Главная
АИ #7 (137)
Статьи журнала АИ #7 (137)
Роль и виды субъектов административной юрисдикции в системе земельных правоотнош...

Роль и виды субъектов административной юрисдикции в системе земельных правоотношений

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

субъекты административной юрисдикции
земельные правоотношения
землепользование
государственный земельный контроль

Аннотация статьи

В статье рассматриваются субъекты административной юрисдикции в системе земельных правоотношений, их виды, роль и специальные компетенции в области государственного земельного контроля.

Текст статьи

В Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, поэтому охраняются Российской Федерацией, Конституцией и законодательством в целом, как инструментом необходимым для правовой защиты земельных ресурсов. Земля является нашей средой обитания и то, в каком состоянии мы ее сохраняем, обуславливает наш уровень жизни и качество жизни последующих поколений. Наша задача суметь сохранить ее, восстановить после нерационального использования предшествующих поколений, а также противоправных действий нашего социума.

В связи с этим остро стоит вопрос контроля за выполнением тех правовых норм, которые разработало наше государство в сфере землепользования.

Так под административной юрисдикцией понимается целая система правовых полномочий органов исполнительной власти, которые могут привлекать к административной ответственности во внесудебном порядке. Субъектами административной юрисдикции собственно и являются правомочные органы государственной власти.

В настоящее время образована целая система органов, обладающих компетенциями и правом рассматривать вопросы об административной ответственности за правонарушения земельного законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» [1] «соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности» [2] является предметом государственного земельного надзора.

Действующее законодательство Российской Федерации четко регламентирует и наделяет надзорными полномочиями в сфере охраны и пользования землей несколько федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) подчиняется Правительству Российской Федерации;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) подчиняется Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) подчиняется Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Каждая из федеральных служб является обособленной и самостоятельной, их структуры не пересекаются и не входят в структуру друг в друга, имеют присвоенные им индивидуальные компетенции согласно установленного вектора деятельности. Однако вместе они составляют целую систему, обеспечивающую государство и общество компетентным правовым регулированием в сфере землепользования. Каждая из которых, охватывает свой спектр правовых норм и воздействий для соблюдения земельного законодательства как отдельных граждан, должностных и юридических лиц, так и государства в целом. Все вышеперечисленные службы имеют полномочия привлекать к административной ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства, хотя вся их деятельность скорей направлена на регуляцию, контроль и систематизацию в данной области. За каждым контролирующим органом закреплен индивидуальный модуль функций в сфере земельного контроля, так «Росреестр осуществляет контроль за землей как за объектом права, Россельхознадзор контролирует использование и оборот земли, как природного ресурса с физическими свойствами, а Росприроднадзор осуществляет контроль за землей как за объектом экологической системы» [4].

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии безусловно осуществляет один из значимых аспектов в системе землепользования затрагивая своей деятельностью большой пласт в правовом регулировании по вопросам собственности, обороту, учету, сохранению, восстановлению земель, ведению Единого государственного реестра, ведению кадастрового учета и мониторинга земель, государственную оценку и экспертизу, государственный земельный надзор. Следует отметить большую работу службы в сфере государственной регистрации прав так как это занимает значительную часть работы данного органа. И согласно годовым отчета данной службы отмечено сколько труда сопряжено с вынесением постановлений об административных правонарушениях, связанных с самовольным занятием земельных участков.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет немаловажную функцию по сохранению плодородия земельного фонда, предотвращение негативного воздействия на качество земель, которое может быть оказано как отдельными лицами, организациями, так и природными условиями. При воздействии последних ответственность за негативное воздействие будет нести должностное лицо, не предпринявшее необходимых мер по его предотвращению. Можно подчеркнуть, что плодородие земли напрямую зависит от деятельности и контроля данной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выполняет ключевую функцию по охране и сохранению земель. Является барьером, контролирующим негативное и техногенное воздействие на природные объекты, регламентирует обращение с отходами и их обезвреживание. Проводит государственную экологическую экспертизу.

Каждая из перечисленных служб образует в совокупности систему, которая позволяет произвести контроль в сфере землепользования, сохраняя землю как великое достояние человечества в пригодном для жизни состоянии. Однако стоит отметить, что даже при хорошо выстроенной правовой базе, всегда остается место человеческому фактору, который может вносить свою негативную ноту в организации процесса контроля. Так каждая из федеральных служб на месте потенциального правонарушения представлена отдельным человеком в лице государственного инспектора. И то, какими компетенциями обладает конкретное должностное лицо, влияет на уровень продуктивности всей системы контроля. Предположительно более квалифицированные госслужащие могут сократить общее количество ошибок, связанных с человеческим фактором при выполнении государственного контроля.

Таким образом, рассмотрев деятельность субъектов юрисдикции в системе земельных правоотношений нам стал очевиден тот факт, что все они носят несколько характерных черт – это сохранить наше земельное наследие и предотвратить противоправные деяния, направленные на его разрушение, а также охрана собственности и регулирование отношений, связанных с земельным фондом.

На современном этапе развития российского государственного аппарата сформирована целая система органов исполнительной власти, в функциональные аспекты деятельности которых входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере землепользования, предусматривающих юридическую ответственность. В числе таковых, прежде всего, следует выделить такие федеральные службы как Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор, от эффективной деятельности которых зависит не только состояние правопорядка в сфере земельных отношений, но и рациональность землепользования в масштабах всего государства.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ: Федер. закон от 25 окт. 2001 г. No 136-ФЗ: (ред. от 05 дек. 2022 г.) // Рос. Газета. 2001. 30 окт.
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (ред. от 07.02.2022) "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" [Электронный ресурс]: опубликован на официальном сетевом ресурсе Правительства России URL: http://government.ru/docs/all/135408/ (дата обращения 07.01.2023).
  3. Ерофеев Б. В. Земельное право России: учебник для вузов; под науч. ред. Л. Б. Братковской. — 16-е изд., перераб. и доп. – М., 2019. С. 254.
  4. Литвинова Д. В., Некрестьянова Д.С. Юридический справочник землепользователя. – Санкт-Петербург, 2022. С. 317.
  5. Пирова Р.Н. Земельное право. Учебное пособие для направления подготовки «Землеустройство и кадастры», профиль «Кадастр недвижимости». – Махачкала, 2019. С. 30.

Поделиться

830

Бережанская М. Д., Богмацера Э. В. Роль и виды субъектов административной юрисдикции в системе земельных правоотношений // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/5682-rol-i-vidi-subektov-administrativnoj-yurisdik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января