Воспитательная деятельность куратора вуза по адаптации первокурсников

Воспитательная деятельность куратора вуза по адаптации первокурсников

В статье рассматривается проблема воспитания студентов первого курса вуза, а именно показана роль куратора группы в данном процессе. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в вузе. Рассмотрены основные направления работы куратора студенческой группы с первокурсниками.

Аннотация статьи
воспитание
куратор
студенческая группа
Ключевые слова

Современное состояние нашего общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности в частности.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.

В условиях Болонского процесса внеучебная работа приобретает особую роль. Еще Э. Кант говорил о том, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать [6].

Рассмотрим вопрос о постановке воспитательной работы в России в условиях глобализации, расширения мирового рынка, распространения стандартов массовой культуры с помощью новых информационных технологий.

Концепция модернизации российского образования предполагает, что структура целей изучения учебных дисциплин должна быть построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающихся, включать освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практического применение приобретенных знаний и умений.

Воспитание в университете - это процесс, который представляет собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Этот процесс осуществляется на разных уровнях: бытовом, поведенческом; профессионально и личностно формирующим.

Итак, глобальной целью высшей школы на современном этапе является формирование гражданина и патриота страны, стремящегося к общественному созиданию. Воспитание опирается на принцип системного воздействия различных существующих в вузе институтов, подразделений и единиц, таких как кафедра, преподаватель, куратор, студенческий совет и т.д.

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется посредством следующих направлений деятельности:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • профессиональное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
  • физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
  • профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
  • развитие органов студенческого самоуправления;
  • психолого-консультационная работа;
  • социальная поддержка студентов;
  • организация воспитательной деятельности студенческом общежитии университета.

Особенным направлением в воспитательной деятельности вуза является воспитательная работа с первокурсниками.

Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Поэтому, уже в первые месяцы учебы в вузе, необходима активная работа кураторов [1].

Куратор академической студенческой группы - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник студентов. Он организует и направляет воспитательный процесс в студенческой группе, объединяет воспитательные усилия преподавателей, студенческих общественных организаций, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в закрепленной за ним группе. Основным в деятельности куратора является создание сильного, дружного, работоспособного коллектива студенческой группы, так как только в таком коллективе могут в полном объеме раскрыться и реализовываться потенциальные возможности личности студента [3].

Основными направлениями деятельности куратора является:

– организация деятельности коллектива группы;

– организация учебной работы коллектива и отдельных студентов;

– организация внеучебной жизни группы;

– изучение личности и коррекции в воспитании;

– социальная защита студентов;

– работа с родителями.

В обязанности куратора также входит:

– способствовать развитию у студентов навыков общения, помогать студенту решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– осуществлять помощь студентам в учебной деятельности, выявлять причины низкой успеваемости, создавать обстановку, благоприятствующую учебе, осуществлять контроль за посещаемостью занятий;

– содействовать получению дополнительного образования студентами через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в вузе;

– создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого студента группы, формировать межличностные отношения, корректировать и регулировать их, по мере необходимости привлекать психолога;

– организовывать творческие дела в группе;

– вести активную пропаганду здорового образа жизни, организовывать охрану здоровья, вовлекать студентов в физкультурную, спортивную работу;

– осуществлять изучение личности каждого студента в группе, его склонностей, интересов;

– выявлять и вести учет студентов социально-незащищенных категорий из неблагополучных семей;

– формировать портфолио студентов.

Студенческая группа (на первом этапе существования) – еще не коллектив, чтобы им стать, группе потребуется от 6 месяцев до 1 года. Уже на начальном этапе работы необходимо создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников, сформировать толерантное отношение ко всем членам группы, задать ориентиры, утолить информационный голод и снять имеющееся напряжение. Необходимо пробудить в участниках группы любопытство, поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы.

Таким образом на куратора студенческой группы возложена большая ответственность, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Куратор является не только организатором различных мероприятий в вузе, но и личным примером для студентов, оказывая влияние на их личностное, профессиональное становление, а также жизненное самоопределение.

Текст статьи
  1. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере магнитогорского технологического колледжа // Дискуссия. 2017. № 4 (78). С. 88-93.
  2. Башкирова О.А. Роль куратора в адаптации первокурсников в вузе // В сборнике: Омские социально-гуманитарные чтения – 2016 материалы IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет. 2016. С. 145-149.
  3. Горшкова М.А. Институт кураторства как основа эффективной воспитательной работы со студентами / М.А. Горшкова, А.В. Морозов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых Материалы ХI Международной научной конференции. Ответственный редактор А.А. Червова. – 2018. – С. 30-32.
  4. Горшкова М.А. Социализация студентов в воспитательном пространстве высшей школы / Е.С. Горшков, М.А. Горшкова, Т.Г. Шейнова // Проблемы современного образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА. – 2018. – № 60-1. – С. 92-97.
  5. Горшкова М.А. К вопросу о роли куратора в воспитательном пространстве вуза / М.А. Горшкова // Среднерусский вестник общественных наук. – № 3. Т.10. – 201 – С. 241-246.
  6. Кант И. Критика практического разума: пер.с нем.; вступ. ст. Я.С.Силина/ И. Кант. – СПб.: Наука, 195. – 528 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря