Главная
Конференции
Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для формирования ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для формирования основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Суслова Марина Михайловна

Лавриненко Виктория Сергеевна

Колесникова Оксана Викторовна

Рудычева Наталья Владимировна

19 февраля 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономическое воспитание
финансовая грамотность
предметно-развивающая среда

Аннотация статьи

В статье раскрывается то, что экономическое воспитание невозможно без правильно организованной предметно-пространственной среды.

Текст статьи

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического круга интересов, достижение таких личностных свойств как трудолюбие, рачительность, предприимчивость. Современным малышам предстоит жить в среде непростых социальных и экономических отношений. Одна из трудных, но при этом значимых проблем современности – приобщение детей к миру экономической реальности.

Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

Реализация данных задач невозможно без правильно организованной предметно-пространственной среды, которая должна соответствовать интересам ребенка способствовать его всестороннему развитию.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, развивает художественные способности, воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в нашем дошкольном образовательном учреждении создана необходимая предметно развивающая среда в форме зон финансовой грамотности:

  • погружающих детей в мир экономики;
  • способствующих закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой и познавательной деятельности;
  • формирующих умение применять знания в самостоятельной и продуктивной деятельности.

Данные центры финансовой грамотности дают возможность каждому ребенку действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность. В каждом центре финансовой грамотности введен сказочный персонаж, стимулирующий и мотивирующий детей к совместной игровой деятельности, помогающий сделать каждое занятие увлекательным и интересным. Это сказочные герои Феечка-Копеечка, Монетка-конфетка и др.

Развивающая предметно-пространственная экономическая среда имеет следующее зонирование:

1. Информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг, мини-музей, альбом «Эволюция денег».

Невозможно считать содержание центров финансовой грамотности полным без художественной литературы, находящейся в данных центрах. Сказка занимает особое место в жизни ребенка и несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Принимая на себя роль сказочного героя, ребёнок решает его финансовые трудности, что даёт ему возможность в будущем спроецировать подобную ситуацию в жизни и найти выход без особого труда.

Основываясь на сюжетах известных сказок, создавались проблемные ситуации. Решая проблемные ситуации, созданные на основе сюжетов известных сказок, у ребёнка, развивается способность выходить из трудной ситуации самостоятельно, а также умение прогнозировать исход событий и находить идеальный конечный результат.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

2. Занимательно-экономическая зона, в которой представлены, дидактические игры, дидактические ширмы, кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.

Как уже упоминалось ранее, основной формой обучения является – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Поэтому при организации центров финансовой грамотности большое внимание уделяется сюжетно-дидактическим играм.

В формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста немаловажное значение имеют дидактические игры.

В центрах финансовой грамотности содержится картотека дидактических игр. В ней представлены такие игры, как «Кому что принадлежит?», «Кошелек», «Семейный бюджет», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Мы играем в магазин» и др. способствуют уточнению и углублению представлений о деньгах разного достоинства, об их назначении, источнике дохода, о различии цен на товары. В процессе игры дети осознают то, что деньги зарабатывают трудом, просто так их никто никому не даёт.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

Содержащиеся в центрах настольно-печатные игры по экономике – теневое лото «Что продается в магазине?», «Копилка-монетки», «Играем в магазин» и др. Использование таких игр в работе позволяет мне привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.

Например, игры «Денежное домино», «Путешествие золотой монетки», «Семейный бюджет» формируют у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами.

В лэпбуках «Юный финансист» собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.

Следующей составляющей данной экономической зоны являются интерактивные игры – это еще один вид игровой деятельности, применяемый для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Данные игры очень популярны среди малышей. Так как данный вид игровой деятельности имеет свои плюсы и минусы, то несет всего лишь дополнительную роль в развитии дошкольников. Интерактивные игры очень нравятся детям, и они с удовольствием погружаются в мир финансов, закрепляя и углубляя имеющиеся знания, приобретая новые.

Для более эффективной работы педагогами были разработаны и применены интерактивные игры по финансовой грамотности: «Угадай профессии», «Где можно увидеть рекламу», «Разложи товар по полкам», «Создай свою рекламу», «Дорого или дешево», «Труд, продукт труда», «Деньги, монеты, банкноты», «Разменяй монету», «Где хранятся деньги».

Использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей вместе с традиционными играми повышает эффективность образования и воспитания детей, а также усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей.

3. Деятельностно-экономическая зона, наполняемая игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, банкоматами муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий, бейджами и пр.

Использование сюжетно-ролевых игр способствует не только расширению экономической широты стремлений дошкольника, но и формированию представлений о личностных качествах.

В каждой возрастной группе организованы центры сюжетно-ролевых игр, удобных для развертывания различных игровых сюжетов, например, игровые модули «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека», «Сбербанк», «Рекламное агентство» оснащенные соответствующими игровыми маркерами, макетами (сбербанк, аптека, магазин, супермаркет, касса, почта и т.д.), спецодеждой в соответствии с темой игры и другим необходимым оборудованием и др.

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошколят формируются такие навыки, как умение планировать свою деятельность, действовать в соответствие с планом, договариваться друг с другом при распределении ролей, ориентироваться в окружающем пространстве, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую точу зрения. Что немаловажно, у них активизируется потребность в ознакомлении с новым современным профессиям. Проживая в игре реальные жизненные ситуации, дошколята незаметно для себя осваивают сложные экономические понятия.

Играя в сюжетно-ролевые игры «Магазин «Калинка», «Аптека», «Салон красоты «Алёнушка», дети дошкольного возраста продолжают расширять свои представления о профессиях, о понятии «деньги», о том, что деньги бывают разного достоинства. В процессе игровой деятельности с использованием соответствующего игрового оборудования у малышей закрепляются такие понятия, как «монеты», «купюры, «деньги». Проживая роль продавца или покупателя дети, незаметно для себя, знакомятся с более сложными понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник», «касса», «кассир» и с тем, что все товары имеют различную стоимость.

Организация сюжетно-ролевой игры помогает педагогам подвести детей к пониманию взаимосвязи цены и каче­ства товара, донести до малыша понимание того, что более качественные товары стоят дороже.

Использование сюжетно-ролевых игр «Семья», «Мы с мамой делаем покупки» позволяет формировать у дошколят понятие «бюджет семьи», понимание того, что у каждой семьи есть свой доход и делать покупки надо с учётом имеющихся в семье денег, т.е. заработанных. Условия игровой ситуации помогают малышам осознать, что немаловажно соотносить свои желания со своими возможностями.

Воспитанию уважительного отношения к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи, часто не одним человеком, а многими людьми, способствует организация игровых ситуаций «Автосервис», «Кафе «Солнышко» и другие.

С целью повышение уровня мобильности и доступности игрового пространства, проявления у детей самостоятельности и инициативы в развертывании самостоятельной игровой деятельности при организации центров активности по финансовой грамотности были использованы элементы «бережливого пространства»: инструменты визуализации, маркировка центров активности, игрового оборудования, размещение алгоритмов деятельности в центрах активности. Для обеспечения трансформируемости, гибкого зонирования игрового пространства используются небольшие передвижные ширмы, стенки, маркеры игрового пространства.

Таким образом, создание развивающей среды для экономического образования детей дошкольного возраста во многом зависит от умения педагогов творчески подходить к организации жизни воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования. Решению данной задачи во многом способствует рассматривание проблемы экономического воспитания детей в разнообразных видах деятельности.

Список литературы

  1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  2. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – М.: Финансы, 2010. – 130 с.
  3. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие / авт.-сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М.: 2007. – 301 с.
  4. Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам / авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Финансы, 2010. – 90 с.

 

Поделиться

955

Суслова М. М., Лавриненко В. С., Колесникова О. В., Рудычева Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для формирования основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 фев. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/5692-organizatsiya-razvivayushchej-predmetno

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня