Главная
АИ #8 (138)
Статьи журнала АИ #8 (138)
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольн...

10.51635/27131513_2023_8_108

Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Нечаева Елена Николаевна

19 февраля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

театрализованная деятельность
режиссерская игра
старший дошкольный возраст
подготовительная группа

Аннотация статьи

В данной статье проанализированы особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Текст статьи

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям, являясь конкретным, зримым результатом; развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896-1965), создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [2, 3].

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности содержится в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому она наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности [4].

Таким образом, театрализованная деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, которые организуются совместно со взрослыми, или самостоятельно детьми, содержащих элементы самых различных видов творчества.

В данной деятельности действия не даются в готовом виде, так как литературное произведение лишь подсказывает их, но воссоздание происходит с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимая их от старших.

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие этих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Поэтому, при грамотной организации и использовании ряда условий данная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность, развить его творческие способности:

  • умение замечать в окружающем мире интересные идеи;
  • умение воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа;
  • развитие творческого воображения, ассоциативного мышления;
  • умение видеть необычные моменты в обыденном [4].

Следовательно, такая деятельность в детском саду предполагает не только знакомство с разными видами театров, посещение театральных представлений, но и непосредственное участие детей в этой деятельности, дающей возможность раскрытия и дальнейшего развития своего творческого потенциала.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ, являющейся одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, она не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Таким образом, при создании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность необходимо учитывать:

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка: оборудована театральная зона или уголок сказки, «тихий уголок», где ребенок может побыть один, а также место для хранения своего личного имущества.
  2. Особенности его эмоционально-личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности, то есть должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный}, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.
  4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности предполагает наличие разнообразного природного и бросового материала, тканей, костюмов для ряжения.
  5. Возрастные и полоролевые особенности, то есть размещение оборудования и материалов, отвечающих интересам как мальчиков, так и девочек [1, 6].

Поэтому, театрально-игровая среда в группе содержит:

  1. Различные виды театров: «бибабо», настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный.
  2. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит.
  3. Наличие атрибутов для различных игровых позиций: 
  • «актер»: костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим, элементы костюмов;
  • «режиссер»: декорации, различные материалы для изготовления театральных атрибутов, стул режиссера, сценарии, алгоритмы их составления, книги, образцы музыкальных произведений (кассеты с записью музыки);
  • «зритель»: места для зрителей, афиши, программки, театральная касса, билеты в театр, бинокль, «деньги», номерки в гардероб, реквизит для буфета;
  • «оформитель»: различные виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки, сподручный материал, природный материал [4, с.109-110].

Анализ литературы позволил нам выделить следующие формы организации театрализованной деятельности:

  • театрализованное занятие;
  • театрализованные игры-спектакли;
  • театрализованные игры в повседневной жизни;
  • театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
  • мини-игры на музыкальных занятиях;
  • мини-игры на других занятиях;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • самостоятельно театрально-художественная деятельность;
  • музей кукол;
  • посещение театра детей совместно с родителями [4].

И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [4, с. 52].

В отличие от театрализованной, театральная игра коллективная, так как создается усилиями всех участников и творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей [5].

На классификацию игр, входящих в театрализованную деятельность, имеется много точек зрения. В классификации Л. С. Фурминой выделены предметные и непредметные игры. Е. Л. Трусова дифференцирует театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л.Трусова). Театрализованную игру Л. В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но при этом, ребенок может импровизировать текст или действие. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.), или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А.Козлова, Е. Е.Кравцова) [4, с.54-56].

Театральную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, который интересен не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Виды драматизации:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Импровизация – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

  • с пальчиками, когда атрибуты ребенок надевает на пальцы и «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке, действуя по ходу разворачивания сюжета одним или несколькими пальцами, проговаривая текст;
  • с куклами бибабо, где в играх на пальцы руки надевают куклы бибабо, действуя на ширме, за которой стоит водящий.

Таким образом, игры-драматизации можно разделить по атрибутам, которые ребенок использует и на основе методов и приемов их организации.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, так как действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В таких играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек, где они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок, изображающих персонажи и декорации Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка представляет последовательность событий, изображенных при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф, где картинки или персонажи выставляются на экран, затянутый фланелью.

Теневой театр, для которого необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О.Солнцева).

У детей – «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Таким образом, раскроем особенности организации театрализованной деятельности в детском саду в старших возрастных группах.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  1. Продуктивное творчество (сочинение собственных сюжетов или твор­ческая интерпретация заданного сюжета).
  2. Исполнительское творчество: речевое, двигательное.
  3. Оформительское творчество (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться [4, с. 69].

Для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх необходимы следующие условия (О.Солнцева):

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • педагогическое сопровождение необходимо строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети [4, с. 69].

Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду должна учитывать следующие принципы: постепенность, динамичность среды, учет интересов и возможностей детей.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, поэтому, при организации театральной деятельности педагог конструирует среду на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства), что помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения [4, с. 69-70].

Для детей этого возраста характерен переход от игры по одному литературному тексту к игре-контаминации, включающей свободное построение сюжета, где литературная основа интерпретируется, или соединяется из нескольких произведений; переход к играм, передающим особенности персонажа средствами выразительности; переход к играм, представляющим комплекс позиций «артист», «режиссер», «костюмер», «оформитель».

У старших дошкольников:

  • совершенствуется позиция зрителя как умного советчика;
  • углубляется позиция «артист» (способность выражать свое отношение к идее спектакля, к герою, использовать средства невербальной, интонационной и языковой выразительности для самовыражения);
  • происходит становление позиции «режиссер» (умение организовать других, воплотить свои замыслы), овладение умениями оформителя-костюмера (обозначить место «сцены», «зрительного зала», творчески использовать предметы-заместители, проявлять самостоятельность в изготовлении атрибутов, элементов костюма), планировать игру на основе позитивного взаимодействия.

Новым для этого возраста становиться приобщение детей к театральному искусству; углубляется театрально-игровой опыт через освоение разных видов игр-драматизаций, режиссерских игр, способствующих развитию самостоятельности и творчества; усложняются тексты для постановок. Основой театральной деятельности становится игра-фантазирование, где реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте:

  • конструируем среду на основе игрового материала, что помогает ребенку представить воображаемую ситуацию, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры;
  • характерен переход от игры по одному литературному тексту к игре-контаминации, включающей свободное построение сюжета;
  • дети способны использовать средства невербальной, интонационной и языковой выразительности для самовыражения;
  • умеют организовать других, воплотить свои замыслы;
  • могут творчески использовать предметы-заместители, проявлять самостоятельность в изготовлении атрибутов, элементов костюма, планировать игру на основе позитивного взаимодействия;
  • у детей углубляется театрально-игровой опыт через освоение разных видов игр-драматизаций, режиссерских игр, способствующих развитию самостоятельности и творчества; усложняются тексты для постановок. Основой театральной деятельности становится игра-фантазирование, где реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

В подготовительной группе, учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать упражнения для активации воображения и творчества детей, направленные на формирование умения играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий. Выделяют три типа таких упражнений:

  1. На развитие внимания и воображения.
  2. На понимание и выражение эмоциональных состояний с помощью интонации, выражения настроения с помощью мимики, понимание внешних эмоциональных состояний по позам, с помощью жестов и пантомимики.
  3. На формирование умений психологически настраиваться на выполнение действия, переключаться, способность изменять выражение лица, движений в соответствии с эмоциональным состоянием.

Совместная деятельность тесно связана со специально организованной учебной деятельностью, формы организации которой могут быть различными. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова предлагают следующие виды деятельности: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма – занятие [4, с. 45].

По типу занятия подразделяют на:

  • типовые, включающие театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве);
  • доминантные – доминирует один из указанных видов деятельности;
  • тематические, на которых все названые виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.;
  • комплексные, где используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы), объединяются все виды художественной деятельности, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ;
  • интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность;
  • репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов [10, с. 46].

Во время занятий педагогу необходимо быть внимательным к ответам детей, сразу переходить к действиям с персонажем, если дети не отвечают, предоставлять детям время для самостоятельных действий и разговоров с персонажем, использовать приемы, вызывающие у детей радость, обращать внимание на то, почему получилось похоже.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):

  1. Содержание и разнообразие тематики.
  2. Постоянность и систематичность использования театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

М. В. Ермолаева предлагает психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности, которые заключаются в следующем:

1. Необходимость развивать творческие способности в театрализованной деятельности, так как это:

  • способствует формированию всех сторон личности ребенка;
  • с развитием воображения обогащаются интересы и личный опыт ребенка;
  • через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.

2. На развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов активно влияет воображение.

3. Систематичность занятий театрализованной деятельностью способствует:

  • развитию способности активно использовать различные виды знаково-символической функции;
  • умению создавать образы и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого воображения.

4. Использовать театрализованные игры разной функциональной направленности, включающей образовательные и воспитательные задачи, выступающие как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Организовывать театрализованную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитания смелости и уверенности у нерешительных, а у импульсивных – умения считаться с мнением коллектива.

6. Различное содержание театрализованных игр, которое несет информацию об окружающей действительности, со специальным отбором художественных произведений, берущих за основу для сюжетов.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать принципы, предложенные Э. Г. Чуриловой.

  1. Содержательность занятий, включающее разнообразие тематики и методов работы.
  2. Систематическое проведение театрализованных игр и введение их во все формы организа­ции педагогического процесса, то есть необходимость их, как дидактических и сюжетно-ролевых.
  3. На всех этапах подготовки и проведения игр способствовать максимальной активности детей.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и уп­ражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях [2, с.44; 3].

Для организации театрализованной деятельности в подготовительной группе важным является предоставление детям возможности для большей свободы в действиях. фантазии при имитации движений. С этой целью эффективны:

  • упражнения с использованием пиктограмм;
  • ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, кукольным спектаклям, мультфильмам.

Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду имеет следующие особенности:

  1. Предполагает подготовленность и заинтересованность воспитателей.
  2. Направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  3. Проводится с учетом системного и постепенного подхода, включенного во все формы организации.
  4. Отвечает использованию разнообразной тематике, определенных методов работы для детей старшего возраста, с учетом индивидуальных особенностей и их возрастных возможностей, уважения к личности ребёнка, дающее возможность каждому попробовать себя в той, или иной роли.
  5. Располагает содержанием, которое направлено на решение воспитательных и образовательных задач, на развитие определенных групп умений и действий, использование способов и направлений поддержки детской инициативы.
  6. Обусловливает максимальную активность детей на всех этапах подготовки.
  7. Предполагает создание предметно-развивающей театральной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной (с учетом возраста детей), трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список литературы

  1. Жатсель, А. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир – Пресс, 2006. – 140 с.
  2. Евгений Павлович Ильин. Психология творчества, креативности, одаренности. Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru Психология творчества, креативности, одаренности. : Питер; СПб.; 2009.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ Сфера», 2001. – С. 9-16, 76-121.
  4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  5. Чурилова Э. Г. Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 160 с.

Поделиться

1171

Нечаева Е. Н. Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №8 (138). С. 108-114. URL: https://apni.ru/article/5690-osobennosti-organizatsii-teatralizovannoj

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня