Главная
Конференции
X МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий»
Современные тенденции развития технологий нравственного воспитания

Современные тенденции развития технологий нравственного воспитания

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нравственность
нравственное воспитание
технологии нравственности
нравственные компоненты
нравственные принципы
анкетирование

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрены категории нравственности, даны и раскрыты понятия нравственного воспитания, технологии нравственности, формы, методы и средства нравственного воспитания. Была проведена диагностика «Нравственные понятия».

Текст статьи

Люди, жившие в разные эпохи, в разных странах, в разных культурных средах, всегда высоко ценили нравственное воспитание. И в настоящее время развитие технологий нравственного воспитания предусматривает: развитие нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения, формирование детской души на основе традиционных ценностей отечественной культуры. В современных условиях необходимо найти силы, знания, мудрость, чтобы решать задачи возрождения нравственности, усвоить высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству [И.Р. 5].

Разнообразная учебная и внеклассная работа создает благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления нравственных качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы [И.Р. 7].

Путь реализации нравственного воспитания проходит ряд современных технологий нравственности:

  • технология организации нравственного просвещения учащихся;
  • технология овладения нравственных понятий и норм;
  • технология формирования интереса к вопросам нравственности;
  • технология развития потребности в нравственном самовыражении.

С целью раскрытия современных тенденций развития технологий нравственного воспитания была разработана модель, которая включает в себя компоненты, принципы, методы и формы нравственной культуры общения. Основой модели служит понятийный аппарат нравственности.

Таблица 1

Исследователи нравственности [1]

Трактовка понятия

И.С. Кон
Нравственность – показатель того, насколько глубоко и органично требования общественной морали воплощаются в поступках человека

П.П. Блонский
Нравственность – это процесс нравственной жизни

Г. Олпорт
Нравственность – это способность личности быть терпимой к различным в ценностях и установках между собой и другими, проявление уважения к другим

К.Д. Ушинский
Нравственность – это единство нравственных качеств, привычек, чувств и поступков

Л.И. Божович, В.С. Мухина
Нравственность – это внутренняя мотивация поведения, позволяющая ребенку делать правильный моральный выбор

В.А. Сухомлинский
Нравственность – это окультуренные, воспитанные желания

Л.С. Выготский
Нравственность – это внутренние этические инстанции как результат интериоризации нормы мышления и поведения в психологические процессы

Д.В. Шатров
Нравственность – это моральное стремление ребенка соответствовать ожиданиям взрослых

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения [И.Р. 2]. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Способы и средства каждого нравственного принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честность [И.Р. 2].

Формы нравственного воспитания могут быть мелкогрупповыми (промежуточными – в небольших группах) и массовыми. Каждая их этих форм в известной мере дополняют друг друга [И.Р. 4].

Методы формирования нравственного сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, увещевание, внушение, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов [И.Р. 1].

С целью формирования нравственного воспитания, были поставлены следующие задачи: формирование знаний, умений и навыков нравственного воспитания. Для решения задач необходимо подробно и глубоко изучить категории нравственности:

Таблица 2

Категории нравственности

Вежливость

Дружба

Вина

Чуткость

Тактичность

Совесть

Скромность

Милосердие

Счастье

Чувство долга

Предупредительность

Гордыня

Корректность

Чувство ответственности

Душа

Любовь

. Нравственная мудрость

Добро

Семейная нравственность

Чувство обязанности

Зло

Для выявления уровня развития нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий. Первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь», «вежливость» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа», «корректность», «тактичность», «гордыня».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся. Уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Анализ анкетирования «Нравственные понятия» [И.Р. 6] школьников и детей в дополнительном образовании показал:

Таблица 3

Показатели исследования анкетирования «Нравственные понятия»

№ п/п

Категории нравственности

1 кл / %

4 кл. / %

школа

доп.образ.

школа

доп.образ.

1.

Мудрость

22,5

35,6

334,6

36,8

2.

Добро

86

90,8

78,2

74,6

3.

Зло

84

82

84,2

88,6

4.

Совесть

65,5

69,8

74,6

77,3

5.

Душа

18

21

24,6

26,4

6.

Любовь

66,6

77,4

68,8

82,6

7.

Гордыня

48,4

54,8

52,6

62,6

8.

Счастье

72

67,7

74,2

77,8

9.

Свобода

54

58,1

60,8

64,6

10.

Дружба

93,5

97

88,2

92,4

11.

Милосердие

13,9

22,6

46,2

44,8

12.

Долг

58,2

57

62,4

66,2

13.

Вина

22,6

32,2

48,8

52,4

14.

Вежливость

62,5

64,2

72,6

81,2

15.

Тактичность

21,5

24.2

46,8

64,2

16.

Чуткость

51,4

62,3

60,2

61,8

17.

Скромность

58,2

61,8

70,6

78,2

18.

Корректность

44,5

51,4

46,8

61,8

19.

Обязанность

66,6

62,8

81,8

86,2

20.

Ответственность

71,2

76,2

68,6

74.8

Вот как это выглядит на диаграмме:

Рис. 1. Диаграмма исследования «Нравственные понятия» детей 6-8 лет

Рис. 2. Диаграмма исследования «Нравственные понятия» детей 11-13 лет

Разницу в показаниях школьников и учащихся дополнительного образования можно объяснить условиями проведения занятий. Классно-урочная система отличается от системы дополнительного образования. Рамки классно-урочных занятий несколько ограничивают детей в свободном мышлении, тогда как дополнительное образование вносит свободу выбора, действий и мышления.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами нравственной культуры общения.

Подводя итог, можно сказать, что не только нравственность общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и нравственная культура личности также в какой-то мере зависит от культуры общества.

Нравственное воспитание предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций. Трещины в нравственном воспитании необходимо «залечивать» формированием нравственных категорий.

Нравственное воспитание представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей вступающих в общении. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Таким образом, нравственное воспитание – это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

Мировое сообщество все больше внимания обращает на развитие технологий нравственного воспитания. Это понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Нравственное воспитание выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле.

Развитие технологий нравственного воспитания направлено на воспроизводство нравственного сознания, на удовлетворение нравственных потребностей людей. Нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни – в экономике, материальной жизни и имеет явно выраженную специфику.

Список литературы

  1. Мельникова, Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учеб. пособие. – Шадринск: ШГПИ, 2010. – 109 с. – С. 38.
  2. http://murzim.ru/nauka/pedagogika
  3. http://ethicscenter.ru/nravstvennye-principy.html
  4. http://mypresentation.ru/presentation
  5. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/
  6. http://psycholog-school.ru/psikhologi
  7. https://drive.google.com

Поделиться

1088

Баранецкий И. И., Мыськова Н. И. Современные тенденции развития технологий нравственного воспитания // X МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2016г. :в 11-и ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2016. Часть VIII.С. 70-75. URL: https://apni.ru/article/5674-sovremennie-tendentsii-razvitiya-tekhnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря