Концепция формирования компетенций студентов посредством модульной технологии

Концепция формирования компетенций студентов посредством модульной технологии

В статье раскрывается сущность концепции формирования профессиональных и информационно-обучающей компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Автор структурирует концепцию, исходя из подходов и принципов, реализация которых обеспечивается модульной технологий обучения. В статье обосновывается концептуальность модульной технологии в процессе формирования компетенций будущего профессионала, выявляются уровни концепции и дается их характеристика в контексте модульного обучения.

Аннотация статьи
модульное обучение
среднее профессиональное образование
обучающиеся
концепция формирования компетенций
профессиональные и информационно-обучающая компетенции
Ключевые слова

В современных условиях социально-экономического развития уровень компетентности специалиста, показывающий сформированность профессиональных компетенций и способность их успешного применения в условиях осуществления профессиональной деятельности, позволяет работнику не только эффективно и результативно самореализоваться в профессионально-деятельностном контекстном поле, но и систематически преобразовывать имеющуюся систему знаний и компетенций в соответствии с обновляющимися требованиями, стандартами, тенденциями развития и пр. [2].

Это создает определенные условия, при которых процесс обучения (в нашем случае в системе среднего профессионального образования, далее СПО), помимо направленности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, должен обеспечивать систематическое качественное приращение нового профессионально-ориентированного знания, которое будущий профессионал (и, собственно, профессионал) будет способен синтезировать на основе обновляющихся способов мышления и деятельности [1].

Такая тенденция уже сегодня определяет необходимость разработки концепции формирования профессиональных компетенций обучающихся системы СПО, а также информационно-обучающей компетенции, позволяющей удовлетворить основному интегративному концепту непрерывного образования: Lifelong learning & Lifewide learning [3, 4, 5].

В связи с этим разработка концепции формирования компетенций, удовлетворяющим основному концептуальному вектору непрерывного образования, требует учета тех подходов и принципов, которые смогли бы обеспечить преемственность в совершенствовании компетентности будущего профессионала.

В системе СПО концепция формирования профессиональных и новой (информационно-обучающей) компетенций должна быть максимально соотнесена с основными императивами компетентностного подхода и теми технологиями, которые в полной мере отвечают целям и задачам данного подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста. С нашей точки зрения этому всецело удовлетворяет технология модульного обучения, позволяющая обеспечить преемственность и непрерывность качественного перехода от формирования первичного, среднего уровня компетентности и развития рефлекторного поведения до высокого уровня компетентности и профессионально-рефлексивного поведения.

В связи с этим, концепция формирования профессиональных компетенций в системе СПО, будучи ориентированной на условия современных преобразований, должна удовлетворять принципам кластеризации образования, что в рамках модульной технологии всецело обеспечивается реализацией вариативного компонента базовых частей образовательных программ в дополнении к каждому учебному модулю.

Технология модульного обучения, ориентированная в вариативном компоненте на регионализацию среднего профессионального образования в рамках кластерного подхода, позволяет организовать и содержательно наполнить современное инновационно-информационное образовательное пространство. Это пространство, формируемое на основе непрерывных инноваций в дидактико-методологической, концептуально-идеологической, технологической и иных сферах модульного обучения, становится областью, регулируемой императивами конкурентного преимущества. Реализация данных возможностей на уровне именно региональных систем подразумевает необходимость обеспечения инвестиций в так называемые нематериальные экономические активы, к которым относятся развитие инновационной деятельности в учреждениях СПО, научных исследований, а также разработка перспектив в сфере СПО, что, в свою очередь, позволяет в полной мере использовать в модульном обучении преимущества проектных подходов.

Учет возможностей проектного подхода в концепции формирования профессиональных и информационно-обучающей компетенций посредством модульной технологии обеспечивает:

– максимальность эффективного использования учебного времени в рамках методически рационального подхода к построению модулей;

– реализацию эффективной интеграции в сферу информационно- и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих функционирование образовательной среды и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;

– эффективную регуляцию на основе принципа систематичности проверки усвоения обучающимися содержания в ходе освоения модуля;

– реализацию процессов самоорганизации, самообучения, самоконтроля и саморефлексии, позволяя модульному обучению быть интегрированным в подходы, ориентированные на создание профессиональных портфолио для конкретных региональных промышленных субъектов (на основе интеграции принципов вариативности и регионализации) уже на этапе обучения.

Помимо этого, принципиальные отличия модульного обучения, раскрывающиеся в таких аспектах как автономность и логическая завершенность блоков-модулей, вариативность выбора уровней освоения учебных программ, оптимизация функций преподавателя с информирующей и контролирующей к информационно-ориентирующей (которая в частности, организационно ориентирована и на формирование новой информационно-обучающей компетенции студентов СПО), рейтинговый подход в освоении модулей (удовлетворяющий принципу конкуренториентированности регионального образовательного кластера и др., отражают специфику концепции формирования профессиональных и новой компетенций обучающихся, которая строится на учете основных принципов.

Среди основных принципов, используемых при проектировании и организации учебного процесса на основе модульной технологии, выделяют такие как:

– принцип динамичности и оперативности, позволяющий эффективно обновлять программы, их содержание, на основе чего осуществлять разработку новых модулей;

– принцип ориентации на конкретные результаты обучения, что способствует интеграции целей освоения каждого модуля для обеспечения основного результата;

– принцип осознанной перспективы, которые предопределяет формирование навыков целеполагания в деятельности и является важным для последующего профессионального самообразования;

– принцип самопрограммирования, самооценивания и самокоррекции, который позволяет субъектам образовательного процесса эффективно управлять своей деятельности для достижения поставленных целей и т.д.

Обеспечивая эффективность освоения компетенций обучающихся СПО в рамках профессионального модуля, профессионально-контекстный (ситуационный) подход позволяет сформировать у студентов навыки оперативного реагирования, достичь состояния мобильной адаптированности в стремительно меняющихся информационно-технологических образовательных условиях, а также сделать процесс организации модульного обучения гибким и одновременно фундаментальным в плане освоения теоретических знаний дополнительного курса, а также профессиональных и информационно-обучающей компетенций.

Таким образом, резюмируя основные положения концепции формирования профессиональных и информационно-обучающей компетенций студентов СПО, отметим, что философско-идеологический уровень концепции отражает поиск и создание возможностей в ходе образовательного процесса, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода и непрерывное формирование, а также совершенствование профессиональной компетентности как интегративного личностного качества, развивающегося в процессе непрерывного образования и самообразования.

Организационный уровень концепции определяется эффективностью тех технологий в системе СПО, которые удовлетворяют обновляющимся требованиям проектирования и моделирования последовательного качественного перехода от среднего уровня компетентности к высокому уровню сформированности компетенций и рефлексивному поведению в профессиональной области. Организационный и организационно-методический уровень концепции основаны на использовании модульной технологии обучения, которая обеспечивает трансформацию учебной деятельности обучающихся в профессиональную, благодаря интеграции вышерассмотренных принципов и соответствующих стадий в обучении: учебная деятельность-квазипрофессиональная деятельность-учебно-профессиональная деятельность-профессиональная деятельность, на которых в рамках системно-эволюционного и интегративно-целостного подходов выделяется, определяется, развивается и совершенствуется компонентный состав будущей компетентности выпускника.

Деятельностный уровень концепции определен деятельностным подходом, в рамках которого осуществляется учет структуры деятельности как обучающихся, так и преподавателя. Деятельностный подход (особенно с позиций формирования информационно-обучающей компетенции) предусматривает перевод обучающегося в статусную позицию познания, способности к целеполаганию, самостоятельной деятельности самоконтроля и саморефлексии. Деятельностный подход (в контексте модульного подхода) в отношении преподавателя определяет его новый функционал, посредством которого реализуются его новые функции в процессе модульного обучения во отношении обучающегося.

Научно-инновационный уровень концепции формирования профессиональных и новой компетенций на основе модульного обучения реализуется в рамках подходов кластеризации и регионализации образования, требования которых всецело могут быть учтены в рамках вариативного компонента базовых частей образовательных программ в дополнении к каждому учебному модулю.

Научно-педагогический и инновационный уровень концепции органично соотносится с профессионально-контекстным и ситуативным подходами, методология реализации которых вытекает из специфики возможностей проектных технологий в модульном обучении, позволяющих студентам СПО на этапе обучения приобрести частный профессионально-ориентированный опыт.

Таким образом, концепция формирования профессиональной и информационно-обучающей компетенции студентов СПО представляет собой концепцию контекстного обучения, которая посредством модульного обучения реализуется наиболее полно и результативно. Это становится одним из наиболее важных условий осуществления стратегий формирования систем (национальных, региональных и т.п.) образования, являющихся инновацией, инициирующих инновации и способствующих их перспективному распространению.

Текст статьи
  1. Рахмангулов, А. Н. Концепция системы формирования компетенций в области устойчивого развития / А. Н. Рахмангулов, Н. Н. Орехова, Н. А. Осинцев // Журнал Белорусского гос. ун-та. Экология. – 2017. – № – С. 11-19.
  2. Сумина, Е. В. Концепция ключевых компетенций как основа управления конкурентоспособностью социально-экономических систем / Е. В. Сумина, А. И. Гусейнов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 2 (44). Часть 1. – С. 52-54.
  3. Arsal Zeki. Examination of teacher competences in Turkey in terms of lifelong learning competences of European Commission / Zeki Arsal // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. – № 1 – Рр. 426-429.
  4. Korshunov, I. Gaponova O. Lifelong Learning in the Context of Economic Development and Government Effectiveness // Voprosy obrazovaniya. Educational Studies Moscow. – 2017. – № – Рр. 36-59. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-36-59.
  5. Nouri J. The flipped classroom: for active, effective and increased learning – especially for low achievers / J. Nouri // Int. J. Educ. Technol.in High. Educ. – 2016. – № 1(13). – Рр. 13-33.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 9 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября