Глобальная журналистика и ее основные аспекты концептуализации

Процессы глобализации и развитие информационно-коммуникационных технологий привели к фундаментальным изменениям в понимании журналистики как социального процесса. Концепция глобальной журналистики нуждается в концептуализации, поскольку на современном этапе практика профессиональной деятельности изолирована от теоретических рамок. В данной статье анализируются основные научные подходы к изучению процессов глобализации в журналистике и структурируются основные аспекты концептуализации понимания глобальной журналистики. Сформулированы их основные теоретические и эмпирические доказательства и опровержения.

Аннотация статьи
глобальная журналистика
глобальный дискурс
транснациональное информационное пространство
Ключевые слова

Глобальность средств массовой информации связана с глобальностью аудитории. Зависимость журналистики от национального социально-политического контекста хорошо изучена в теориях прессы. Журналистика имеет национальное выражение. Система средств массовой информации функционирует в национальном обществе, которое придерживается определенных культурных, политических, экономических и социальных законов. Перепечатка информации из других газет и газет из-за рубежа характерна для первого этапа европейской журналистики, журналистики США. Достижения в технологии распространения информации за пределами контроля государственных границ привели к быстрому развитию инфраструктуры транснациональных средств массовой информации. Можно выделить множество форм географического выражения глобализации журналистики. Задолго до того, как информационные технологии позволили информации свободно пересекать границы, информационные агентства начали приобретать глобальное информационное значение. Небольшое количество информационных агентств повлияло на повестку дня национальных средств массовой информации.

Сегодня на мировом медиарынке существует несколько медиагигантов. Например, «Bertelsmann» представлена в 50 странах. «Gannett Company» с помощью широкой сети средств массовой информации охватывает более 110 миллионов человек в месяц. Дочерняя компания «News Corporation», «Dow Jones», освещает деловые новости во всех регионах мира.

Иностранные версии и приложения к национальным изданиям постепенно стали явлением повседневной реальности для более ранних национальных медиа-систем. Например, газета «Файнэншл таймс» выходит в 24 городах по всему миру под единым брендом; выпуски изданий Великобритании, Европы, Азии и США не сильно отличаются. По состоянию на 2022 год рыночный тираж издания в Великобритании составил 65 620 экземпляров, тираж европейского издания составил 72 317 экземпляров, азиатского издания – 31 546 экземпляров и американского – 42 693 экземпляра Financial Times.

Преодоление национальных границ посредством проектов для иностранной аудитории, примером которых является проект «Российской газеты», «Россия за пределами заголовков» – многоязычный информационный ресурс для аудитории за пределами России.

Он создан независимой редакцией, предлагает новости и комментарии по основным темам и событиям в России в 23 странах на 16 языках. Общий охват аудитории составляет 34,5 миллиона читателей через печатные и электронные версии.

География охвата проекта широка – США, Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Германия, Люксембург, Сербия, Болгария, Греция, Македония, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Япония, Китай, Гонконг, Корея, Индия, Таиланд, Австралия. В некоторых странах проект охватывает более одной газеты.

Глобальные телевизионные новостные сети, а также как информационные агентства, мы охватываем аудиторию по всему миру. Они выходят далеко за пределы национальных границ; в феврале 2022 года еженедельная глобальная аудитория «BBC Global News» составляла 238 миллионов человек, предыдущий рекордный показатель составлял 188 миллионов, но благодаря новому арабскому телеканалу BBC этот показатель вырос (международные службы новостей BBC привлекают рекордную глобальную аудиторию из 238 миллионов).

С 2005 года телеканал «Россия сегодня» транслируется более чем в 100 странах; в 2022 году Совет по исследованию аудитории вещательных компаний Великобритании включил «Russia Today» в официальный еженедельный рейтинг наравне с «Euronews» и «Fox News». Они «не просто предоставляют людям информацию, необходимую для адекватного понимания глобальной политики, но и привносят новые журналистские стандарты в национальную практику», «транснациональные медиа-корпорации потенциально вовлечены в построение глобальной или, по крайней мере, транснациональной публичной сферы».

Некоторые авторы считают, что единственным по-настоящему транснациональным средством коммуникации является Интернет. Фактически, это обеспечивает сеть источников информации и точек доступа к ним независимо от границ и традиционных средств массовой информации, привязанных к физическим носителям и ретрансляторам.

Глобальная сеть Интернет обеспечила ситуацию, когда информация о событиях, происходящих за пределами национальной медиа-системы, в первую очередь не ограничивается непосредственным доступом к СМИ-первоисточнику. Электронные версии практически всех национальных и крупных региональных средств массовой информации в настоящее время доступны аудитории в разных странах.

В рейтингах и статистике появились новые показатели: общая аудитория издания (традиционная и электронная), количество уникальных посетителей сайта за период.

Таким образом, общая аудитория средств массовой информации, принадлежащих к традиционной национальной медиа-системе, в огромном соотношении превышает аудиторию ее традиционных родительских СМИ, зависящих от тиража (в случае печатных СМИ) или наличия эфирного времени (в случае электронных СМИ).

В дополнение к традиционным средствам массовой информации, общественности в Интернете становятся доступны другие источники информации: от официальных до так называемых гражданских.

Адаптация глобальной повестки дня к интересам национальной аудитории – изучение зарубежных новостей через призму национального дискурса. Итак, Коттл утверждает, что необходимо выйти за рамки «глобального доминирования» и «глобальной публичной сферы», поскольку такой подход не может объяснить, как те или иные темы приобретают глобальное значение.

В качестве примера он приводит теракт 9 сентября 2011 года в Соединенных Штатах – национальную катастрофу, которая приобрела глобальный статус благодаря средствам массовой информации, в том числе национальным. Следовательно, «глобальные СМИ не могут определяться единственной характеристикой транснационального охвата...», глобальный дискурс может проявляться в средствах массовой информации на всех уровнях: местном, национальном и транснациональном, а также в контенте всех уровней: местном, национальном, иностранном.

Большинство эмпирических исследований подтверждают стабильность парадигмы национального государства. Основными аргументами являются: сохранение и развитие национальной системы средств массовой информации, феномен глобализации прессы как ответ на глобальные тенденции информационных процессов, регионализм СМИ в Европе, выделение иностранных новостей в отдельный раздел, разделение на «нас» и «их», преобладание информации с Запада – культурный империализм и культурная гомогенизация.

Формы глобализации журналистики при дискурсивном подходе: наличие рубрик иностранной информации в прессе, присутствие иностранной информации в новостях, географическое расширение вкладок в электронных версиях национальных изданий. Все электронные версии публикаций ориентированы на зарубежный и глобальный контент, не все публикации делают это в одинаковой степени. Например, на странице электронной версии британской национальной газеты «The Times» есть несколько вкладок под заголовком новостей: Новости Великобритании, Мировые новости, новости Европы, США и Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока, Африки. Первая вкладка на странице электронной версии «El Pais» перенаправляет читателей на международные новости, которые подробно классифицированы по регионам: Новости Европы, США, Мексики, Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Африки. Следующая вкладка – «Мнения», и только следующая – «Национальные новости». Электронные версии «Коммерсанта» и «USA Today» менее ориентированы на глобальную информацию; в них есть вкладка с новостями страны на первом месте, за которой следуют мировые новости без разделения по географическим районам.

Большинство новостей, распространяющихся по всему миру, формируются крупными организациями, которые контролируются из одной и той же страны, что позволяет предположить, что их деятельность ограничивается узкими коммерческими целями и национальным восприятием мира. Многие медиа-бренды выходят на мировой уровень, выпуская свои приложения в другие страны, но тем самым они не перестают работать в соответствии с редакционной политикой материнской компании.

Концепция «глобальной журналистики» связана с крушением стереотипа «национального мышления» в социальных исследованиях, примером которого является традиционное разделение колонок и информации в национальных СМИ на местные и зарубежные. Берглез считает, что глобальная журналистика следует эволюционному элементу иностранной журналистики.

По его словам, глобальная журналистика – это особый стиль, глобальный взгляд на социальную реальность. Тенденция глобального отражения, отмеченная исследователями, означает, что все меньше и меньше тем будет отражаться в повестке дня СМИ без включения информации извне национальной системы. Глобальный взгляд на происходящее в рамках такого понимания глобальной журналистики противостоит национальному взгляду. Традиционно национальный взгляд сосредоточен на стране, национальных событиях и интересах. В то же время global view показывает, как события, происходящие в разных частях мира, взаимосвязаны и влияют друг на друга. В этом контексте «любое СМИ можно назвать глобальным, если оно предоставляет глобальной аудитории сообщения в глобальном контексте».

В то же время без дополнительных исследований нельзя с уверенностью утверждать, что «Си-Эн-Эн Интернэшнл» является скорее глобальным средством массовой информации, чем национальной газетой».

Таким образом, Берглез считает, что глобальный дискурс в новостных средствах массовой информации характеризуется выявлением взаимосвязей между людьми, процессами и событиями на национальном, местном, многонациональном и глобальном уровнях.

Первые попытки сознательного распространения информации за пределы государства связаны с появлением радио и политической борьбой за мировое господство в конце 20-х – начале 40-х годов. Эти явления провоцируют развитие международного вещания, характерной задачей которого было дезинформировать противника и активизировать сторонников. «Холодная война» и развитие телевидения придают особый статус работе журналиста-международника. Общий объем иностранного вещания увеличивается, в то время как деятельность служб иностранного вещания попадает под пристальное внимание специальных служб. Формирование международного информационно-коммуникационного порядка шло параллельно и в значительной степени отражало основные этапы глобализации, отраженные в теории империализма, теории зависимости, теории миросистемного анализа.

Первые научные и политические попытки понять неравенство в международном обмене информацией относятся к 70-м годам 20 века. Обычно они ссылаются на документ, подготовленный комиссией Шона Макбрайда. Фактически, он стал самым крупным международные свидетельства признания неравенства в глобальном информационном обмене. Неоднородность, противоречивость, односторонний поток информации на международном уровне связан с разным уровнем политического и экономического развития стран и их информационных технологий.

Западный характер глобальных СМИ обусловлен тем, что «СМИ достигли своих глобальных характеристик в результате приобретения небольшим числом западных компаний других средств массовой информации, благодаря чему они стали медиагигантами, распространяющими неолиберальные ценности и западные модели жизни по всему миру».

Историческими факторами, обеспечивающими доминирование западных СМИ в глобальном пространстве, являются: политическая поддержка правительств, экономическое участие крупного бизнеса и транснациональных корпораций в экспансии СМИ, переход конкуренции на глобальный уровень, общая ценностно-идеологическая база СМИ, правительства и бизнеса на Западе.

Подход к пониманию глобальной журналистики как нового вида новостного дискурса выдвигает концепцию глобального мышления. Это важно для концептуализации глобальной журналистики, поскольку нивелирование национальных границ в работе журналиста, благодаря технологическим возможностям, не означает разработки новой профессиональной парадигмы.

Концепция иностранных или интернациональных новостей не может охватывать современные социальные, экономические и политические отношения в мире, которые больше не принимают во внимание политические границы. Глобальное мышление имеет больше общего со знанием и пониманием мира, чем с технологическими возможностями. Технология помогает распространять информацию через границы, но технология не помогает увидеть взаимосвязи.

Глобальный взгляд зависит от предыстории и уровня мировоззрения конкретного журналиста: его способности видеть факты, сопоставлять их, видеть их взаимосвязь, выбирать угол зрения и выбирать определяющий и эквивалентный для понимания феномена глобальной журналистики, мы не можем с уверенностью сказать, что этот список является исчерпывающим.

Не подлежит сомнению предположение о том, что в рамках регионального и национального контекста журналистской культуры проявления конкретного аспекта тенденций глобализации в медиасфере не были бы одинаковыми.

Отождествление понятий «глобальные тенденции в журналистике» (на национальном уровне) и глобальной журналистики в целом также представляется сомнительным. Все это остается предметом дальнейших научных исследований.

Текст статьи
  1. Беспалова А.Г. Методология и методы изучения истории отечественной публицистики: актуальные проблемы // Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики в контексте современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: Логос, 2022. – С. 18-25.
  2. Тобольцева Н.М. Историко-гносеологические корни современных концепций истории отечественных СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2023. – № 2. – С. 93-115.
  3. Овсепян Р. П. О расширении объекта изучения истории отечественной журналистики ХХ века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2022. – № 2. – С. 80-92.
  4. Ковалёва М.М. Периодизация как основа изучения истории отечественной журналистики // Журналистика в 2023 году: обретения и потери, стратегии развития. Материалы науч.-практ. конф. – М.: Моск. гос. ун-т, 2023. – С. 86-88.
  5. Макушин Л.М. Типология журналистики в историческом ракурсе // Средства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. – СПб., 2022. – С. 27-28.
  6. Тюпа В.И. От поэтики к риторике // Дискурс. – 2021. – № 14/15. – С. 6-33.
Список литературы