Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, является их социальная адаптация. Федеральный государственный образовательный стандарт обратил внимание общества на проблему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. Поэтому при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Одной из таких технологий является мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
В рамках инклюзивного образования именно лингвистические умения играют решающую роль в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. У таких детей наблюдается односложная речь, недостаточный словарный запас, неспособность построить монолог и диалог, отсутствие навыков культуры речи, плохая дикция, низкая орфографическая грамотность. Речь – неотъемлемый компонент любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированная связная речь оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. С помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для работы над устной и письменной речью.
Возможности использования мнемотехники в учебном процессе достаточно широки. Остановимся на мнемонических приемах при изучении правил русской орфографии, при работе над словарными словами и развитием связной речи детей с ОВЗ на уроках русского языка (письма и развития речи).
Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: установка на запоминание, заинтересованность, яркость восприятия и образность запечатления. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются приемы написания в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета, использование рифмовок: Лиса-лисица, посмотри, очень любит букву… (и).
Создание таких искусственных ассоциаций, при помощи которых слово запоминается легко и быстро, превращает утомительный и скучный процесс изучения трудных слов в увлекательное занятие. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что в слове может «прятаться» другое слово или несколько слов: В маленькой птичке жаВОРОНок прячется большая птица ВОРОН. Есть слова, в которых одинаковы только сочетания букв, которые напоминают о другом предмете, например: КОСТя ходит в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто. Можно составлять серьезные или шуточные объяснения правописания словарных слов: ОбЛАко – вЛАга – оно пЛАкало. Можно использовать шуточные вопросы и загадки: Какие слова любит лягушка? Москва, квартал, квартира. Также используется ассонанс, своеобразное «намагничивание» отдельных гласных звуков, или аллитерация – звуковые повторы согласных звуков. Пример повтора гласных звуков: «В понЕдЕльник на нЕдЕле, шли мы с НЕлли на качЕли».
Запоминание словарного слова проходит в 3 этапа: запись слова («от руки», т.к. у всех развита мышечная (моторная) память), запоминание (используя ассоциативные образы), использование этого слова в речи и письме.
Русский язык – это множество громоздких правил, большое количество исключений, трудных написаний. Учащиеся с ОВЗ затрудняются в их «простом запоминании». Это приводит к непониманию учебного материала и состоянию дискомфорта на уроке. Как же помочь таким детям выучить огромное количество правил и научиться применять их в практической деятельности? При формировании орфографической зоркости учителя стали использовать маленькие «хитрости». Пришли на помощь «запоминалки». Это и рифмованные правила, и правила – помощники, и орфографические сказки. Остановимся на некоторых приемах мнемотехники. Буквенно-звуковая мнемоника – это наличие одинаковых букв и звуков. Например, при изучении совершенного и несовершенного вида глагола маленьким, но действенным является мнемоприём: если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида. Мнеморифмовки – соблюдение ритма и рифмы. Они хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах: надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты. А рифмовки - «запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания: не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо. Существуют рифмовки, которые служат средством контроля и самоконтроля для детей: все обдумай, не спеши, а потом уже пиши. Отнесенность к одному словообразовательному типу – это всем известное «правило окна». Наречия, образованные с помощью приставок из-, до-, с-и в-, на-, за-, «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Сказки – ассоциации используются для оживления уроков русского языка. Схематично – рисуночная мнемоника – схемы, таблицы, различные модели алгоритмов. Изучение мягкого знака в начальной форме числительных от пяти до девятисот сопровождает схема:
------------------- -ь |
------------ -ь ---------------- |
5-20,30 |
50-900 |
«Материальная», «пальчиковая» мнемотехника – правило, которое можно «подержать» в руках. Мнемоприем, позволяющий запомнить исключения из правила -н-и -нн- в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки.
Работа по грамматике русского языка неразрывно связана с формированием речевых навыков детей с ОВЗ. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Особенность мнемотехники – применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используют символ дома, а для диких (лесных) – елка. Символы мнемотехники: геометрические фигуры, знаки, силуэты, пиктограммы, планы и условные обозначения. Структура мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Мнемоквадрат – единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией, который обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Мнемодорожки – коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять предложения. Мнемотаблица – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т.е. весь текст зарисовывается схематично. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составления рассказа по картине, описательный рассказ, творческий рассказ. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Для детей младших и средних классов мнемотаблицы должны быть цветными (например, лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое). В старших классах схемы даются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения для времен года: зима – голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л», осень – оранжевая «О». Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, развивает основные психические процессы (память, внимание, мышление).
Таким образом, использование приемов мнемотехники на уроках русского языка способствует развитию речи и формированию грамотности детей с ОВЗ. Данная работа формирует коммуникативную компетенцию, необходимую для адаптации в современном обществе.