Согласно указу президента РФ В.В. Путина от 2018 года – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Задача, поставленная Президентом, – разработка национального проекта «Образование». Целью проекта является создание национальной системы профессионального роста педагога. В качестве важнейшей составляющей профессионального роста будущих учителей выступает непрерывное развитие и усовершенствование своих профессиональных навыков.
ИКТ – компетентность, которая объединяет в себе знания, умения и навыки в информационном пространстве, является одной из самых востребованных составляющих профессиональной компетентности педагога. Для качественного обучения и воспитания детей, растущих в условиях постоянного развития информационно-компьютерных технологий, важны преобразования в системе образования в области информационных технологий.
Развитием вопроса оценки профессиональной компетентности выпускника / специалиста можно считать предложение использовать в качестве критериальной характеристики показатель наличия навыков и опыта поведения в ситуациях преодоления трудностей в профессиональной деятельности [2].
Именно таким подходом, фокусирующим внимание на принципиально важных проявляющихся профессиональных качествах, имеющих значение для формирования и оценки компетентности выпускника/специалиста, обусловлено выделение группы специфических компетентностных профессиональных качеств [3].
Проблематика задачи формирования и развития ИКТ-компетентности будущих учителей широко представлена в научных публикациях. Однако значимость проблемы остается актуальной и сейчас, в период перехода высшего образования на модернизированные образовательные стандарты в виде проектов ФГОС ВО 3+ и 3++.
Уровень владения будущих педагогов достижениями в области использования ИКТ в обучении является одной из профессионально значимых характеристик. Это обусловлено различными факторами, в числе которых – соответствие требованиям, предъявляемым к профессии педагога [4].
Выделяют несколько составляющих ИКТ-компетентности учителя:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
Мало обладать перечисленными компетентностями – профессионально состоявшийся педагог обладает опытом планомерного и системного использования известных средств ИКТ в обучении, а также готов к освоению новых возможностей в области включения ИКТ в образовательный процесс [5].
Развитие ИКТ-компетентности современных педагогов на сегодняшний день является актуальной задачей и стоит на всех уровнях системы педагогического образования. В современных условиях развития системы обучения педагогу недостаточно быть лишь пользователем ИК-технологий, необходимо повышать личную ИКТ-компетентность, которая является профессиональной характеристикой.
Проблема ИКТ-компетентности современных педагогов находит свое отражение в трудах многих ученых, таких как: Ганщук С.В., Четанов Н.А., Короткевич С.В., Тасуева М.А., Шмелева О.В., Иванова Е.Н., Пегасова Н.А., Лебедева С.Ю., Азаренко А.А. и др.
Данными авторам обосновывается мысль о том, что в современных условиях квалификация будущего педагога складывается из следующих компонентов: знания содержания своего предмета; владение современными методами и технологиями проведения учебного занятия, а также контроля знаний; высокого уровня информационно-компьютерной компетентности, который подразумевает качественное владение программными средствами, знание образовательных ресурсов и источников по своему предмету, умение работать и электронной информацией в соответствии с поставленными задачами [4].
Навыки, получаемые в процессе изучения компьютерной графики, входят в состав ИКТ-компетенций. Исходя из современных компетенций учебной дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) можно выделить общие положения данного направления связанного с изучением компьютерной графики:
- Цель освоения учебной дисциплины «Основы информатики и компьютерной графики» является формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения информатики и компьютерной графики для последующего применения в учебной и практической деятельности и соответствуют общим целям ОПОП;
- Задачи дисциплины:
- Систематизация, формализация и расширение знаний по основам информатики, приобретенные в школе.
- Углубление навыков работы с пользовательскими и офисными программами, развитие информационной культуры.
- Формирование теоретической базы и практических умений и навыков для решения задач компьютерной графики.
Для изучения дисциплин, связанных с компьютерной графикой необходимы следующие знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Школьный курс информатика.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения, навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Информационные технологии в образовании
- Основы математической обработки информации.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающих общекультурных (ОК) компетенций:
- ОК-3. Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- ОК-6. Способность к самоорганизации и самообразованию;
- ПВК-4. Готовность использовать информационные технологии в различных сферах деятельности.
Основные результаты обучения по дисциплине связанной с компьютерной графикой отражены в компетенции ОК-3:
1. Знать. Устройство и архитектуру ПК, теоретические основы ВТ, теоретические основы компьютерной графики, структуру информации в ПК, и основные методы и средства получения, хранения, переработки информации. Основные приемы работы с информацией в текстовых редакторах, электронных таблицах и средствах создания презентаций; Представление цвета в компьютерной графике, основные принципы и архитектуру графических подсистем, алгоритмизировать поиск информации в информационном пространстве, применять методы математической обработки информации для задач графического моделирования.
2. Уметь. Работать с прикладными программами различного уровня и направленности, уметь работать с информацией (создание, хранение, удаление, обработка), разрабатывать графические модели на основе управления информацией в сферах деятельности, связанных с образованием, обработкой изображений, с другими дисциплинами ОПОП.
3. Владеть навыками. Основными инструментами редактирования текста, обработки информации электронным и таблицами, основными инструмента ми обработки изображений в графических редакторах, практически ми приемами работы с вычислительной техникой, с инструментальным и сервисным ПО, с математическими пакетами; понятийным аппаратом и алгоритмами, для разработки задач по различным тематикам.
Нетрудно понять, что совершенствование профессиональных навыков будущих учителей осуществляется средствами компьютерной графики, а именно – программным комплексом, охватывающим все виды компьютерной графики.
Программы по компьютерной графике разделены между собой на:
- растровые редакторы;
- векторные редакторы;
- 3-D редакторы (трехмерная графика).
В растровых редакторах графический объект представлен в виде комбинации точек (растров), которые имеют свою яркость и цвет. Такой подход эффективный, когда графическое изображение имеет много цветов и информация про цвет элементов намного важнее, чем информация про их форму. Это характерно для фотографических и полиграфических изображений. Применяют для обработки изображений, создания фотоэффектов и художественных композиций.
Растровыми редакторами также являются Adobe Photoshop, GIMP, Photostyler, Adobe Photo-Paint, Picture Publisher, Corel Photo-paint и др.
Векторные редакторы отличаются способом представления данных изображения. Объектом является не точка, а линия. Каждая линия рассматривается, как математическая кривая ІІІ порядка и представлена формулой. Такое представление компактнее, чем растровое, данные занимают меньше места, но построение объекта сопровождается пересчетом параметров кривой в координаты экранного изображения, и соответственно, требует более мощных вычислительных систем. Широко применяются в рекламе, оформлении обложек полиграфических изданий.
Векторными графическими редакторами являются Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и Corel Draw и др.
Редакторы трехмерной графики используют для создания объемных композиций. Имеют две особенности: разрешают руководить свойствами поверхности в зависимости от свойств освещения, а также разрешают создавать объемную анимацию.
Редакторами трехмерной графики являются Autodesk AutoCAD 3ds Max (3D Studio MAX) Maya Blender и др.
Таким образом, хочется отметить, что использование компьютерной графики способствует повышению и стимулированию интереса обучающихся, появлению устойчивых мотивов изучения данного предмета, активизации мыслительной и творческой деятельности, тем самым формируя не только учебные навыки, но и профессиональные знания и умения.