Современное состояние нашего общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности в частности.
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.
В условиях Болонского процесса внеучебная работа приобретает особую роль. Еще Э. Кант говорил о том, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать [6].
Рассмотрим вопрос о постановке воспитательной работы в России в условиях глобализации, расширения мирового рынка, распространения стандартов массовой культуры с помощью новых информационных технологий.
Концепция модернизации российского образования предполагает, что структура целей изучения учебных дисциплин должна быть построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающихся, включать освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практического применение приобретенных знаний и умений.
Воспитание в университете - это процесс, который представляет собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Этот процесс осуществляется на разных уровнях: бытовом, поведенческом; профессионально и личностно формирующим.
Итак, глобальной целью высшей школы на современном этапе является формирование гражданина и патриота страны, стремящегося к общественному созиданию. Воспитание опирается на принцип системного воздействия различных существующих в вузе институтов, подразделений и единиц, таких как кафедра, преподаватель, куратор, студенческий совет и т.д.
Реализация воспитательных целей и задач осуществляется посредством следующих направлений деятельности:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- профессиональное воспитание;
- культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
- физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
- профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
- развитие органов студенческого самоуправления;
- психолого-консультационная работа;
- социальная поддержка студентов;
- организация воспитательной деятельности студенческом общежитии университета.
Особенным направлением в воспитательной деятельности вуза является воспитательная работа с первокурсниками.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Поэтому, уже в первые месяцы учебы в вузе, необходима активная работа кураторов [1].
Куратор академической студенческой группы - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник студентов. Он организует и направляет воспитательный процесс в студенческой группе, объединяет воспитательные усилия преподавателей, студенческих общественных организаций, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в закрепленной за ним группе. Основным в деятельности куратора является создание сильного, дружного, работоспособного коллектива студенческой группы, так как только в таком коллективе могут в полном объеме раскрыться и реализовываться потенциальные возможности личности студента [3].
Основными направлениями деятельности куратора является:
– организация деятельности коллектива группы;
– организация учебной работы коллектива и отдельных студентов;
– организация внеучебной жизни группы;
– изучение личности и коррекции в воспитании;
– социальная защита студентов;
– работа с родителями.
В обязанности куратора также входит:
– способствовать развитию у студентов навыков общения, помогать студенту решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– осуществлять помощь студентам в учебной деятельности, выявлять причины низкой успеваемости, создавать обстановку, благоприятствующую учебе, осуществлять контроль за посещаемостью занятий;
– содействовать получению дополнительного образования студентами через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в вузе;
– создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого студента группы, формировать межличностные отношения, корректировать и регулировать их, по мере необходимости привлекать психолога;
– организовывать творческие дела в группе;
– вести активную пропаганду здорового образа жизни, организовывать охрану здоровья, вовлекать студентов в физкультурную, спортивную работу;
– осуществлять изучение личности каждого студента в группе, его склонностей, интересов;
– выявлять и вести учет студентов социально-незащищенных категорий из неблагополучных семей;
– формировать портфолио студентов.
Студенческая группа (на первом этапе существования) – еще не коллектив, чтобы им стать, группе потребуется от 6 месяцев до 1 года. Уже на начальном этапе работы необходимо создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников, сформировать толерантное отношение ко всем членам группы, задать ориентиры, утолить информационный голод и снять имеющееся напряжение. Необходимо пробудить в участниках группы любопытство, поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы.
Таким образом на куратора студенческой группы возложена большая ответственность, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Куратор является не только организатором различных мероприятий в вузе, но и личным примером для студентов, оказывая влияние на их личностное, профессиональное становление, а также жизненное самоопределение.