Главная
Конференции
Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты
Совершенствование профессиональных навыков будущих учителей средствами компьютер...

Совершенствование профессиональных навыков будущих учителей средствами компьютерной графики

Научный руководитель

Шилинг Галина Сергеевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессиональные навыки
ИКТ-компетентность учителя
растровый редактор
векторный редактор
редактор трехмерной графики

Аннотация статьи

В статье рассматривается совершенствование профессиональных навыков будущих учителей средствами компьютерной графики. Готовность педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Развитие творческого потенциала через средства программного обеспечения по растровой, векторной и трехмерной графике.

Текст статьи

Согласно указу президента РФ В.В. Путина от 2018 года – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Задача, поставленная Президентом, – разработка национального проекта «Образование». Целью проекта является создание национальной системы профессионального роста педагога. В качестве важнейшей составляющей профессионального роста будущих учителей выступает непрерывное развитие и усовершенствование своих профессиональных навыков.

ИКТ – компетентность, которая объединяет в себе знания, умения и навыки в информационном пространстве, является одной из самых востребованных составляющих профессиональной компетентности педагога. Для качественного обучения и воспитания детей, растущих в условиях постоянного развития информационно-компьютерных технологий, важны преобразования в системе образования в области информационных технологий.

Развитием вопроса оценки профессиональной компетентности выпускника / специалиста можно считать предложение использовать в качестве критериальной характеристики показатель наличия навыков и опыта поведения в ситуациях преодоления трудностей в профессиональной деятельности [2].

Именно таким подходом, фокусирующим внимание на принципиально важных проявляющихся профессиональных качествах, имеющих значение для формирования и оценки компетентности выпускника/специалиста, обусловлено выделение группы специфических компетентностных профессиональных качеств [3].

Проблематика задачи формирования и развития ИКТ-компетентности будущих учителей широко представлена в научных публикациях. Однако значимость проблемы остается актуальной и сейчас, в период перехода высшего образования на модернизированные образовательные стандарты в виде проектов ФГОС ВО 3+ и 3++.

Уровень владения будущих педагогов достижениями в области использования ИКТ в обучении является одной из профессионально значимых характеристик. Это обусловлено различными факторами, в числе которых – соответствие требованиям, предъявляемым к профессии педагога [4].

Выделяют несколько составляющих ИКТ-компетентности учителя:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.

Мало обладать перечисленными компетентностями – профессионально состоявшийся педагог обладает опытом планомерного и системного использования известных средств ИКТ в обучении, а также готов к освоению новых возможностей в области включения ИКТ в образовательный процесс [5].

Развитие ИКТ-компетентности современных педагогов на сегодняшний день является актуальной задачей и стоит на всех уровнях системы педагогического образования. В современных условиях развития системы обучения педагогу недостаточно быть лишь пользователем ИК-технологий, необходимо повышать личную ИКТ-компетентность, которая является профессиональной характеристикой.

Проблема ИКТ-компетентности современных педагогов находит свое отражение в трудах многих ученых, таких как: Ганщук С.В., Четанов Н.А., Короткевич С.В., Тасуева М.А., Шмелева О.В., Иванова Е.Н., Пегасова Н.А., Лебедева С.Ю., Азаренко А.А. и др.

Данными авторам обосновывается мысль о том, что в современных условиях квалификация будущего педагога складывается из следующих компонентов: знания содержания своего предмета; владение современными методами и технологиями проведения учебного занятия, а также контроля знаний; высокого уровня информационно-компьютерной компетентности, который подразумевает качественное владение программными средствами, знание образовательных ресурсов и источников по своему предмету, умение работать и электронной информацией в соответствии с поставленными задачами [4].

Навыки, получаемые в процессе изучения компьютерной графики, входят в состав ИКТ-компетенций. Исходя из современных компетенций учебной дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) можно выделить общие положения данного направления связанного с изучением компьютерной графики:

  • Цель освоения учебной дисциплины «Основы информатики и компьютерной графики» является формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения информатики и компьютерной графики для последующего применения в учебной и практической деятельности и соответствуют общим целям ОПОП;
  • Задачи дисциплины:
  1. Систематизация, формализация и расширение знаний по основам информатики, приобретенные в школе.
  2. Углубление навыков работы с пользовательскими и офисными программами, развитие информационной культуры.
  3. Формирование теоретической базы и практических умений и навыков для решения задач компьютерной графики.

Для изучения дисциплин, связанных с компьютерной графикой необходимы следующие знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

  • Школьный курс информатика.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения, навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Информационные технологии в образовании
  • Основы математической обработки информации.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающих общекультурных (ОК) компетенций:

  • ОК-3. Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
  • ОК-6. Способность к самоорганизации и самообразованию;
  • ПВК-4. Готовность использовать информационные технологии в различных сферах деятельности.

Основные результаты обучения по дисциплине связанной с компьютерной графикой отражены в компетенции ОК-3:

1. Знать. Устройство и архитектуру ПК, теоретические основы ВТ, теоретические основы компьютерной графики, структуру информации в ПК, и основные методы и средства получения, хранения, переработки информации. Основные приемы работы с информацией в текстовых редакторах, электронных таблицах и средствах создания презентаций; Представление цвета в компьютерной графике, основные принципы и архитектуру графических подсистем, алгоритмизировать поиск информации в информационном пространстве, применять методы математической обработки информации для задач графического моделирования.

2. Уметь. Работать с прикладными программами различного уровня и направленности, уметь работать с информацией (создание, хранение, удаление, обработка), разрабатывать графические модели на основе управления информацией в сферах деятельности, связанных с образованием, обработкой изображений, с другими дисциплинами ОПОП.

3. Владеть навыками. Основными инструментами редактирования текста, обработки информации электронным и таблицами, основными инструмента ми обработки изображений в графических редакторах, практически ми приемами работы с вычислительной техникой, с инструментальным и сервисным ПО, с математическими пакетами; понятийным аппаратом и алгоритмами, для разработки задач по различным тематикам.

Нетрудно понять, что совершенствование профессиональных навыков будущих учителей осуществляется средствами компьютерной графики, а именно – программным комплексом, охватывающим все виды компьютерной графики.

Программы по компьютерной графике разделены между собой на:

  • растровые редакторы;
  • векторные редакторы;
  • 3-D редакторы (трехмерная графика).

В растровых редакторах графический объект представлен в виде комбинации точек (растров), которые имеют свою яркость и цвет. Такой подход эффективный, когда графическое изображение имеет много цветов и информация про цвет элементов намного важнее, чем информация про их форму. Это характерно для фотографических и полиграфических изображений. Применяют для обработки изображений, создания фотоэффектов и художественных композиций.

Растровыми редакторами также являются Adobe Photoshop, GIMP, Photostyler, Adobe Photo-Paint, Picture Publisher, Corel Photo-paint и др.

Векторные редакторы отличаются способом представления данных изображения. Объектом является не точка, а линия. Каждая линия рассматривается, как математическая кривая ІІІ порядка и представлена формулой. Такое представление компактнее, чем растровое, данные занимают меньше места, но построение объекта сопровождается пересчетом параметров кривой в координаты экранного изображения, и соответственно, требует более мощных вычислительных систем. Широко применяются в рекламе, оформлении обложек полиграфических изданий.

Векторными графическими редакторами являются Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и Corel Draw и др.

Редакторы трехмерной графики используют для создания объемных композиций. Имеют две особенности: разрешают руководить свойствами поверхности в зависимости от свойств освещения, а также разрешают создавать объемную анимацию.

Редакторами трехмерной графики являются Autodesk AutoCAD 3ds Max (3D Studio MAX) Maya Blender и др.

Таким образом, хочется отметить, что использование компьютерной графики способствует повышению и стимулированию интереса обучающихся, появлению устойчивых мотивов изучения данного предмета, активизации мыслительной и творческой деятельности, тем самым формируя не только учебные навыки, но и профессиональные знания и умения.

Список литературы

  1. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
  2. Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность? // Высшее образование в России. 2008. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izmerit-professionalnuyu-kompetentnost (дата обращения: 29.12.2022).
  3. Дворовенко Н.Н. Модель икт-компетентности педагога: методология, структура и содержательные составляющие, критерии оценивания // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-ikt-kompetentnosti-pedagoga-metodologiya-struktura-i-soderzhatelnye-sostavlyayuschie-kriterii-otsenivaniya (дата обращения: 29.12.2022).
  4. Тринадцатко, О. А. ИКТ-компетентность в профессиональной деятельности современного педагога / О. А. Тринадцатко, В. В. Мельникова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 83-1. – С. 101-103. – DOI 10.18411/trnio-03-2022-28. – EDN IOXJDV.
  5. Сухорукова, Е. В. Совершенствование ИКТ-компетентности педагога как основа профессионального роста / Е. В. Сухорукова // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 1(73). – С. 87-90. – EDN MXLLAZ.

Поделиться

720

Сычева И. С. Совершенствование профессиональных навыков будущих учителей средствами компьютерной графики // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 74-78. URL: https://apni.ru/article/5678-sovershenstvovanie-professionalnikh-navikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря