Мы живем в эпоху трансформации во всех социальных системах и социальных институтах, в том числе и в сфере образования. Но, несмотря на это, следует помнить о качестве образования. В современном образовании под качеством понимается способность ученика в практической жизни реализовывать свой творческий потенциал [1, с.3].
Знание иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой частью профессиональной и личной жизни человека, поскольку это открывает дороги во многие сферы мировой культуры и науки.
Но как показывает школьная практика, существует достаточно много слабых мест в системе обучения иностранному языку. Так, несмотря на все усилия учителей, большинство школьников не готовы к «живому» контакту с иноязычной средой. А ведь основная цель обучения иностранного языку заключается в развитии коммуникативной компетенции и в умении применять полученные знания в процессе говорения, письма, чтения и аудирования. Это все приводит к выводу о необходимости модернизации процесса обучения иностранным языкам с целью повышения увлеченности и мотивации школьников.
Зачастую учителя утверждают, что в начальных классах гораздо легче мотивировать учащихся к изучению иностранного языка. Как правило, сначала школьники горят желанием узнавать что-то новое, проявляют интерес в изучении культуры и языка других стран. Но при встрече с первыми трудностями и непониманием увлеченность угасает. Возникает противоречие между высокой потребностью в знании иностранного языка в современном обществе и отсутствием у учащихся увлеченности к его изучению.
Учитель помогает ученику:
- Раскрыться, вселяет в него уверенность самостоятельно учиться и придумывать что-то новое;
- Учит работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
- Создает условия для проявления инициативы.
Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам:
- формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
- воспитание и развитие личности школьника средствами иностранного языка.
Я убеждена, что повышение качества знаний на уроках иностранного языка зависит от трех составляющих:
- Современный УМК;
- Личность учителя, его профессионализм;
- Методика преподавания.
В школе №39 мы работаем по УМК «Spotlight» авторов Юлии Евгеньевны Ваулиной, Дженни Дули, Ольги Евгеньевны Подоляко, Вирджинии Эванс.
На наш взгляд, это достаточно удачный учебник для нового поколения:
- Он в равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;
- В нем присутствует национальный и страноведческий компонент;
- Очень четко вводится новый лексический и грамматический материал;
- В нем тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;
- Реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;
- Продумана система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Согласитесь, учитель – это режиссер. Он создает целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Учитель стремится стать мастером своего дела и, конечно, находится в поиске приемов эффективности процесса обучения, начиная с постоянного повышения научной эрудиции и комплексного планирования уроков, через рациональное использование времени урока и учета индивидуальных особенностей обучающихся, к развитию творческой активности и самостоятельности детей [2, с. 116].
Остановлюсь на тех приемах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.
- Разговор «по душам» действует практически безотказно. Ученику намного интереснее вместо традиционного «запишите тему урока» поговорить с учителем о насущных событиях или проблемах. Главное начать беседу с особым интересом: «what a wonderful weather we are having today!» or «Just fancy! On my way here I met…».
- Разогрев (warming up) еще один прием начала урока. Прием психологического тренинга «послушаем тишину» будет полезно, если ребята пришли на урок английского языка после физкультуры. Дети рассаживаются и после хлопка ведущего закрывают глаза и в течение минуты прислушиваются к окружающим их звукам. Далее каждый рассказывает, что увидел или услышал. (I heard someone whispering outside); Упражнение успокаивает, настраивает на работу, закрепляет изученную лексику.
- Третий прием – создание ситуации успеха. Учитель, в принципе, не имеет право на плохое настроение и на головную боль. Урок – время мобилизации всех жизненных сил. Только, наполнив себя необходимой энергией и верой в успех, можно идти на урок английского языка. Тогда эта энергия и вера передастся ученикам. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип «ты можешь выразить это по-английски, даже если не помнишь грамматику или лексику, один из основополагающих принципов ситуация успеха».
- В-четвертых, не забывать о здоровьесберегающих технологиях. Следует строго дозировать учебную нагрузку, соблюдать гигиенические требования (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), строить урок с учетом динамичности учащихся, их работоспособности. Мои дети очень любят физминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.
- Пятое – наглядность. Давно замечено: чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. На своих уроках я использую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и аудиоматериалы.
- Редкий урок обходиться без игры. Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком», «Угадай-ка», «Домино», «Доскажи словечко», «Шпион» и другие.
- Качество обучения повышает и индивидуальная работа с детьми.
- Дети откликаются на такие уроки как: урок – викторина, урок – экскурсия, урок – игра.
Каждый раз, готовясь к уроку, я думаю: «Чем новым привлечь моих учеников к своему предмету? Как провести завтрашний урок более насыщенно?»
Чтобы достичь всего этого, я не гонюсь за всеми современными технологиями и разработками сразу, а выбираю для себя то, что хорошо сработает именно у меня, то, что находит отклик в душе моих детей и стараюсь помнить слова Л.Н. Толстого: «Ошибочно думать, что много знания есть достоинство. Важно не количество, а качество знания» [3, с.40].