Главная
Конференции
Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с яв...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экологическая культура
экологическое воспитание
экологические навыки
старшие дошкольники

Аннотация статьи

В статье рассмотрена работа педагогов по формированию экологической культуры старших дошкольников.

Текст статьи

«В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!»
Леонардо да Винчи

Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате наблюдения за природой формирует у человека высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

Наш Белгородский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём о нем, его природе, тем больше мы начинаем его любить.

Познание природы, причинно-следственных связей между её объектами и явлениями развивает мышление детей, их способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания дошкольников, поэтому так важно научить их беречь и любить природу.

Задача воспитателя – пропаганда экологических знаний среди детей, формирование желания «сделать мир лучше, добрее», иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали так актуальны? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования начала экологической культуры, происходит становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Дети начинают понимать ценность жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.

В Основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» используется парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В. Серых, Г.А. Репринцева), которая в Содержательном разделе содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)».

Программа знакомит детей с природой родного края: его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе.

Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей.

На занятиях по экологической культуре мы рассматриваем следующие темы:

  • «Тайны природы: радуга, молния, гром, град, ураган, шторм» (беседа, презентация «Животные и растения Белгородского края»).
  • «Природа рядом с нами: учусь заботиться о растениях и животных» (беседа, рассказ).
  • «Сочинялки о природе» (литературные игры).
  • «Природа любит чистоту» (проблемная ситуация: что делать с отходами ситуативный разговор, беседа).
  • «Я природу берегу, я природе помогу» (экономное расходование воды), беседа).

В целях формирования экологических навыков дети участвовали в создании экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем».

Задачи проекта:

  • учить детей бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении;
  • развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении;
  • совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

К процессу воспитания детей по экологическому направлению привлекаются и родители. На первом родительском собрании они знакомятся с работой дошкольного образовательного учреждения по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.).

В течение года проводятся различные мероприятия с их участием. В информационных уголках размещаются консультации для родителей по экологическому воспитанию. Большой интерес родителей и детей вызывают туристические походы на природу, соревнования.

Дети и родители нашей группы принимают активное участие в проведении природоохранных акций, которые направленны на сохранение объектов природы. Их тематика очень разнообразна: «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Чистый двор» (уборка территории).

Участие в таких акциях приходит к пониманию природных процессов; дети начинают осознавать ответственность за последствия своих поступков, растут увлечёнными, неравнодушными людьми.

Список литературы

  1. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996 г.
  2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995 г.
  3. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В. Серых, Г.А. Репртнцева. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 52 с.
  4. Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.
  5. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

Поделиться

965

Казьмирчук С. С., Шмакова А. В. Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/5661-formirovanie-ekologicheskoj-kulturi-starshikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января