Актуальные проблемы формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне

В настоящем исследовании рассмотрены актуальные проблемы формирования доходной части бюджета на муниципальном уровне. Выдвинут тезис о том, что проблема доходов в финансово-правовой отрасли фактически является межинституциональной и находится на стыке бюджетного и налогового права. Выделены меры, способствующие повышению эффективности управления местными финансами. Отмечены перспективы для формирования собственных доходов местного бюджета в Российской Федерации.

Аннотация статьи
органы местного самоуправления
муниципальный уровень
доходная часть
бюджет
муниципальные образования
Ключевые слова

На формирование бюджетов на муниципальном уровне влияют объемы доходов предприятий, учреждений, организаций, а также уровень доходов населения, являющихся налогоплательщиками и сборов в пределах определенного территориального общества.

Реальное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий и их активное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе напрямую зависит от достаточного объема находящихся в их распоряжении материально-финансовых ресурсов, а потому свою актуальность в современных условиях приобретает проблематика формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне как одного из основных рычагов в сфере деятельности органов муниципальной власти.

Целью статьи является в проведение детального анализа актуальных проблем формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне.

Наличие местных бюджетов подтверждает экономическую самостоятельность местных органов власти, позволяет активизировать хозяйственную деятельность, развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять экономический потенциал региона и способствует социально-экономическому развитию территорий.

Нормативное правовое регулирование вопросов формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.

К актуальным проблемам формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне можно отнести в частности:

  • несовершенство и несогласованность нормативно-правового регулирования в сфере формирования доходной части местных бюджетов;
  • нестабильность источников формирования доходов местных бюджетов и отсутствие эффективного механизма межрегионального перераспределения государственных доходов;
  • отсутствие заинтересованности местных органов власти в максимальной мобилизации местных налогов и сборов;
  • незначительная доля поступлений от местных налогов и сборов;
  • несовершенство системы краткосрочного планирования доходов местных бюджетов и не реалистичность плана доходов;
  • высокий уровень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете;
  • неравномерность развития муниципальных образований и др.

Так, проблема доходов в финансово-правовой отрасли фактически является межинституциональной и находится на стыке бюджетного и налогового права [1, c. 57].

Для усовершенствования нормативного правового регулирования формирования доходов местных бюджетов необходимо привести состояние национального законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере осуществления местного самоуправления.

Что касается вопроса нестабильности источников формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне, то данный вопрос целесообразно решать через укрепление и наращивание производственных возможностей субъектов хозяйствования, чем будет обеспечиваться необходимый уровень доходности и экономический рост административно-территориальной единицы по месту размещения предприятия, а отсутствие эффективного механизма межрегионального перераспределения доходов лучше всего решать путем перераспределения доходов между бюджетами одного уровня с учетом налоговой нагрузки территорий и минимального уровня, к которому должны выравниваться финансовые возможности этих территорий, а органы местного самоуправления в свою очередь необходимо наделить реальным правом на самостоятельное введение местных налогов и сборов, при этом учитывать конкурентные преимущества и интересы каждого города или региона [5, c. 51].

Основным направлением решения проблем низкого уровня финансовой грамотности и отсутствие заинтересованности местных органов власти в максимальной мобилизации местных налогов и сборов считается создание самодостаточных муниципальных образований, которые могут быть достигнуты путем совершенствования системы и порядка объединения территориальных общин, повышения уровня их финансовой грамотности путем внедрения обязательных программ повышения квалификации по вопросам материально-финансовой структуры организаций, а также стимулирование органами государственной власти мобилизации налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований [2, c. 19].

Для решения проблем формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне и увеличения доли собственных доходов, уменьшения зависимости от финансовой помощи, достижения сбалансированности бюджетов, повышения эффективности управления местными финансами необходимо:

  • уменьшить вертикальный и горизонтальный фискальные дисбалансы путем передачи местным бюджетам достаточных источников доходов, адекватных расходным потребностям местного самоуправления;
  • усовершенствовать механизм межтерриториального финансового выравнивания;
  • осуществлять последовательную и взвешенную государственную региональную политику, направленную на уменьшение значительных отличий в экономическом развитии территорий;
  • четко закрепить бюджетные полномочия и ответственность органов власти разных уровней при формировании доходов;
  • увеличить объем собственных поступлений бюджетов местного самоуправления, в частности путем оптимизации механизмов налогообложения [3, c. 743].

Перспективы формирования собственных доходов местного бюджета в Российской Федерации зависят от решения ряда задач:

  • во-первых, это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов;
  • во-вторых, это стабильность доходных источников местного бюджета, обработанность механизмов их поступления, что позволит местным властям действовать с учетом перспективы, планировать свои усилия на несколько лет вперед, сосредоточивая ресурсы на нужных направлениях;
  • в-третьих, наполнение местного бюджета необходимыми средствами должно производиться так, чтобы у местного самоуправления формировались стимулы для социально-экономического развития территории [4, c. 77].

Таким образом, проанализировав актуальные проблемы формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне можно отметить, что пробелы существуют как при реализации нормативных правовых актов, касающихся бюджетной сферы, так и при непосредственном распределении бюджетных средств. Для оптимизации механизмов формирования доходов местных бюджетов и повышения эффективности управления местными финансами необходимо решить ряд проблем, в частности: несовершенство и несогласованность законодательного регулирования в сфере формирования доходной части местных бюджетов; высокий уровень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете; размыт механизм между территориальным финансовым выравниванием и распределением полномочий между органами публичной власти и органами местного самоуправления и др.

В разрезе вопроса обеспечения эффективности механизма решения проблем формирования доходов местных бюджетов целесообразно реализовать следующие действия: внесение изменений в действующее законодательство в сфере местного самоуправления, путем расширения делегированных полномочий органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений и законодательного закрепления порядка их реального исполнения, а также приведения национального законодательства к требованиям международных стандартов; для увеличения доходов в местные бюджеты необходимо укреплять и наращивать производственные возможности хозяйствующих субъектов, а также поднимать уровень заработной платы для увеличения доходной базы путем налоговых поступлений.

Текст статьи
  1. Атаева А.Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53-62.
  2. Джурбина Е. М., Таран О. Л., Лиходедова Н. С. Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 13. – С. 16-22.
  3. Марченко Т.С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов / Т.С. Марченко // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 741-745.
  4. Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов / Н.В. Мудрова // Финансы. – 2014. – № 3. – С. 75-82.
  5. Кулькова В.Ю. Анализ состояния бюджетов муниципальных образований в Республике Татарстан в условиях муниципальной реформы и разграничения доходных и расходных полномочий // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 47-57.
Список литературы