Одной из приоритетных целей развития современного Узбекистана является широкое внедрение инноваций в экономику, развитие кооперационных связей промышленных предприятий и научных учреждений, согласно которой совершенствуется использование производственного потенциала предприятий в подготовке кадров и проведении совместных научно-технологических разработок, поддерживается подготовка кадров на производстве, осуществляется систематическое повышение квалификации педагогических кадров в области передовых технологий непосредственно на производстве.
При этом анализируется и обобщается накопленный опыт, учитывается развитие рынка труда и конкретные социально-экономические условия, реализуются важные меры по дальнейшему развитию и укреплению научного потенциала страны, усилению роли науки в социально-экономическом развитии, дальнейшему углублению интеграции науки и производства, развитию системы образования, инновационной экономики в эффективной интеграции образования, науки и производства.
Интеграция инженерно-технического образования с наукой и производством – это динамичная многокомпонентная система. Каждому состоянию системы соответствуют определенные связи между ее компонентами, в которых выражается та или иная форма интеграции. Перспективы создания технических вузов как конкурентоспособной научно-технологической системы возможны лишь при опережающем развитии интеллектуального потенциала в сфере техники и технологий. В создавшихся условиях необходим поиск новых подходов, форм и методов инженерно-технического образования, базирующихся на традициях отечественной школы, педагогических инновациях, передовом опыте ведущих стран мира.
Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом, определяющим место национальной экономики в мировой экономической системе. Переход национальной экономики на инновационный путь развития связан с масштабными вложениями инвестиций в человеческий потенциал. Требуется повышение престижа труда в области образования, обеспечивающее поступательное развитие общества, а это, в первую очередь, сфера образования и науки. В большинстве стран инновационный потенциал рассматривается в качестве основополагающего источника экономического развития и является важнейшей составляющей национального богатства. Проблемы формирования и использования инновационного потенциала актуальны. Недооценка инновационного потенциала, его недостаточное использование затрудняют реализацию обозначенной государством стратегии экономического развития, сдерживают процесс развития конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики. В условиях перехода на инновационный путь особое значение приобретают создание и развитие инновационных центров, способных не только генерировать технические идеи, но и доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках. Инновационные центры призваны формировать экономическую среду, способствовать реализации научно-технической и инновационной политики государства, повышать эффективность взаимодействия между научно-техническим, образовательным и промышленным комплексами. Инновационно-технологические центры призваны стать связующим звеном между фундаментально-прикладной наукой и производством.
Влияние науки на производственную сферу привело к формированию наукоёмких отраслей. Специфика данных отраслей общественного производства заключается в резком росте доли затрат на научные исследования и опытные разработки нового продукта в сумме общих затрат. Интеллектуализация производства предопределила, в свою очередь, активное развитие образования как сферы воспроизводства научного потенциала и производительных сил в целом. Образование в условиях индустриального общества увеличивает производительность труда и делает результаты труда ценными как с точки зрения качества последнего, так и важности его для общественного развития в целом.
Среди западных форм интеграции образования-наука-производство наибольший интерес представляет американский опыт. С начала 70-х годов, прошлого столетия, в США создаются Cooperative research centers – кооперативные исследовательские центры (КИЦ). Исследовательские центры концентрируют научный потенциал университетов, являющихся крупнейшими научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, и промышленными фирмами. Цель их сотрудничества состоит в проведении совместных научных исследований, исключающих дублирование в решении фундаментальных научно-технических проблем.
В 80-е годы в США создались Engineering research centers – центров инженерных исследований (ЦИИ). Главным отличием ЦИИ от предыдущей формы интеграции является более узкое поле деятельности. Центры инженерных исследований специализируются на разработке техники и технологии и использовании её в перерабатывающей промышленности, строительстве, биотехнологии и другие направление экономики. Научно-технический прогресс повышает роль государства в планировании и координации научно-исследовательской деятельности, кроме того, характер научно-технических проблем делает невозможным их решение даже при участии крупнейших монополий Соединённых Штатов.
Развитие интеграции образования и производства в Европе началось лишь в 1980-е годы, а первыми научными парками были: Исследовательский парк Heriot-Watt University, Эдинбург; Научный парк Trinity College, Кембридж; Louvain-la-Neuve University, Бельгия и другие. Сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм являлась основным видом деятельности данных парков. В 1980-х годах стали создаваться научные парки в Бразилии, Индии, Малайзии, а сегодня и в странах Восточной Европы, СНГ и Китае. Японская модель интеграции образования и производства предполагает строительство «технополисов», сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемком промышленном производстве. Проект «Технополис» – проект создания технополисов – был принят к реализации в 1982 году. Так, например, в 35 милях к северовостоку от Токио расположен «Научный город» Японии – Цукуба.
Изучение зарубежных моделей интеграции науки, образования и производства показал, что данный процесс в зарубежных университетах складывался на протяжении многих лет, и является важнейшим фактором инновационного развития множества стран.
На примере деятельности Навоийского государственного горно-технологического университета (НГГТУ) в этом направлении, то с начала 2000 года университет является партнером в международных проектах TEMPUS, TERSID, MACH. Интеграция НГГТУ в систему европейского образования отражено в реализованных проектах TERSID, MACH, посвященных внедрению новых инновационных подходов в интеграцию науки, образования и производства.
Промышленности необходимо больше специалистов, опирающихся на приобретенные теоретические и практические знания, способные быстро вписываться в сферу профессиональной деятельности, определять и решать перспективные и реальные задачи развития промышленности.
Данную форму интеграции осуществляет НГГТУ в крупных промышленных предприятиях г.Навои (НГМК, Навоиазот и др.) и региона. Эта форма интеграции образования, науки и производства имеет хорошие перспективы в наукоемких отраслях. Интеграция охватывает все стороны деятельности вуза. Важнейшим принципом организации учебного процесса здесь является органическое соединение обучения и воспитания студентов с профессиональным становлением на базовых предприятиях в рамках непрерывной научно-производственной практики.
Модель специалиста является своеобразной основой для интеграции науки, образования и производства в вузе (рис. 1).
Рис. Модель подготовки специалиста в вузе на основе интеграции науки, образования и производства
С целью интеграции образования с наукой и производством, университет сотрудничает со всеми подразделениями Навоийского горно-металлургического комбината. Филиалы и базовые кафедры университета на крупных предприятиях являются наиболее распространенной формой интеграции высшей школы с наукой и производством в нашей стране.
Имеющая в университете опытно-экспериментальная и приборная база по направлениям обогащения полезных ископаемых, физико-механических свойств горных пород и грунтов, используются для проведения научных исследований, проводимых по государственным грантам, хозяйственным договорам и проведения учебных занятий по направлениям «Горное дело», «Горная электромеханика» и «Обогащение полезных ископаемых, а также по специальностям «Открытые горные работы», «Разработка месторождения полезных ископаемых подземным способом».
Квалификационная практика студентов проводится по утвержденному и согласованному графику в ведущих подразделениях НГМК, АО «Кызылкумцемент», «Навоиазот», «Электрохимия». Темы квалификационной работы и магистерской диссертации утверждаются с учетом актуальных проблем предприятий-заказчиков. Во время практики студенты обеспечиваются рабочими местами и стопроцентной заработной платой, а по окончании практики им в учебном комбинате НГМК присваиваются квалификационные разряды.
Технология действующей дуальной системы обучения в вузе предусматривает совместное преподавание предмета преподавателями института и высококвалифицированными специалистами с производства непосредственно в подразделениях НГМК, то есть студенты, получив теоретические знания в учебных аудиториях, закрепляют их на производственной практике в цехах подразделений комбината, в научных лабораториях с помощью опытных специалистов базовых предприятий и профессорско-преподавательского состава института.
Все выпускники, распределенные в эти организации и прошедшие обучение в филиале, успешно трудятся. Внедрение представленных ими дипломных работ в промышленность играет положительную роль в формировании отношения молодых специалистов к их будущей деятельности.
Такой подход к подготовке специалистов на базовых предприятиях упрощает процесс распределения выпускников. Накопленный опыт по такому методу, показывает, что он обеспечивает не только высокое качество подготовки специалистов, но и позволяет укрепить и расширить связь науки и производства.
Руководство университета основное внимание сконцентрировало на качественной подготовке будущих специалистов. Исходя из принципов и структуры работы НГГТУ, наблюдается большое сходство в содержании результатов образования при применении дуальной системы обучения студента «ВУЗ-Завод», имеется реальная возможность трудоустройства подготовленного специалиста, проходившего производственное обучение на будущем рабочем месте.
Технопарк НГГТУ, филиалы кафедр университета на крупных предприятиях созданы для более эффективного использования учебно-лабораторной базы предприятий в процессе учебы, а также для подготовки специалистов по новым направлениям, по которым в вузе отсутствует учебно-лабораторная база. Кроме того, данная форма развивает связи преподавателей вуза и специалистов предприятий в области учебно-методических и научных исследований.
Применение дуальной системы обучения в учебном процессе углубляет знания студентов по выбранному направлению и повышает их интерес к будущей специальности. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении.
При организации обучения студентов по дуальной системе «ВУЗ-Завод» необходимо настроить их на использование не только теоретических навыков, но и демонстрацию личностных качеств, которые помогут ему успешно вернуться после окончания вуза как бы на старое рабочее место в промышленном предприятии.
Следует отметить, что при совмещении «персональной терапии» с дуальной системой обучения «ВУЗ-Завод» исчезает самое главное личностное качество при трудоустройстве – так называемая «психологическая притирка» к новому коллективу. Этой особенности, как и признаков адаптации, не будет отмечено, так как студент-выпускник возвращается к «своему уже знакомому старому коллективу». Обновление и адаптация магистерских программ для нескольких инженерных специальностей в вопросах адаптации и последующего трудоустройства магистрантов к новому месту работы по таким направлениям как обогащение, металлургия, химическая технология, горное дело, машиностроение, автоматика, электроэнергетика в дуальной системе обучения «ВУЗ-Завод» с совмещением принципов «персональной терапии», несомненно, является перспективной разработкой НГГТУ.
Процесс адаптации форм и методов интеграции инноваций в процесс производства, используемых в различных странах мирового сообщества, является на данный момент слабо изученным. Нами предлагаются следующие приоритетные направления в сфере активизации инновационных процессов в инженерно-техническом образовании:
- всесторонне изучение международного опыта модернизации инженерного образования;
- дальнейшая реорганизация многоканальной системы финансирования для достижения большей эффективности и результативности;
- расширение внебюджетной деятельности и обеспечение весомого самофинансирования жизнедеятельности вуза, заключение комплексных договоров стратегического сотрудничества вуза с промышленными предприятиями, интеграция вуза с промышленностью, наукой (формирование инновационных научно-образовательных комплексов), интеграция вуза с образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы различных уровней (формирование университетских комплексов);
- концептуальное обоснование и совершенствование кадровой политики;
- гуманитаризация образовательного процесса, формирование высококультурной личности, ответственной за последствия принятия профессиональных решений;
- усиление социально-экономической подготовки, формирование личности специалиста с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе;
- обеспечение оптимального соотношения различных видов подготовки;
- разработка инновационных методов обучения, совершенствование системы преподавания, формирование личных образовательных траекторий обучаемых;
- развитие системы послевузовского образования, повышения квалификации, дополнительного, параллельного, дистанционного образования;
- внедрение в учебный процесс новых информационных технологий;
- совершенствование научно-исследовательской деятельности вузов, укрепление связей технических университетов с академической наукой;
- достижение максимально возможного в современных условиях уровня материально-технического обеспечения учебного и научного процесса в инженерных вузах.
Интеграция науки, образования и производства должна выступить основным механизмом современного развития экономики Узбекистана, увеличения притока инвестиций в инновации и инноваций в производство, а также развития науки и образования как инновационного потенциала страны. Так как интеграция образования, науки и производства является особой моделью профессиональной подготовки специалистов и ориентированного на основе равноправного сотрудничества обеспечить баланс социально-экономических интересов всех его участников. Эффективное же достижение интеграции образования, науки и производства создает условия для достижения общих целей всех его участников – обеспечения соответствия уровня качества подготовки выпускников вузов современным международным и опережающим требованиям научно-образовательных и производственных учреждений.