Автор(-ы):
Казьмирчук Светлана Семеновна
Шмакова Алла Владимировна
16 февраля 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрена работа педагогов по формированию экологической культуры старших дошкольников.
Текст статьи
«В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!»
Леонардо да Винчи
Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате наблюдения за природой формирует у человека высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.
Наш Белгородский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём о нем, его природе, тем больше мы начинаем его любить.
Познание природы, причинно-следственных связей между её объектами и явлениями развивает мышление детей, их способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания дошкольников, поэтому так важно научить их беречь и любить природу.
Задача воспитателя – пропаганда экологических знаний среди детей, формирование желания «сделать мир лучше, добрее», иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали так актуальны? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования начала экологической культуры, происходит становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Дети начинают понимать ценность жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.
В Основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» используется парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В. Серых, Г.А. Репринцева), которая в Содержательном разделе содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)».
Программа знакомит детей с природой родного края: его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе.
Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей.
На занятиях по экологической культуре мы рассматриваем следующие темы:
В целях формирования экологических навыков дети участвовали в создании экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем».
Задачи проекта:
К процессу воспитания детей по экологическому направлению привлекаются и родители. На первом родительском собрании они знакомятся с работой дошкольного образовательного учреждения по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.).
В течение года проводятся различные мероприятия с их участием. В информационных уголках размещаются консультации для родителей по экологическому воспитанию. Большой интерес родителей и детей вызывают туристические походы на природу, соревнования.
Дети и родители нашей группы принимают активное участие в проведении природоохранных акций, которые направленны на сохранение объектов природы. Их тематика очень разнообразна: «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Чистый двор» (уборка территории).
Участие в таких акциях приходит к пониманию природных процессов; дети начинают осознавать ответственность за последствия своих поступков, растут увлечёнными, неравнодушными людьми.
Список литературы
Поделиться
Казьмирчук С. С., Шмакова А. В. Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/5661-formirovanie-ekologicheskoj-kulturi-starshikh