Изменения в экономической, социальной, политической и других сферах положили начало преобразований в законодательстве.
Главными действующими лицами являются должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. И безусловно, само внимание к должностным лицам связано с наделением их властными полномочиями. На должностных лиц возлагаются публично значимые функции, а их деятельность не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования [1].
Законодатель выделил в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) целую главу, посвященную преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Субъектом преступного посягательства здесь могут выступать исключительно должностные лица, то есть для данной категории преступлений выделен специальный субъект.
Понятие должностного лица закреплено в статье 285 УК РФ и следующим образом определяет субъектов правоотношений: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации» [2].
Огромный интерес вызывает статья 293 УК РФ, поскольку это преступление характеризуется неосторожной формой вины, в отличие от статей 285-292 УК РФ, которые также входят в главу 30 УК РФ.
Формулировка, которая характеризует неосторожную форму вины указана в диспозиции статьи 293 УК РФ как недобросовестное или небрежное отношение к службе.
Поскольку проявление недобросовестного и небрежного отношения может проявляться в действиях должностных лиц регулярно, криминообразующим признаком являются причинение крупного ущерба, особо крупного ущерба, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух и более лиц.
Однако в диспозиции статьи 293 УК РФ указано также на неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей. Неисполнение должностных обязанностей может быть совершено и с прямым умыслом, что не предусматривается конструкцией данной статьи. В данном случае законодатель предполагал проведение четкой границы между иными составами должностных преступлений.
Необходимо принять во внимание, что форма вины не соотносится со степенью общественной опасности последствий, что также влияет на формирование судебной практики по данной категории дел. Данные обстоятельства играют серьезную роль в подрыве авторитета государственной власти.
Высокий уровень латентности еще больше усложняет поддержание целостности института уголовной ответственности за указанное преступление, поскольку цель, связанная с восстановлением справедливости, защиты личности, общества, государства не может быть достигнута.
Безусловно халатное отношение к исполнению своих должностных обязанностей ставит под сомнение авторитет государства в целом, поскольку только добросовестное отношение к исполнению такого рода функций может транслировать понимание и ощущение полной защиты со стороны государства.