Рано или поздно, перед каждым преподавателем вуза встает проблема: «Как мотивировать учащегося на изучение той или иной дисциплины?». Ведь не секрет, что для успешного преодоления всего объема учебных нагрузок в вузе, нужны достаточно сильные мотивы. Учение приобретает смысл только при желании обучаться, иначе оно представляется в виде навязанной чужой работы, которую как-то надо выполнить для реализации целей вне учения, например, получить диплом, назначение и т.п.
В.А. Сластенин под мотивом понимает «те побуждения, которыми обучаемый руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом» [7, c.156].
A, согласно Л.И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, c. 53].
Следовательно, мотив обязан своим зарождением потребностям. Чтобы сформировать познавательную потребность учащегося нужно развивать любовь к интеллектуальной деятельности, потребность в напряжении интеллектуальных сил.
Известно, что любая деятельность побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к определенной деятельности называют мотивацией этой деятельности.
Мотивацию учения можно рассматривать, как «процесс выбора между различными, возможными действиями, как процесс, регулирующий, направляющий действия и поддерживающий эту направленность» [9].
Существует несколько классификаций мотивов учебной деятельности студентов. Например, Л.И. Божович и А.К. Маркова мотивы учебной деятельности подразделяют на две группы [1, 3]:
- познавательные (мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения);
- социальные (мотивы, связанные со взаимоотношениями обучающихся с окружающей средой).
В свою очередь познавательные мотивы подразделяются на такие уровни, как: широкие познавательные мотивы (ориентированы на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (ориентированы на усвоение способов добывания знаний и приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентированы на приобретение дополнительных знаний и на построение в дальнейшем специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы подразделяются на такие уровни, как: широкие социальные мотивы (ориентированы на развитие долга и ответственности, понимания социальной значимости учения); узкие социальные (позиционные) мотивы (ориентированы на стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентированы на разные способы взаимодействия с другими людьми).
Свою классификацию мотивов по группам учебной деятельности обучающихся предложил В.А. Сластенин [7, c. 157]:
- Непосредственно-побуждающие мотивы. Они основываются на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость; новизна; занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности преподавателя; желание получить похвалу, награду, боязнь получить отрицательную отметку, страх перед преподавателем и т.п.
- Перспективно-побуждающие мотивы. Они основываются на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаниях и умениях; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью; ожидание в перспективе получения награды, признания; развитое чувство долга, ответственности.
- Интеллектуально-побуждающие мотивы. Они основываются на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.
Мотивы помогают студентам преодолевать сложности, встречающиеся при обучении. Они выполняют смыслообразующую и избирательную функцию. При этом в процессе обучения мотивация постоянно подвергается изменениям, так как на нее влияют содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты.
Существуют определенные условия формирования положительной мотивации. Так, например, А.К. Маркова предлагает следующие из них [3, с. 54]:
1. Способ раскрытия учебного материала.
Обычно предмет предстает перед учащимся как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений преподаватель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Учащемуся ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, учащийся сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если учащихся с нейтральной мотивацией к предмету объединить с учащимися, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учащихся с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью.
Цель, поставленная преподавателем, должна стать целью учащегося. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учащимся своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения.
На каждом из этапов занятия необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если преподаватель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне.
Рассмотрим некоторые из существующих мотивов: познавательный интерес и активизация учебно-познавательной деятельности.
Познавательный интерес, по определению А.Г. Ковалева, есть «избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности» [2, c.85].
По мнению А.В. Усовой и В.В. Завьялова «познавательный интерес является основой развития человека, его задатков, индивидуальных способностей. При отсутствии интереса снижаются внимание, память, умственная активность обучающихся» [8, c. 48].
Л.И. Божович считает, что познавательный интерес имеет определенную побудительную силу, поскольку он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него «жажды знаний» [1].
Выделяют такие необходимые условия для формирования познавательного интереса, как [5, c.20]:
- педагогически правильное использование дидактических принципов;
- связь и единство учебной и научно-исследовательской работы студентов;
- динамичность, разнообразие приемов и средств обучения, их направленность на развитие активности студентов;
- организация систематической самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе и во внеаудиторное время;
- регулярный контроль и объективная оценка знаний, умений и навыков;
- понимание студентами важности, целесообразности усвоения учебной дисциплины в целом и ее отдельных разделов;
- оптимальное сочетание сложности учебной деятельности и уровня их развития и знаний;
- обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы в процессе учебной деятельности.
Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной):
- Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу.
- Средний уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.
- Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний [7, c. 157].
Следующим видом мотива является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Так, например, Р.А. Низамов активизацию учебно-познавательной деятельности студентов рассматривает, как «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике» [4, c. 38].
Свою трактовку данного понятия дает М.Н. Скаткин, который активизацию учебно-познавательной деятельности понимает, как совершенствование содержания, методов, методических приемов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса. Причем, когда говорят об активизации познавательной деятельности в обучении, то имеют в виду, главным образом, активную работу мысли обучающихся. Отсюда именно в активизации всего процесса обучения скрыты большие резервы повышения «производительности» не только педагогического труда, но и эффективности учебной деятельности обучающихся [6].
Как видно из вышесказанного, в отечественной литературе достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес учащегося к учебной деятельности, способных формировать положительную мотивацию при изучении конкретной дисциплины. Педагогу необходимо лишь подобрать наиболее подходящие для себя условия и активно применять их в своей профессиональной деятельности. Потому как одним из факторов успешного обучения является формирование положительной мотивации учащихся. А снижение последней ведет к снижению успешности и эффективности обучения.