Использование методов сенсорной интеграции при коррекционной работе с детьми аутистами

Использование методов сенсорной интеграции при коррекционной работе с детьми аутистами

В статье сенсорная интеграция рассматривается как вид терапии. В сенсорной интеграции важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Аннотация статьи
эффективность
сенсорная интеграция
метод
социально-бытовая адаптация
развитие речи
Ключевые слова

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был здоровым после рождения. Родители радуются каждому движению ребенка, каждому шагу, первому звучанию, первому слову. Каждый ребенок нуждается в заботе о окружающем мире. Но некоторые дети удаляются от окружающей среды и живут в своем мире. Они не заинтересованы в каждом новом предмете, не интересуются его познанием. Такие дети сталкиваются с трудностями в общении, адаптации к социальной среде, в общении с родителями. С помощью таких симптомов можно определить у ребенка аутизм или некоторые его признаки [1, с. 37].

В стране мало информации об аутизме, а с ним много борцов. По всему миру 67 миллионов человек борются с этой болезнью, а количество Казахстанцев превышает тысячи.

В стране резко растет число детей с аутизмом. В 2003 году зарегистрировано 77 детей, через 3 года число детей достигло 255, к 2010 году зарегистрировано 326 детей. В настоящее время детский аутизм наблюдается около 1500 детей.

Аутизм возникает из-за нарушения мозговой работы. В настоящее время конкретные причины аутизма не изучены. По данным многих ученых, причиной заболеваний аутизмом является нарушение центральной нервной системы. Многие исследователи признают, что наследственный фактор имеет большое влияние. При этом органическое поражение головного мозга также часто встречается у детей аутистов [2, с. 51].

Специалисты отмечают около 300 причин аутизма. Но конкретного утверждения, аргументированного доказательства нет. Впервые об аутизме рассматривались такие ученые, как Э. Блейлер, Лео Каннер, О. С. Никольская, Г. Аспергер, А. Ретта, К. С. Лебединская. На современном этапе расширяется сфера исследования аутизма. Аутизм ¾ тяжелая форма отклонений в развитии ребенка, что означает отсутствие отношений с социальной средой [3, с. 68].

В качестве симптома аутизм встречается во многих психических заболеваниях, но в некоторых случаях проявляется с раннего возраста и отрицательно влияет на развитие ребенка. Это говорит о синдроме раннего детства аутизма (МБА). При этом психическое развитие рассматривается как один из вариантов поражения. В то же время, если у ребенка наблюдаются некоторые клинические проявления аутизма, его называют аутистическими личностными качествами. В качестве конкретного симптома может быть сформирован в течение 2-3 лет.

Наследственные хромосомные изменения, изменения обмена веществ, травмы, полученные матери при беременности и родах, нейроинфекции и другие случаи могут оказывать неблагоприятное воздействие.

Применение комплексных коррекционно-обучающих методов в коррекционно-образовательном процессе способствует активизации компенсаторных возможностей детского организма, преодолению и профилактике отклонений.

В настоящее время различные методические основы коррекции аутизма в раннем детстве. Оперантное обучение на основе наиболее часто встречающейся бихевиористической психологии (поведенческое лечение).

Этот метод коррекции широко распространен в США и других странах. Основой метода является специальное обеспечение внешних условий для формирования необходимых умений, действий, социально-бытовая адаптация, развитие речи, обучение навыкам чтения или трудовой деятельности. По данному методу 50-60% обученных детей могут освоить общую школьную программу, а затем продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях.

Помимо оперантного метода обучения,в зарубежных странах часто используется программа ТЕАССНА (Э. Шоплер, Р. Райхлебер), холдинговая терапия (М. Уэлш), лечение с обеспечением повседневных условий жизни (К. Китахара) и др.

Комплексная медико-психолого-педагогическая методика коррекции аутизма К. С. Лебединской и О. С. Никольской, наиболее известная в российской практике. Основная особенность данной методики заключается в тесном взаимодействии врачей, педагогов и психологов. Несмотря на то, что с середины прошлого века до начала исследований с раннего детства аутизма, до настоящего времени не разработана специальная комплексная система помощи.

В специальном образовании этот эффект имеет большое значение. Применение современных средств, диагностических методов и технологий позволяет не только определить функцию ребенка в то время, но и выявить возникающие в то время объективные трудности и преодолеть их доступным способом [4, с. 184].

Применение методики сенсорной интеграции

В сенсорной интеграции важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях. В терапии сенсорной интеграции важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы.

Многие люди пытаются почувствовать тело, идентифицировать чувства и познать окружающую среду через нее. А детям с диагнозом аутизм – это трудно.

Терапия сенсорной интеграции помогает выявить и прогнозировать, что ребенок чрезмерно возбуждается на раздражители окружающей среды или не оказывает повышенного воздействия на окружающую среду. Таким образом, целью сенсорной интеграции является осуществление мозговой обработки сенсорной информации. Таким образом, ребенок может использовать эту информацию в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

  • колебания в гамаке (пространственная ориентация);
  • танцы на музыку (слуховая система);
  • игра с коробками, заполненными горошком (развитие тактильных чувств);
  • прикосновение к движущимся шарикам (чувство зрения и тактильная ориентация));
  • вращение на скамеечке (равновесие и склонность);
  • поддержание равновесия на бревне (сохранение равновесия).

В итоге, по результатам проведенной работы с детьми с аутизмом доказана правильность прогнозов исследования, показана эффективность комплексного коррекционного обучения, использования современных методов в обучении детей с диагнозом аутизм. То есть, комплексное использование методов работы с аутизмом позволяет максимально оздоровить ребенка. Прежде всего, общение с ребенком становится легче, просыпается интерес [5, с. 251].

Текст статьи
  1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33-45.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007. 
  3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. 
  4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 
  5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля