10.51635/27131513_2023_8_108
Автор(-ы):
Нечаева Елена Николаевна
19 февраля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье проанализированы особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Текст статьи
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям, являясь конкретным, зримым результатом; развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896-1965), создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [2, 3].
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности содержится в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому она наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности [4].
Таким образом, театрализованная деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, которые организуются совместно со взрослыми, или самостоятельно детьми, содержащих элементы самых различных видов творчества.
В данной деятельности действия не даются в готовом виде, так как литературное произведение лишь подсказывает их, но воссоздание происходит с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимая их от старших.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие этих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Поэтому, при грамотной организации и использовании ряда условий данная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность, развить его творческие способности:
Следовательно, такая деятельность в детском саду предполагает не только знакомство с разными видами театров, посещение театральных представлений, но и непосредственное участие детей в этой деятельности, дающей возможность раскрытия и дальнейшего развития своего творческого потенциала.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ, являющейся одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, она не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Таким образом, при создании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность необходимо учитывать:
Поэтому, театрально-игровая среда в группе содержит:
Анализ литературы позволил нам выделить следующие формы организации театрализованной деятельности:
И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [4, с. 52].
В отличие от театрализованной, театральная игра коллективная, так как создается усилиями всех участников и творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей [5].
На классификацию игр, входящих в театрализованную деятельность, имеется много точек зрения. В классификации Л. С. Фурминой выделены предметные и непредметные игры. Е. Л. Трусова дифференцирует театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.
В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л.Трусова). Театрализованную игру Л. В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но при этом, ребенок может импровизировать текст или действие. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.), или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А.Козлова, Е. Е.Кравцова) [4, с.54-56].
Театральную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, который интересен не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Виды драматизации:
Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
Таким образом, игры-драматизации можно разделить по атрибутам, которые ребенок использует и на основе методов и приемов их организации.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, так как действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
В таких играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек, где они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок, изображающих персонажи и декорации Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка представляет последовательность событий, изображенных при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
Фланелеграф, где картинки или персонажи выставляются на экран, затянутый фланелью.
Теневой театр, для которого необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О.Солнцева).
У детей – «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Таким образом, раскроем особенности организации театрализованной деятельности в детском саду в старших возрастных группах.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
Для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх необходимы следующие условия (О.Солнцева):
Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду должна учитывать следующие принципы: постепенность, динамичность среды, учет интересов и возможностей детей.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, поэтому, при организации театральной деятельности педагог конструирует среду на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства), что помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения [4, с. 69-70].
Для детей этого возраста характерен переход от игры по одному литературному тексту к игре-контаминации, включающей свободное построение сюжета, где литературная основа интерпретируется, или соединяется из нескольких произведений; переход к играм, передающим особенности персонажа средствами выразительности; переход к играм, представляющим комплекс позиций «артист», «режиссер», «костюмер», «оформитель».
У старших дошкольников:
Новым для этого возраста становиться приобщение детей к театральному искусству; углубляется театрально-игровой опыт через освоение разных видов игр-драматизаций, режиссерских игр, способствующих развитию самостоятельности и творчества; усложняются тексты для постановок. Основой театральной деятельности становится игра-фантазирование, где реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте:
В подготовительной группе, учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать упражнения для активации воображения и творчества детей, направленные на формирование умения играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий. Выделяют три типа таких упражнений:
Совместная деятельность тесно связана со специально организованной учебной деятельностью, формы организации которой могут быть различными. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова предлагают следующие виды деятельности: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма – занятие [4, с. 45].
По типу занятия подразделяют на:
Во время занятий педагогу необходимо быть внимательным к ответам детей, сразу переходить к действиям с персонажем, если дети не отвечают, предоставлять детям время для самостоятельных действий и разговоров с персонажем, использовать приемы, вызывающие у детей радость, обращать внимание на то, почему получилось похоже.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):
М. В. Ермолаева предлагает психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности, которые заключаются в следующем:
1. Необходимость развивать творческие способности в театрализованной деятельности, так как это:
2. На развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов активно влияет воображение.
3. Систематичность занятий театрализованной деятельностью способствует:
4. Использовать театрализованные игры разной функциональной направленности, включающей образовательные и воспитательные задачи, выступающие как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Организовывать театрализованную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитания смелости и уверенности у нерешительных, а у импульсивных – умения считаться с мнением коллектива.
6. Различное содержание театрализованных игр, которое несет информацию об окружающей действительности, со специальным отбором художественных произведений, берущих за основу для сюжетов.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать принципы, предложенные Э. Г. Чуриловой.
Для организации театрализованной деятельности в подготовительной группе важным является предоставление детям возможности для большей свободы в действиях. фантазии при имитации движений. С этой целью эффективны:
Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду имеет следующие особенности:
Список литературы
Поделиться
Нечаева Е. Н. Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №8 (138). С. 108-114. URL: https://apni.ru/article/5690-osobennosti-organizatsii-teatralizovannoj