
SWOT анализ
количественная оценка проблем
инновационная стратегия

Аннотация статьи

Проведено исследование деятельности органов государственной власти по развитию агропромышленного комплекса Приморского края. Определены стратегические направления деятельности, на которое следует в первую очередь выделить ресурсы.

Текст статьи

Введение

На сегодняшний день разработка и использование инноваций и инновационных технологий является неотъемлемым атрибутом любой сферы экономики и в агропромышленном комплексе – не исключение. Агропромышленный комплекс Приморского края – один из приоритетных направлений в развитии инновационной экономики, с высоким потенциалом кратного роста, а значит в этой сфере имеется большое поле для инноваций.

В соответствии с законом Приморского края «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» [2, ст.2], РИС Приморского края – это «совокупность взаимодействующих субъектов инновационной деятельности и ее инфраструктуры, а также органов государственной власти Приморского края, обеспечивающих реализацию инновационной политики Приморского края».

Актуальность исследования заключается в том, что оценка состояния агропромышленного комплекса Приморского края и анализ содержания и уровня управления со стороны органов государственной власти позволяет определить стратегические пути дальнейшего развития как инновационной экономики края в целом, так и региональной инновационной системы (далее – РИС) Приморского края в частности.

Финансовый результат организаций Приморского края за январь – август 2022 г – 215953,3 млн. рублей. Сельское хозяйство в совокупности с лесным хозяйством, рыболовством и рыбоводством занимают третье место и сальдированный финансовый результат составляет 14400 млн. рублей (рис. 1).

Источник: составлено авторами по данным [2]

Рис. 1. Сальдированный финансовый результат организаций Приморского края за январь – август 2022 г.

Целью данного исследования является анализ деятельности органов государственной власти по развитию агропромышленного комплекса Приморского края и разработки стратегических направления развития как составной части РИС Приморского края.

Материалы исследования

В данном исследовании авторы исходят из того, что модель РИС Приморского края представляет собой совокупность «подсистем процесса генерации–трансфера–коммерциа­лизации–диффузии новых знаний и технологий через связи тройной спирали инноваций, с учетом взаимодействия «с» и «между» обеспечивающими подсистемами кластерного потенциала региона, включенности региона в региональную экономику развития» [3, т.175].

Анализ статистических данных количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) и Приморском крае за 2010-2020 гг. показал, что по ДВФО наблюдается динамика роста количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, а в Приморском крае линия тренда практически линейная (рис. 2).

Источник: составлено авторами по данным источника [4]

Рис. 2. Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Дальневосточном федеральном округе и Приморском крае

Для предприятий и организаций сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства Приморского края в последние годы наметилась тенденция к их сокращению (рис. 3).

Источник: составлено авторами по данным источника [2]

Рис. 3. Количество предприятий и организаций сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства Приморского края, на начало года

Удельный вес продукции животноводства и растениеводства в продукции сельского хозяйства края, представленный на рис. 4, позволяет утверждать, что основным направлением для хозяйств всех категорий является растениеводство.

Источник: составлено авторами по данным источника [5, с. 696]

Рис. 4. Удельный вес продукции животноводства и растениеводства в продукции сельского хозяйства Приморского края, проценты

На долю края приходится значительная часть производства в Российской Федерации рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков. Приморский край имеет довольно развитое сельское хозяйство. Здесь выращивают рис, сою, пшеницу, ячмень, овес, картофель и овощи, добывают пушнину и панты. Развиты мясомолочное животноводство, оленеводство (пятнистые олени), пчеловодство.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в процентах к предыдущему году (рис. 5) свидетельствует о неустойчивом характере производства продукции сельского хозяйства, что подтверждает факт рискованного типа хозяйствования на территории края.

Источник: составлено авторами по данным источника [5, с. 699]

Рис. 5. Индекс производства продукции сельского хозяйства Приморского края в хозяйствах всех категорий, в процентах к предыдущему году

С целью обеспечения устойчивой положительной динамики показателей экономического роста Приморского края, роста валового регионального продукта, в Приморском крае принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020-2027 годы [6]. Для реализации данной цели государственной программой предусмотрено решение следующих задач: создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов; повышение инвестиционной привлекательности Приморского края, ускорение принятия решений по инвестиционным проектам, активизация инвестиционных процессов в крае.

С целью доведения объема производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными и другими организациями к 2027 году до 55 млрд рублей, принята государственная программа Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2027 годы [7]. Одной из задач данной программы является «повышение эффективности компаний агропромышленного комплекса за счет использования новых технологий и практик производства и развития промышленной переработки». Ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы представлены на рис. 6.

Источник: составлено авторами по данным источника [7]

Рис. 6. Ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы

Реализация государственной программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти края с органами местного самоуправления Приморского края, научными и учебными организациями, сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края.

Результаты исследования

На основании данных ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ «Инновационное развитие Российской Федерации в 2020 году. Дальневосточный федеральный округ» [8] была сформирована матрица соответствия региональному уровню инновационного развития РИС Приморского края (табл. 1), с позиции результатов деятельности органов государственной власти в агропромышленном комплексе.

Таблица 1

Матрица анализа соответствия региональному уровню инновационного развития РИС Приморского края

Показатель

Оценка соответствия

Суммарная (СО) и относительная (ОО) оценка

Выводы и рекомендации

1. Состояние инновационной сферы

1.1. Рост объемов инновационной продукции

6

 

 

30

и

60%

Положение удовлетворительное, требуется разработка дополнительных мероприятий

1.2. Рост числа инновационных предприятий

6

1.3. Рост количества инвесторов

6

1.4. Рост объемов инвестиций

6

1.5. Рост количества инновационных технологий

6

2. Условия финансирование инновационной сферы

2.1. Рост затрат на единицу инновационной продукции

7

 

 

 

34

и

68%

 

Положение удовлетворительное, требуется разработка дополнительных мероприятий

2.2. Рост средств, выделенных из бюджета на мероприятия

8

2.3. Увеличение капитальных вложений в ГП

6

2.4. Условия финансирования ГП

6

2.5. Региональное финансирование ГП

7

3. Продвижение инновационной сферы

3.1. Информирование участников ГП

8

 

 

 

36

и

72%

Положение удовлетворительное, требуется разработка дополнительных мероприятий

3.2. Рост видов инновационной продукции

7

3.3. Стимулирование участников ГП

7

3.4. Повышение качества материально-технической базы объектов инфраструктуры

7

3.5. Связи с научным сообществом

7

4. Предоставление услуг для развития инновационной сферы

4.1. Рост направления деятельности

7

 

29

и

58%

Положение нестабильное, требуется разработка новых решений

4.2. Плотность и режим услуг

6

4.3. Индивидуальные услуги

5

4.4. Оснащение помещений

6

4.5. Сопутствующие услуги

5

5. Формы контроля инновационной сферы

5.1. Мониторинг внешней среды

8

 

 

35

и

70%

Положение удовлетворительное, требуется разработка дополнительных мероприятий

5.2. Контроль трудовой дисциплины

6

5.3. Контроль качества инновационной продукции

7

5.4. Рост прибыли от инновационной продукции

7

5.5. Количество завершенных проектов

7

Источник: разработка авторов

Матрица анализа соответствия региональному уровню инновационного развития Приморского края показала, что наиболее нестабильное положение наблюдается по направлению состояния инновационной сферы и продвижение инновационной сферы. Для изменения существующего положения требуется разработать инновационную стратегию, касающуюся в первую очередь вопросов совершенствования методов работы в рамках региональных программ инновационного и инвестиционного развития сельского хозяйства Приморского края до 2028 года.

Для определения основных направлений деятельности в области инновационной экономики и развития РИС Приморского края, с позиции результатов деятельности органов государственной власти в агропромышленном комплексе, был выполнен SWOT‑анализ деятельности органов исполнительной власти Приморского края (далее – ОИВ ПК) по развитию РИС. SWOT‑анализ выполнялся по методике предложенной в работах [9, 10]. При оформлении результатов анализа использовалась табличная форма. В качестве экспертов привлекались руководители отделов министерства сельского хозяйства Приморского края.

Визуализация результатов отбора и счета ранга факторов сторон SWOT‑анализ представлена на рис. 7-10.

Рис. 7. Факторы сильной стороны для деятельности ОИВ ПК в РИС ПК

Рис. 8. Факторы слабой стороны в деятельности ОИВ ПК в РИС ПК

Рис. 9. Факторы благоприятных возможностей для деятельности ОИВ ПК в РИС ПК

Рис. 10. Факторы возможных угроз в деятельности ОИВ ПК в РИС ПК

На основании разработанной шкалы качественной и количественной оценки факторов в условных единицах – в баллах и результатов экспертной оценки, были определены по три наиболее сильных и слабых сторон, возможные угрозы и благоприятные возможности в деятельности ОИВ ПК в РИС края.

Экспертная оценка значимости сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды ОИВ ПК в РИС ПК путем парного сравнения факторов сначала сильных сторон с благоприятными возможностями, сильных сторон с возможными угрозами, затем также слабых сторон с благоприятными возможностями, слабых сторон с возможными угрозами позволила определить важность факторов и сформулировать мероприятия, необходимые для решения возникших проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями в рамках SWOT-матрицы.

Далее сформулированные мероприятия были количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (табл. 2).

Таблица 2

Количественная оценка проблем деятельности ОИВ ПК в РИС ПК

Содержание мероприятия

Оценка экспертов

Сумма баллов

Ранг

мероприятия

Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей

5 + 3

8

11

Стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе

4 + 4 +4 + 4 + 4

20

2

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности

4 + 5 + 5

14

5

Повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса

5 + 4

9

10

Формирование инновационной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров

5 + 4 + 4

13

6

Разработка инновационной стратегии развития АПК

5 + 3 + 5 + 5 + 3

21

1

Создание широкомасштабной системы трансфера технологий в АПК от научных и учебных организаций

4 + 4 + 4

12

7

Развитие специализированной торговой, логистической инфраструктуры и снятие торговых барьеров

5 + 5

10

9

Разработка системы непрерывного профессионального образования работников АПК

4 + 2 + 4 + 5

15

4

Техническая и технологическая модернизация производства в АПК

4 + 5 + 4 + 3

16

3

Формирование рынка технологий и разветвленной системы внедрения нововведений в АПК

4 + 3 + 4

11

8

Повышение эффективности использования ресурсов Приморского края

4 + 3

7

12

Источник: составлено авторами

Исходя из результатов проведенного SWOT-анализа, сделан вывод, что приоритетным направлением деятельности ОИВ является разработка инновационной стратегии развития агропромышленного комплекса (АПК).

Обсуждение полученных результатов

Исходя из результатов проведенного SWOT-анализа, было определено, что приоритетным направлением деятельности ОИВ края, на которое следует в первую очередь выделить ресурсы, судя по количественным экспертным оценкам, является внедрение инновационной стратегии развития агропромышленного комплекса, а также стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. Агропромышленному комплексу нужны инновационные технологии для увеличения объемов производимой продукции, выхода на новые рынки сбыта.

Цель инновационной стратегии – увеличение объёма выпуска продукции агропромышленного комплекса за счет формирование эффективного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность и насыщение рынка края качественным продовольствием, доступным всем группам населения, создание устойчивой сырьевой базы для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на основе использования инновационно-инвестиционного и научно-технологического потенциала.

Реализация инновационной стратегии предусматривает взаимодействие органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности края. Общий контроль за реализацией инновационной стратегии должен осуществлять Совет по инновационному развитию при Губернаторе Приморского края. Управление реализацией положений инновационной стратегии осуществляет министерство сельского хозяйства Приморского края.

Выводы

На основании приведенного исследования можно сделать вывод, что что основная проблема в развитии РИС ПК со стороны органов государственной власти заключается в отсутствии в крае инновационной стратегии развития агропромышленного комплекса. Так как в силу того, что Приморский край в основном развивается за счет дотаций, развитие агропромышленного комплекса позволит не только стимулировать инновационную активности предприятий агропромышленного комплекса и научные организации через систему государственной поддержки, но и привлечь в регион не только дополнительные источники бюджетных средств, но и новых инвесторов, которые могут внести кардинально противоположное видение инновационно-инвестиционного развития не только РИС ПК, но и всего региона.

Список литературы

  1. Закон Приморского края от 15.02.2008 № 195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» (ред. от 05.11.2020). – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/4942123455.
  2. Приморский статистический ежегодник: Комплексный сборник/ Приморскстат, Владивосток, 2022. – 311 с.
  3. Киричек, А.И. Шпак А.С. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учебное пособие / А.И. Киричек, А.С. Шпак. – М. : КНОРУС, 2023. – 290 с.
  4. Бюллетень «Инновационная деятельность организаций в Приморском крае в 2020 году» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Приморскстата. – Режим доступа: https://primstat.gks.ru/.
  5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 766 с.
  6. Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020-2027 годы [Электронный ресурс] : постановление администрации Приморского края от 19.12.2019 №860-па : [ред. от 04.10.2022 №673-пп]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561664364.
  7. Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2027 годы [Электронный ресурс] : постановление Администрации Приморского края от 27.12.2019 №933-па [ред. от 09.12.2022 №844-пп]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561690696.
  8. Инновационное развитие Российской Федерации в 2020 году. Дальневосточный федеральный округ. – М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. – 2021. – с.30. – Режим доступа: https://www.miiris.ru/digest/Analitika_DalnFO_2020.pdf.
  9. Шпак, А.С. Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа / А.С. Шпак //Известия Дальневосточного федерального университета: Экономика и управление – 2014. – 4 (72). – С. 37-57.
  10. Шпак, А.С., Данилов А.А., Никифорова Л.Н. Применение методики SWOT-анализа для оценки факторов, влияющих на систему социальной поддержки населения в Приморском крае// В мире научных открытий. 2015. №3.5. – С. 2382-2417.

Поделиться

869

Шпак А. С., Лобко В. А. Деятельность органов государственной власти по развитию агропромышленного комплекса как составной части региональной инновационной системы Приморского края // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 34-43. URL: https://apni.ru/article/5660-deyatelnost-organov-gosudarstvennoj-vlasti

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября