Вопросы поколенческой структуры общества всё чаще становятся предметом социологического дискурса. Это обусловлено в первую очередь стремительным изменением социального мира. Такие масштабные социальные процессы, как глобализация, урбанизация, виртуализация и цифровизация ведут к соответствующим общественным изменениям, т.е. появлению и распространению новых социальных структур и способов социального взаимодействия, создающих новые траектории потенциального социального развития и его повестку [4]. В условиях обусловленной развитием пандемии коронавируса (COVID-19) новой социальной реальности, когда, по справедливому выражению А. Тёмкиной «реконфигурируется ткань повседневной жизни» [9], общественные изменения приобретают ещё более цифровой оттенок. Так, например, рынок труда в значительной степени переориентировался на формат удалённой работы, что в корне меняет социальную диаду «работодатель-работник». Тем не менее ценности изменить не так просто, как коммуникацию, в связи с чем актуально проанализировать то, как ценности взаимосвязаны с трудоустройством современного поколения.
Современное поколение, согласно предложенной американскими учёными в области истории У. Штраусом и Н. Хау теории поколений, принято называть поколением Z, поколением зумеров или поколением Родины (от англ. homelanders). К поколению Z относятся родившиеся в период с конца XX века (1995-1997 гг.) по начало второго десятилетия XXI века (2012 г.). Это люди, которые выросли «век информационных технологий», их взросление, как правило, не отделено от цифровых устройств, сервисов и технологий: интернета, смартфона, компьютера, планшета и т.д.
И, хотя теорию поколений трудно признавать строго социологической теорией ввиду справедливой критики, однако её распространённость нельзя не брать в расчёт, тем более, что разница поколений видна уже невооруженным учёным глазом.
Говоря о ценностях зумеров, можно сказать, что, с одной стороны, как справедливо отмечает Ю.А. Дутко, они пока ещё находятся на этапе формирования [3]. С другой стороны – в научной литературе уже накоплено достаточно много исследований о ценностях поколения Z, и их характеристика выглядит довольно ёмкой.
Так, например, представители поколения Z предпочитают виртуальный образ жизни традиционным способам общения. Это подчёркивается во многих исследованиях, например, в недавних исследованиях, которые провели В.С. Третьякова и Н.Г. Церковникова [6]. Социологический анализ, проведённый Н.Н. Демидовым [2], показал, что к важнейшим ценностям поколения Z относятся такие, как: материальный достаток, общение, карьера, индивидуализм и самовыражение. Н.А. Самохвалов отмечает, что измеряемая финансовыми показателями успешная карьера является ведущей мотивацией зумеров в образовании [5], что говорит о том, что поколение Z задумывается о будущем раньше, чем предыдущее поколение.
Межпоколенческий сравнительный анализ взаимосвязей ценностей и места работы провели А.А. Бучко и К. Габриелова. Они отмечают, что «поколение Z только сейчас выходит на рынок труда, и работодатели должны подготовиться к их приходу» [7]. Это говорит о том, что ценности зумеров значимы не только для них самих как субъектов нового поколения, но и для представителей предыдущих поколений. Авторы приходят к выводу, что внутренние ценности работы представителей поколения Z (такие, как достижение и профессиональное развитие) во многом схожи с ценностями миллениалов, тогда как внешние рабочие ценности (такие, как гарантия трудоустройства, заработная плата и обратная связь) имеют свои особенности: зумеры более прагматичны и ориентированы на безопасную жизнь. С точки зрения социального взаимодействия на рабочем месте ценности поколения Z в большей степени ориентированы на конкурентоспособность.
Ещё одно современное исследование группы зарубежных учёных [8] выявило три подгруппы поколения Z: социальных инвесторов, рабочих пчёл и любителей. Для первых значимым оказался баланс между работой и домом (личной жизнью), для вторых – комфортное рабочее место, для третьих – карьерный рост.
Кроме этого, во многих исследованиях и статьях консалтинговых агентств и журналов подчёркивается, что поколение Z – не потерянное поколение (что следует и из логики теории поколений), но, напротив, целеустремленное и уверенное в своих интересах в контексте трудоустройства. Для поколения Z важны социальные ценности, а не только деньги. Эти дети готовы менять мир, в связи с чем и рынку труда приходиться трансформироваться под эти запросы. Например, достоинства ценностей поколения Z признаются на уровне таких корпорации, как «Google» «McKinsey & Company», «Adobe Education».
С социологической точки зрения нелегко эмпирически уловить ценностные аттитюды за такой короткий промежуток времени, как двадцать лет для того, чтобы сделать далеко идущие выводы обо всём поколении. Так, в 2021 году декада поколения Z уже заканчивается, и по его следам, во всяком случае в западном научном сообществе, «наступает» уже новое, так называемое поколение Альфа в интерпретации М. МакКриндла и Э. Вулфингера, т.е. рождённые после 2010 года дети. Кстати, для российских реалий А.А. Бесчасная предложила термин «поколение Дельта» [1].
Таким образом, исследования ценностей представителей поколения Z интерпретируются по разным направлениям. С одной стороны, анализируются ценности в контексте их взаимосвязи с социальными явлениями (трудоустройство, жизненные перспективы, карьера, социальная активность). С другой стороны, акцентируется внимание на том, что ценности индивидуальны и формируют общие тенденции в социальном развитии поколения Z.