В современных условиях социально-экономического развития уровень компетентности специалиста, показывающий сформированность профессиональных компетенций и способность их успешного применения в условиях осуществления профессиональной деятельности, позволяет работнику не только эффективно и результативно самореализоваться в профессионально-деятельностном контекстном поле, но и систематически преобразовывать имеющуюся систему знаний и компетенций в соответствии с обновляющимися требованиями, стандартами, тенденциями развития и пр. [2].
Это создает определенные условия, при которых процесс обучения (в нашем случае в системе среднего профессионального образования, далее СПО), помимо направленности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, должен обеспечивать систематическое качественное приращение нового профессионально-ориентированного знания, которое будущий профессионал (и, собственно, профессионал) будет способен синтезировать на основе обновляющихся способов мышления и деятельности [1].
Такая тенденция уже сегодня определяет необходимость разработки концепции формирования профессиональных компетенций обучающихся системы СПО, а также информационно-обучающей компетенции, позволяющей удовлетворить основному интегративному концепту непрерывного образования: Lifelong learning & Lifewide learning [3, 4, 5].
В связи с этим разработка концепции формирования компетенций, удовлетворяющим основному концептуальному вектору непрерывного образования, требует учета тех подходов и принципов, которые смогли бы обеспечить преемственность в совершенствовании компетентности будущего профессионала.
В системе СПО концепция формирования профессиональных и новой (информационно-обучающей) компетенций должна быть максимально соотнесена с основными императивами компетентностного подхода и теми технологиями, которые в полной мере отвечают целям и задачам данного подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста. С нашей точки зрения этому всецело удовлетворяет технология модульного обучения, позволяющая обеспечить преемственность и непрерывность качественного перехода от формирования первичного, среднего уровня компетентности и развития рефлекторного поведения до высокого уровня компетентности и профессионально-рефлексивного поведения.
В связи с этим, концепция формирования профессиональных компетенций в системе СПО, будучи ориентированной на условия современных преобразований, должна удовлетворять принципам кластеризации образования, что в рамках модульной технологии всецело обеспечивается реализацией вариативного компонента базовых частей образовательных программ в дополнении к каждому учебному модулю.
Технология модульного обучения, ориентированная в вариативном компоненте на регионализацию среднего профессионального образования в рамках кластерного подхода, позволяет организовать и содержательно наполнить современное инновационно-информационное образовательное пространство. Это пространство, формируемое на основе непрерывных инноваций в дидактико-методологической, концептуально-идеологической, технологической и иных сферах модульного обучения, становится областью, регулируемой императивами конкурентного преимущества. Реализация данных возможностей на уровне именно региональных систем подразумевает необходимость обеспечения инвестиций в так называемые нематериальные экономические активы, к которым относятся развитие инновационной деятельности в учреждениях СПО, научных исследований, а также разработка перспектив в сфере СПО, что, в свою очередь, позволяет в полной мере использовать в модульном обучении преимущества проектных подходов.
Учет возможностей проектного подхода в концепции формирования профессиональных и информационно-обучающей компетенций посредством модульной технологии обеспечивает:
– максимальность эффективного использования учебного времени в рамках методически рационального подхода к построению модулей;
– реализацию эффективной интеграции в сферу информационно- и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих функционирование образовательной среды и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;
– эффективную регуляцию на основе принципа систематичности проверки усвоения обучающимися содержания в ходе освоения модуля;
– реализацию процессов самоорганизации, самообучения, самоконтроля и саморефлексии, позволяя модульному обучению быть интегрированным в подходы, ориентированные на создание профессиональных портфолио для конкретных региональных промышленных субъектов (на основе интеграции принципов вариативности и регионализации) уже на этапе обучения.
Помимо этого, принципиальные отличия модульного обучения, раскрывающиеся в таких аспектах как автономность и логическая завершенность блоков-модулей, вариативность выбора уровней освоения учебных программ, оптимизация функций преподавателя с информирующей и контролирующей к информационно-ориентирующей (которая в частности, организационно ориентирована и на формирование новой информационно-обучающей компетенции студентов СПО), рейтинговый подход в освоении модулей (удовлетворяющий принципу конкуренториентированности регионального образовательного кластера и др., отражают специфику концепции формирования профессиональных и новой компетенций обучающихся, которая строится на учете основных принципов.
Среди основных принципов, используемых при проектировании и организации учебного процесса на основе модульной технологии, выделяют такие как:
– принцип динамичности и оперативности, позволяющий эффективно обновлять программы, их содержание, на основе чего осуществлять разработку новых модулей;
– принцип ориентации на конкретные результаты обучения, что способствует интеграции целей освоения каждого модуля для обеспечения основного результата;
– принцип осознанной перспективы, которые предопределяет формирование навыков целеполагания в деятельности и является важным для последующего профессионального самообразования;
– принцип самопрограммирования, самооценивания и самокоррекции, который позволяет субъектам образовательного процесса эффективно управлять своей деятельности для достижения поставленных целей и т.д.
Обеспечивая эффективность освоения компетенций обучающихся СПО в рамках профессионального модуля, профессионально-контекстный (ситуационный) подход позволяет сформировать у студентов навыки оперативного реагирования, достичь состояния мобильной адаптированности в стремительно меняющихся информационно-технологических образовательных условиях, а также сделать процесс организации модульного обучения гибким и одновременно фундаментальным в плане освоения теоретических знаний дополнительного курса, а также профессиональных и информационно-обучающей компетенций.
Таким образом, резюмируя основные положения концепции формирования профессиональных и информационно-обучающей компетенций студентов СПО, отметим, что философско-идеологический уровень концепции отражает поиск и создание возможностей в ходе образовательного процесса, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода и непрерывное формирование, а также совершенствование профессиональной компетентности как интегративного личностного качества, развивающегося в процессе непрерывного образования и самообразования.
Организационный уровень концепции определяется эффективностью тех технологий в системе СПО, которые удовлетворяют обновляющимся требованиям проектирования и моделирования последовательного качественного перехода от среднего уровня компетентности к высокому уровню сформированности компетенций и рефлексивному поведению в профессиональной области. Организационный и организационно-методический уровень концепции основаны на использовании модульной технологии обучения, которая обеспечивает трансформацию учебной деятельности обучающихся в профессиональную, благодаря интеграции вышерассмотренных принципов и соответствующих стадий в обучении: учебная деятельность-квазипрофессиональная деятельность-учебно-профессиональная деятельность-профессиональная деятельность, на которых в рамках системно-эволюционного и интегративно-целостного подходов выделяется, определяется, развивается и совершенствуется компонентный состав будущей компетентности выпускника.
Деятельностный уровень концепции определен деятельностным подходом, в рамках которого осуществляется учет структуры деятельности как обучающихся, так и преподавателя. Деятельностный подход (особенно с позиций формирования информационно-обучающей компетенции) предусматривает перевод обучающегося в статусную позицию познания, способности к целеполаганию, самостоятельной деятельности самоконтроля и саморефлексии. Деятельностный подход (в контексте модульного подхода) в отношении преподавателя определяет его новый функционал, посредством которого реализуются его новые функции в процессе модульного обучения во отношении обучающегося.
Научно-инновационный уровень концепции формирования профессиональных и новой компетенций на основе модульного обучения реализуется в рамках подходов кластеризации и регионализации образования, требования которых всецело могут быть учтены в рамках вариативного компонента базовых частей образовательных программ в дополнении к каждому учебному модулю.
Научно-педагогический и инновационный уровень концепции органично соотносится с профессионально-контекстным и ситуативным подходами, методология реализации которых вытекает из специфики возможностей проектных технологий в модульном обучении, позволяющих студентам СПО на этапе обучения приобрести частный профессионально-ориентированный опыт.
Таким образом, концепция формирования профессиональной и информационно-обучающей компетенции студентов СПО представляет собой концепцию контекстного обучения, которая посредством модульного обучения реализуется наиболее полно и результативно. Это становится одним из наиболее важных условий осуществления стратегий формирования систем (национальных, региональных и т.п.) образования, являющихся инновацией, инициирующих инновации и способствующих их перспективному распространению.