Педагогическое творчество преподавателя учебного заведения и психологические условия его развития

Педагогическое творчество преподавателя учебного заведения и психологические условия его развития

Педагогическое творчество преподавателя является основополагающим фактором для усвоения материала студентами и приобретения ими необходимых навыков профессиональной деятельности. Способность преподавателя донести информацию студенту, заинтересовать его материалом дисциплины и показать применимость полученных знаний умений и навыков в профессиональной деятельности – это основная задача каждого преподавателя высшей школы.

Аннотация статьи
педагогическое творчество
педагогическая деятельность
педагогическое мастерство
педагогическая культура
Ключевые слова

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций общества. Её структуру составляют следующие компоненты [3, с. 67]:

1. Знание педагогической потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

2. Многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человеком, в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются обучаемым.

3. Собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство.

4. Высокая нравственная, эстетическая культура педагога.

Эффективность педагогической деятельности, кроме этих компонентов, требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе учебно-воспитательного процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий целям обучения и воспитания и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях [2, с. 113]. Именно противоречия являются движущей силой её развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, социальный прогресс – все это требует изменения содержания педагогических функций. Между устаревшим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества с другой, и возникает противоречие. Его разрешения осуществляется на основе анализа всех сфер жизни общества, выявления новых требований к человеку, и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания учебно-воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности. В данных условиях огромная роль принадлежит педагогическому творчеству.

В понимании педагогического творчества проявляются различные подходы [2, с. 84]. Один из них – создание объективно новых технологий обучения и воспитания. Если придерживаться этого критерия, то создается впечатление, что ему отвечают единицы преподавателей, что в корне ошибочно.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривают как отказ от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Мастер педагогического труда легко переходит от репродукции к творчеству и наоборот.

По сути дела вся педагогическая деятельность носит творческий характер. Любое учебное занятие, на котором удачно комбинируются известные методы и методики, в определенной мере является результатом творчество. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов – уже проявление творчества. Само построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, ибо любое занятие включает не только те, или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.

Необходимо также помнить, что педагогическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Она предполагает формирование и развитие личности обучаемого, его способностей и компетентности [1, с. 84]. А поскольку каждый обучаемый объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является творческой.

Педагогическое творчество, как и научное творчество, есть высший уровень деятельности человека. Психологическую структуру педагогического творчества можно представить схемой:

– цель творчества;

– мотивы;

– субъект (или предмет творчества);

– способы, средства;

– условия;

– результат.

В данном параграфе более подробно раскроем сущность и содержание педагогического творчества.

Педагогическое творчество – индивидуально своеобразный процесс теоретической и практической деятельности преподавателя, направленный на поиск и осуществление оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной подготовки курсантов, слушателей вузов.

Итак, в педагогике различают творчество в теории, которое предполагает открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик.

Творчество в практической деятельности может проявляться в нестандартных подходах к решению педагогических задач; в разработке новых форм, методов, приемов проведения занятий; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть множество вариантов решения одной и той же проблемы и т.д. [4, с. 39].

По содержанию педагогическое творчество представляет собой определенную совокупность совместных действий преподавателей и обучаемых, направленных на формирование и развитие личности офицера.

Со стороны педагога педагогическое творчество выражается:

– в создании системы педагогического сотрудничества со своими учениками;

– в постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса на основе научного предвидения, самооценке педагогической деятельности;

– в оптимальном использовании многообразных средств педагогического воздействия;

– в исследовательской работе по развитию наиболее актуальных проблем педагогического процесса в вузе;

– в разносторонних увлечениях педагога, используемых в обучении и воспитании;

– в самосовершенствовании, саморазвитии себя как педагога.

Педагогическое творчество имеет свои особенности:

1. С одной стороны – это творение (обучение, воспитание, развитие) человека; с другой – это поиск и осуществление новых решений педагогических задач;

2. Творчество педагога – это сотворчество с обучаемым;

3. Преподаватель совместно с учеником творит на живом «человеческом материале»;

4. Ограниченность во времени;

5. Повторяемость;

6. Двойственный и относительный характер получаемых результатов;

7. Органическое сочетание различных видов творчества.

Педагогическое творчество необходимо отличать от оригинальничания, надуманности, прожектерства (прожект – несбыточный проект).

Прожектеры могут быть весьма изобретательны, но их идеи ложны, проекты не реальны, они не имеют под собой никакой научной основы. Сюда относятся изобретения якобы универсальных, эффективных для любых условий и случаев приемов, методов и форм проведения занятий. Прожектерством называют и те случаи, когда какую-то одну идею, концепцию, теорию объявляют единственно верной и приемлемой.

Поэтому призыв к творчеству – это на призыв к анархии и бесконтрольности, а к научно обоснованному выбору лучшего из возможного.

Поскольку педагогическое творчество – это «творение человека», то оно присуще и начинающему преподавателю и человеку, обладающему педагогическим мастерством. Тогда возникает вопрос – в каком соотношении находятся педагогическое мастерство и педагогическое творчество?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сущности педагогического мастерства. В этих целях уясним некоторые понятия:

– общая культура педагога – это степень овладения общей мировой культурой. Сюда относят степень его интеллектуального развития, содержание его мировоззрения, уровень образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг его интересов и запросов, формы повседневного поведения;

– педагогическая культура – весь мировой позитивный теоретический и практический опыт в области педагогики;

– педагогическая культура преподавателя – определенная степень овладения преподавателем мировым педагогическим опытом человечества. Она одновременно выражает и степень профессионального развития преподавателя, и основные требования к его поведению и деятельности.

Как профессионально-личностное явление педагогическая культура содержит в себе мировоззренческие, идейные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, физические и практические действенные аспекты.

Педагогическая культура воспитателя проявляется в учебно-воспитательном процессе через педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство преподавателя – это знания, умения и навыки, которые в сочетании с определенными личностными качествами позволяют ему решать задачи учебно-воспитательного процесса на высоком профессиональном уровне. По-другому – это способность воплощать педагогическую культуру на практике.

Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей учебно-воспитательной работы.

Внутренняя сторона педагогического мастерства включает знания, умения, навыки, профессионально важные качества преподавателя, положительное отношение к педагогическому труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, соответствующие требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическая готовность к деятельности.

Основными слагаемыми педагогического мастерства являются:

– педагогическая и гуманистическая направленность преподавателя;

– знание военного дела в целом и его использовать при преподавании своего предмета;

– профессиональное знание учебного предмета, умения и навыки его преподавания;

– знание теории воспитания, умения и навыки в воспитании людей;

– умение нестандартно решать педагогические задачи;

– оригинальность в исполнении известных способов обучения и воспитания в связи с новыми задачами;

– поиск и применение новых методов, приемов, средств обучения и воспитания;

– эффективное применение педагогического опыта в новых условиях.

Из выше изложенного видно, что педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Когда эта компетентность отсутствует, то наблюдаются различные прецеденты в учебно-воспитательном процессе. профессиональное мастерство тесно связано с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя выступает гарантом педагогического творчества.

Педагогическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, педагогических, психологических, научных) факторов.

К личностным факторам относятся:

а) содержание и уровень мотивации;

б) стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической деятельности;

в) интеллектуальные и педагогические способности;

г) профессиональные знания, умения, навыки;

д) личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией; самостоятельность; инициативность; работоспособность; целеустремленность; коммуникабельность.

К социальным факторам можно отнести:

– недопущение перегрузок в педагогической деятельности;

– предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;

– содержание и характер требований, предъявляемых в вузе к личности и деятельности преподавателя;

– уровень и качество организации педагогического труда;

– отношение обучаемых к учебе, к творческой деятельности преподавателя;

– морально-психологический климат в педагогических коллективах;

– грамотно организованная методическая работа в вузе и на кафедрах;

– материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.

В становлении и развитии педагогического творчества встречается ряд противоречий внутреннего и внешнего плана.

К внутренним противоречиям в развитии педагогического творчества относятся противоречия:

а) между стремлением педагога к творческой деятельности и наличием у него соответствующих знаний, умений, навыков, личностных качеств;

б) между высокими творческими способностями преподавателя и отсутствием мотивации творческого решения педагогических задач;

в) между творческими устремлениями педагога и недостаточной активностью, инертностью обучаемых;

г) между сложившимся подходом к осуществлению учебно-воспитательной деятельности и его недостаточной эффективностью или несоответствием изменившимся условиям педагогического труда.

Внешними противоречиями выступают:

– между современными требованиями к творческой стороне педагогической деятельности и подготовленностью к ней преподавательского состава;

– между расширением прав преподавателей и чрезмерной, а порой и ненужной, регламентацией педагогической деятельности;

– между значимостью педагогического труда и его неадекватной оценкой, стимулированием со стороны руководства вузов;

– между накопленными отдельными преподавателями опытом педагогического творчества и его недостаточным использованием, внедрением в учебно-воспитательный процесс;

Анализируя вышеизложенное, убеждаемся в том, что развитию педагогического творчества способствуют:

1. Формирование у преподавателей устойчивой мотивации творчества.

2. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду.

3. Создание в вузе и на кафедрах оптимальных условий для педагогического творчества.

4. Самообразование и самовоспитание преподавателя.

5. Участие преподавателей и обучаемых в научно-исследовательской работе.

Текст статьи
  1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М., 1997. – 203 с.
  2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. – 140 с.
  3. Светличная Л.В. Педагогика. Российский университет транспорта. (МИИТ). М., 2019. – 81 c.
  4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика, М., 2010 – 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 9 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря