Учет индивидуальных особенностей личности – один из наиболее значимых путей повышения эффективности обучения. В связи с этим в настоящее время наблюдается повышенный интерес психологов к изучению стилевых особенностей индивидуальности, которые оказывают влияние на самые разнообразные аспекты поведения человека в сфере общения, обучения.
В проведенных исследованиях рассматривались индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин); активности (Б.А. Вяткин); индивидуальные стили поведения (Е.П. Ильин); индивидуальные эмоциональные стили (Л.Я. Дорфман); стили общения (И.П. Шкуратова, В.В. Латынов и др.); стили жизнедеятельности, социального мышления (К.А. Абульханова-Славская); индивидуально-познавательные стили (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Т.М. Егорова, М.Е. Кузнецов и др.). Среди индивидуально-познавательных стилей особое место отводится когнитивному стилю (индивидуально-своеобразному способу переработки информации).
Термин «когнитивный стиль» будучи характеристикой познавательной сферы, отражает особенности личностной организации в целом. По сравнению с индивидуальными особенностями отдельных познавательных процессов когнитивный стиль выступает формой интеллектуальной активности более высокого порядка, связанной с координацией основных познавательных процессов [1, 2, 3].
В высших образовательных учреждениях, в основном, когнитивные стили студентов не учитываются преподавателями, что отрицательно сказывается на эффективности учебной деятельности.
Нами было проведено изучение особенностей когнитивных стилей у студентов факультета иностранных языков по направлению подготовки «Педагогическое образование» в «Брянском государственном университете имени академика И.Г Петровского». В исследовании приняло участие 120 студентов 1-го и 2-го курсов.
Для диагностики когнитивного стиля у студентов был использован тест Г.А. Берулава «Дифференциальность – интегральность». Данный тест относится к категории проективных методик, главной особенностью которого является наличие неструктурированных задач, т.е. задач, допускающих разнообразие возможных ответов. В рамках диагностируемого когнитивного стиля оценивались, прежде всего, стилевые особенности мышления, которые связаны с особенностями восприятия и с личностью в целом [1].
Анализируя полученные результаты было выявлено, что познавательная деятельность студентов неоднородна и представлена в виде разных когнитивных стилей по критерию «дифференциальность-интегральность».
В результате исследования обнаружились следующие особенности сформированности когнитивных стилей у студентов.
- Интегральный когнитивный стиль сформирован у 37,6 студентов, из них 22,5% приходится на чистые стили. К чистым когнитивным стилям относится интегрально-теоретический, который диагностируется в том случае, если смысл предъявляемой ситуации был воплощен для субъекта в одном, чаще всего в абстрактном понятии.
- Интегрально-деятельностный стиль сформирован у 8,3% выборки. Он имеет место тогда, когда, оцениваясь как единый смысловой образ, ситуация воспринималась в динамике.
- При интегрально-эмоциональном когнитивном стиле ситуации придавалась эмоциональная насыщенность, этот стиль составил 6,7% от общей выборки.
- Дифференциальный когнитивный стиль сформирован у 45,7% всей выборки. Это говорит о том, что у данной группы студентов наблюдается конкретность и эмпиричность мышления, причем присутствует опора на фрагментарность «образа мира». К чистым дифференциальным когнитивным стилям относят дифференциально-деятельностный, дифференциально-теоретический, дифференциально - эмоциональный когнитивные стили.
- Дифференциально-теоретический когнитивный стиль диагностируется в том случае, если предъявляемые ситуации устойчиво воспринимаются в статике, при этом субъект дифференцирует их на множество объектов. Данный стиль составил 26,6% выборки.
- Дифференциально-деятельностный стиль сформирован у 10,8% студентов. Он характеризуется тем, что ситуации и объекты их опосредующие рассматриваются в динамике, в действии.
- Дифференциально-эмоциональный стиль в нашей выборке преобладает и составляет 8,3%. Это говорит о том, что будущие учителя иностранных языков воспринимают окружающий мир в эмоциональном ключе. Данный стиль диагностируется в том случае, когда ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или же использования эмоционально окрашенных определений.
- Помимо полюсов «интегральность» и «дифференциальность» нами были выявлены комплексные когнитивные стили, которые составили 16,7% общей выборки. К ним отнесены 8 когнитивных стилей: ДТ-ИТ – 3,3%, ДТ-ИЭ – 1,7%, ДД - ИТ –2,5%, ДД - ИД –1,7%, ДД -ИЭ – 0,8%, ДЭ –ИТ–1,7%, ДЭ - ИД – 2,5% и ДЭ - ИЭ –2,5%.
Наличие когнитивного стиля влияет на эффективность познавательной и учебной деятельности студентов.
Преподавателям необходимо учитывать особенности когнитивных стилей студентов, в своей работе широко использовать коллективные формы познавательной активности (групповая дискуссия, дидактические игры, диспуты и др.), различные виды проблемного обучения (исследование, метод проекта, методы решения различных творческих задач и др.).
При изложении лекционного материала преподавателям стоит чередовать интегративное и дифференциальное преподнесение материала. На практических, лабораторных занятиях следует предлагать задания с учетом доминирующих когнитивных стилей. Для студентов с интегративным когнитивным стилем целесообразно изложение учебного материала в более обобщенном и формализованном виде. Для студентов с дифференциально-деятельностным стилем обучение необходимо строить путем движения от элементов к системе через многократную отработку конкретных примеров и образцов к самостоятельному выведению общего. Для студентов с дифференциально-эмоциональным стилем обучение целесообразно строить от конкретного к абстрактному, придавая заданиям эмоциональную насыщенность.
Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста необходимо повышать эффективность профессионального обучения в вузе, а также совершенствовать процесс его индивидуализации с учетом особенностей сформированности когнитивного стиля.