Жизнь и деятельность Оки Ивановича Городовикова в калмыцком научном сообществе, была темой изучения целого ряда ученых-исследователей А.И.Сусеева, С.К.Каляева, Д.Н.Кугультинова, У.Б.Очирова. Ока Иванович является ярким представителем калмыцкого народа, выходцем из донских бедняков калмыков.
Так кто же такой Ока Городовиков? И какой след он оставил в истории и устном народном творчестве своего народа.
Калмыцкий народ – это потомки древней кочевой цивилизации, которая растекалась от берегов Южно-Китайского моря до Северного Прикаспия. За всю истории ойратов (калмыков) они практически всегда вели кочевой образ жизни. На протяжении многих веков, начиная с распада Монгольской Империи Чингисхана, четыре ойратских племени среди которых были: дербеты, торгоуты, хошуды, зюнгары в ходе междусобных войн чингизидов, создали 3 доселе государственных объединений неизвестных миру. Это Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство, Кукунорское ханство. Территория этих трех государств простирались на многие сотни тысяч километров. С раннего возраста юных кочевников обучали боевому искусству: стрельба из лука, национальная борьба бөк бәрлдән, верховая езда. После многочисленных войн, сражений с иноземцами и военно-политических конфликтов внутри государства прекратили существование: Кукунорское и Джунгарские ханства. В 1771 году после ухода большей части калмыков в Джунгарию (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР), Указом Императрицы Екатерины Второй, Калмыцкое ханство было ликвидировано, а все управлением калмыцким народу было передано в органы Министерства внутренних дел Российской Империи. Позднее был создан государственный орган Попечительство калмыцким народом, с центром в г. Астрахань. Так ученый Михаил Батмаев книге “Калмыки в XVII–XVIII веках” пишет 19 октября 1771 года Екатерина II подписала указ на имя астраханского губернатора по поводу дальнейшего положения калмыцкого народа. По этому указу звание ханов и наместников упразднялось, а вместе с этим ликвидировалось и само ханство с его относительной автономией. Отныне все владельцы должны были управлять своими управлять своими улусами независимо друг от друга и все вместе подчиняться непосредственно астраханскому губернатору.
Но несмотря на различные политические изменения, а также разделение административно-территориальной единицы всех калмыков и потерю автономии, они продолжали служить верой и правдой своему Отечеству.
В истории калмыцкого народа, центральное место занимают его военные страницы. Издавна калмыки участвовали в боевых походах, сражениях и битвах против неприятеля. После добровольного вхождения этноса в состав Российского государства в 1609 году этот мужественный этнос принимал участие во всех военных кампаниях России, охраняя южные рубежи страны, обеспечивая обороноспособность русского государства.
Известный историк К.П.Шовунов отмечает: Кавалерия калмыков, первоначально как союзническая, позже как нерегулярная часть русской армии, принимала участие во многих войнах России – в Северной войне (1700– 1721, 3-тысячный отряд в Полтавской битве), в русско-турецких войнах (1672 год – российско-калмыцкий поход на Азов, 1711 год – 20 000 калмыков тайши Аюки-хана приняли участие в Кубанской экспедиции П. М. Апраксина, 1735–1739 годы – участие калмыцкого хана Дондук-Омбо самостоятельно и в составе корпуса фельдмаршала П. П. Ласси в походах на Кубань, взятии городов Азова и Темрюка, а также в походах на Крым). В русско-польской войне (1654–1667), в русско-шведской войне (1741–1743), в семилетней войне (1756–1763), в персидском походе (1722–1723). Набираемая из калмыков кавалерия, как нерегулярная часть русской армии, принимала участие в русско-шведской войне 1788–1790 годов, в войне 1807 года с французами и в Отечественной войне 1812 года. Калмыцкие формирования – Первый Астраханский калмыцкий полк, сформированный из калмыков Малодербетовского улуса Астраханской губернии под командованием своего дербетовского нойона (князя) Джамба Тайши Тундутова, Второй Астраханский калмыцкий полк – из калмыков хошудского и торгудского улусов Астраханской губернии под командованием своего хошеутовского нойона Тюменя и Ставропольский калмыцкий полк в составе корпуса генерала М. И. Платова участвовали в Бородинском сражении, зарубежных походах русской армии и были на параде Русских войск победителей в Париже.
С приходом Октябрьской революции 1917 года активное участие в установлении Советской власти в годы Гражданской войны, проходило на обширной территории Калмыцкой степи и Сальского округа Всевеликого Войска Донского (ныне современная территория Ростовской области). Так нам известны имена “красных” командиров, руководившие национальными формированиями, это донские казаки – калмыки: Харти Кануков, Василий Хомутников, Ока Городовиков.
Рис. О.И.Городовиков
Доктор исторических наук И.В.Ставицкий отмечает, Ока Иванович Городовиков (рис.) родился 1 октября 1879 года на хуторе Мокрая Эльмута станицы Платовской (на Дону) в семье донского казака-калмыка. В 1903 году был призван на срочную военную службу. После революции – один из активных организаторов Первой Конной Армии, затем крупный военачальник Красной Армии. Награжден тремя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, семью медалями, орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики.
Вся жизнь этого замечательного человека – подвиг. Великая Октябрьская социалистическая революция определила его путь: Городовиков – сознательный и активный солдат и защитник революции. В годы гражданской войны верный соратник С. М. Буденного О. И. Городовиков сражался против белогвардейских банд Краснова, Попова, Шкуро, Мамонтова, Деникина, Врангеля, против белополяков. За долгие годы службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии Ока Иванович издал несколько собственных трудов: “Рождение Первой Конной” (1935), “Воспоминания” (1969), “В боях и походах” (1979), которые вошли в “Золотой фонд Военной летописи нашей страны. Во время Великой Отечественной войны занимался формированием Кавалерийских дивизий, выполнял поручения Государственного комитета Обороны СССР, Ставки Главнокомандования. В 1956 году после 20-го съезд КПСС, был поднят вопрос о культе личности Иосифа Сталина, репрессированных народах СССР в годы правления “вождя” и их незаконном переселении, огромный вклад Городовиков внес в восстановление Автономии Калмыцкого народа в составе Инициативной группы калмыков в обращении в Президиум Верховного Совета, членам Политбюро, друзьям – сослуживцам Маршалам Советского Союза Клима Ворошилова и Семену Буденному и тогдашнего руководителю советского государства Никите Сергеевичу Хрущеву, позволили калмыкам спустя 13 лет вернуться в родные степи.
Образ Оки Ивановича народного героя гражданской войны подобно богатырю Хонгора из калмыцкого героического эпоса “Джангар”, воплотился в народном песенном творчестве калмыков. Так один из основоположников калмыцкой советской литературы, народный поэт Калмыцкой АССР Аксен Илюмджинович Суссев написал гимн-песню “ Городовиковин туск дун”, которая была опубликована в Сборнике “Төрскн һазрин дуд” : хальмг улсин кезәңк болн өдгә цагин дуд / хураңһу (Cборник старинных и современных песен “Песни родной земли”) на калмыцком языке, выпущенный кандидатом филологических наук Б. Б. Оконовым в Элисте в 1982 году.
“Городовиковин туск дун” Төөлтә хурдн кеернь Буденный Семен баатрин |
“Песня о Городовикове” Рубил беляков могучей рукой Другом был Буденного |
После окончания гражданской войны О. И. Городовиков учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе, затем командовал кавалерийским корпусом Червонного казачества на Украине. Был заместителем командующего войсками Средне-Азиатского военного округа. В Средней Азии Городовиков боролся против басмачей.
С 1938 года О. И. Городовиков – генерал-инспектор кавалерии РККА.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. генерал-полковник Городовиков занимался формированием кавалерийских частей, руководил их боевой подготовкой и непосредственно участвовал в боях.
Народный поэт Калмыкии Х.Б.Сян-Белгин написал песню “Окан туск дун” посвященную Генерал-полковнику О.Городовикову, которая вошла в сборник “Теегин айсмуд”: хальмг улсин урдк болн өдгә цагин дуд / хураңһу бүрдәһәчнр Н.К. Волькович, Н.Ц. Эрендженов. (Сборник “Степные мелодии” : Калмыцкие народные и современные песни на калмыцком языке, авторы сборника – составители Н.Волькович, Н.Эрендженов и была опубликована в 1982 году.
“Окан туск дун” Олндан тоомсрта Ока |
“Песня об Оке” Среди многих уважаемый Ока |
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10 марта 1958 года Оке Ивановичу Городовикову за выдающиеся заслуги в создании Вооруженных Сил СССР и защите Советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носят улицы в городах Волгоград, Ростов-на-Дону, Мариуполь, Воронеж, Пролетарск, Липецк, Элиста и Донецк. Ему установлен памятник в Элисте, десятки улиц в районах республики, и целый город Городовиковск в Калмыкии. Генерал-полковник Ока Иванович после долгой и продолжительной болезни скончался 26 февраля I960 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Подводя итоги нашего исследования, изучая жизнь и деятельность нашего выдающегося земляка, Героя Советского Союза, генерал-полковника Оки Ивановича Городовикова, можно с уверенностью сказать, что неиссякаемая мудрость наших предков передаваемая из поколения в поколение, навсегда оставит в памяти народной, славный путь верного сына России.