Научный руководитель

Вострякова Юлия Викторовна

Секция

Философские науки

Ключевые слова

непротивление злу насилием
толстовство
нравственное самосовершенствование
опрощение

Аннотация статьи

На основе художественных, публицистических и религиозно-этических произведений Л. Н. Толстого в статье раскрываются мировоззренческие особенности толстовской трактовки непротивления злу насилием. Автор показывает, как «философия ненасилия» была воспринята в обществе, а также дальнейшее развитие идеи ненасилия.

Текст статьи

Введение. Творчество писателя Л. Н. Толстого не сводится только к изданию своих литературных трудов. В его творчестве можно найти и варианты философского осмысления происходящего вокруг. В результате чего на свет появилось так называемое «толстовство», как итог размышления автора, представленный в виде собственного, религиозно-философского учения. Исходя из его учений, философия является злом, оно родня убийству или угрозе убийства. Отсюда вытекает цель нашей работы – раскрыть подход Л. Н. Толстого к его отношению к насилию в его произведениях.

Основная часть. По мнению Л. Н. Толстого, насилие – значит подчинять, или осуществлять то, чего другой человек (или группа людей) не хочет. В своих трудах Л. Н. Толстой выделяет такие социальные уровни насилия, как: государственное насилие, порабощение меньшинства, тюрьмы, смертная казнь, суды. То есть происходит деление на три вида насилия: государственное принуждение, через влияние на подданных; внешнее насилие, среди людей, которые не могут достигнуть компромисса; насилие внутреннее, которое происходит внутри самого человека.

Толстой убежден, что основные источники насилия – государственная власть и революционеры: обе силы используют принуждение, хоть и с разными целями. Он считал, что человек не бросается на другого не из страха судов и тюрем, а потому, что люди любят и жалеют друг друга.

Взгляды, описанные им в статьях «Критика догматического богословия», «В чем моя вера», «Не убий» и др., проповедовали в жизни и художественных произведениях необходимость нравственного улучшения; непротивления злу насилием в выгоду закона любви, в соответствии с которым, жизнь людей священна и неприкосновенна, и никакое внешнее воздействие не содержит возможность распоряжаться ею и чинить беззаконие.

Именно правило неделания, как база в нравственном учении Л. Н. Толстого, впервые возникает как термин и обоснование в его статье «Неделание». В данной работе Толстой поясняет ряд определений, таких как остановка существования, понимания закона любви и закона непротивления через душевного состояние человека и др. В дальнейшем он принимает термин «неделание» в своих статьях, где подчеркивается социально-общественный вид подобных ненасильственных кампаний, как гражданское неповиновение или «неучастие».

Ключ к верному устройству общества Толстой видел в полном отказе от силового давления на волю и решения других, в том числе со стороны государства. Ценность человеческой личности, по какую бы сторону баррикад она ни находилась, мыслитель считал непререкаемой.

Религиозное благоговение перед свободой личностью – главная причина, по которой Толстой категорически не принимает насилие – даже как форму протеста или революционный метод. Если власть и насилие – это чистое зло, то победить его путем борьбы невозможно. Ведь соперничество и принуждение – это и есть основной инструмент для господства. Победить такое зло, согласно Толстому, можно, лишь сознательно уклонившись от участия в делах его. Именно здесь лежит философское основание идеи непротивления.

Рассматривая историческое проявление насилия, Л. Н. Толстой выделяет такое явление, как смена одной формы насилия – другой формой. Именно поэтому он плохо относился к революции, т.к. он считает, что это проявление еще большего зла, и насилия, чем то, которое хотят приструнить революцией. Отсюда вытекает взгляд, что насилие нужно полностью искоренить, т.к. оно не порождает ничего кроме другого насилия. Оно никак не влияет на улучшение жизни людей, а только усугубляет состояние общества через другой вид давления. На насилие будет только один ответ – насилие, что в результате преумножает реакцию ответа.

Л. Н. Толстой считал, что нужно отвечать на насилие не насильственными методами. Сюда может относиться: отказ от насильственного метода ответа на внешнюю реакцию человека на вас. Он предлагает три варианта развития процесса трансформации поведения человека в подобных ситуациях:

  1. Отказаться от негативного поведения.
  2. Развивать способности человека на уровне мирового просвещения и развития духовности.
  3. Уйти от символического поведения, к конкретно своему взгляду на ту или иную проблемы. То есть не придерживаться усредненного мнения, а иметь свою четкую точку зрения.

Также можно отметить, что, читая в своей жизни произведение и труды других авторов, Толстой создал сборник цитат о добре и зле, назвав его «Круг чтения».

Среди них выделяются такие мысли, как:

«Мирское зло именно в том и состоит, что люди, простирая свою волю за пределы своего существа, стараются сделать там её предметом первой необходимости, то есть ставят свою волю на место воли Божией».

«Успех оправдывает дело; победил – так и прав; правда в победе. Таково плотское, животное, языческое понятие об истине. Понятие, по которому слово „истина“ – пустой звук».

«Непротивление, устраняя борьбу, освобождает вероятность и возможность успокоения, освобождает поле для иного, духовного взаимодействия, в котором уже другие силы и интересы».

Мыслитель называл формы сопротивления злу, среди которых – протест, призыв к совести и духовному началу в человеке.

Л. Н. Толстой предлагал путь сознательного, преднамеренного, публичного отказа от насилия. Он пришел к мысли о необходимости возрождения основного принципа христианской религии – непротивление злу насилием. Заповедь: «Не противься злому силой» налагает запрет на насилие.

Толстого всегда занимала тема ненасилия. Это проявляется в произведения кавказского цикла. Занимала в 1860 годах, когда Толстой отвергал принуждение, которое в то время практиковалось в процессе обучения и воспитания младшего поколения. В 1880-х годах Толстым также отвергался общественный строй, церковь и государственная власть, т.к. они основывались на насилии.

Любое государство, по ее мнению, является злом и основывается на организации процесса насилия над людьми. Именно на насилии держится государство, а средствами исполнения насилия можно считать – законы государства. «За всякое неисполнение установленных узаконений не исполнившие будут подвергаться побоям, лишениям свободы, даже убийству от тех людей, которые установили узаконения», – утверждает Толстой в «Рабстве нашего времени» [6].

Писатель был убежден: упразднить государство модно лишь путем непротивления, мирного и пассивного воздержания каждого члена общества от всех государственных обязанностей – военной, податной, судебной. А также за счет сознательного уклонения от всех видов должностей, от пользования учреждениями и от всякой участи в какой бы то ни было – легальной или революционной – политической деятельности.

Также по мнению Л. Н. Толстого насилие порождают деньги. В трактате «Так что же нам делать?» написано Л .Н. Толстым: «Во всех человеческих обществах, где были деньги всегда было насилие сильного и вооруженного над слабым и безоружным; а там, где было насилие, знаки ценностей – деньги, какие бы то ни было: скотина, меха, шкуры, металлы – всегда неизбежно должны были терять это значение и получать значение откупа от насилия».

Направляя свой взгляд в веру, Л. Н. Толстой упрекал христиан в нетерпимости и насилии. По его мнению, со стороны церкви было много грехов против милосердия, человечности и любви.

Стоит обратить внимание на отражение отношения насилия в контексте работы одного из его романов «Воскресение». Данный рома писался с 1887 по 1899 года, и был опубликован в 1899 году. Данный рассказа был начат с истории, которую услышал писатель от А. Ф. Кони, про несчастную девушку. В данном произведение раскрывается природная доброта человека, показывающая через любовь на уровне христианства; христианских истин и заповедей. Через роман проходят мысли писателя, переплетаясь с человеческими судьбами.

Часто Л.Н. Толстого упрекали и упрекают в том, что сама по себе проповедь ненасилия утопична и не может быть претворена в жизнь не только в масштабах общества, но и в личной жизни. Однако поворот к непротивлению как закону жизни в значительной степени был продиктован тактикой личной жизни Толстого, его выбором линии оптимального поведения в столь противоречивых и практически неразрешимых обстоятельствах. Если бы Толстой раздал собственность и ушел из семьи, он постоянно чувствовал свою вину за то, что причинил зло ближним. Помня слова Христа, о том, что враги человеку домашние его, Толстой попытался совершить невозможное: превратить этих врагов в друзей, полюбить их всем сердцем. Как мы увидим далее, в жизненном плане философия непротивления Толстого развертывается преимущественно в рамках семьи. Как ни парадоксально, но самое трудное – полюбить своих самых близких людей. Легче всего причинить зло ближнему, родному. И в этом смысле позиция непротивления в семье явилась для Толстого моделью непротивления в общественной жизни в целом. Всё это в художественной форме и нашло отражение в романе «Воскресение», одной из центральных тем которого является духовное обновление личности – воскресение.

Идеи Толстого лежат в основе практики толстовских коммун, получивших в свое время широкое развитие в России.

Основной практики толстовцев была идея ненасилия. Это «внутреннее отношение к жизни, ко всему миру и к себе проявилось не в обрядах и культурах, а в отношении к жизни, в поведении, вытекавшим из понимания жизни: отказ от оружия, вегетарианство, трезвость, честность». Это давало возможность воспринимать жизнь не как некую заданность, запрограммированность, подчиненность определенным авторитетам, а как свободное принятие того понимания и того пути жизни, которое так сильно и так ярко выразил Л.Н. Толстой.

Коммуна по своим экономическим принципам и соответствующей структуре управления представляла собой общественное хозяйство, основанное на принципах равенства, равного распределения по труду, подчиняющееся системе плавного хозяйствования.

Практическое осуществление идей Л.Н. Толстого было главным духовным фактором объединения людей в толстовские земледельческие коммуны. Коммунары исповедовали терпимость и заботу в отношение друг с другом. Ненасильственное отношение ко всему живому обусловливало и образ жизни толстовцев – коммунаров: они были строгими вегетарианцами, не употребляли табака и спиртных напитков, не ругались. В толстовских коммунах не было замков, двери были открыты любому человеку, питание – общее и бесплатное.

У Толстого была мысль, что человек рождается чистым, гармоничным существом, который представляет из себя красоту, доброту и правду. А в процессе воспитания данные качества теряются или переделываются под мнение воспитателя, что приводит к нарушению целостного состояния чистоты человека.

В современной России, которая пытается найти пути выхода из кризиса культуры и духовности, проблема образования человека через приобщения его к культуре и воспитания духовности особенно актуальна. Учитывая тот факт, что в России остро стоят задачи формирования поликультурной личности, т.е. личности, обладающей целостным мировоззрением, развитым лингвистическим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием.

Любое общество состоит из школьников, где формируется своя система саморазвития людей, что должно признаваться и разумно использоваться в своей работе. Исходя из того, что формирование образовательной системы может добиваться разными путями, то это должно приниматься обществом. А на самом деле этот факт развития воспитательного процесса воспринимается с правильной точки зрения только отдельными индивидуумами, которые понимают, что образование без свободного подхода (или частично свободного подхода) к выбору методов процесса образования, носит насильственный характер. А со стороны государств свобода выбора предоставляется или ограниченному числу людей, или никому.

Через воспитательные действия родителей и учителей, происходит давление на ребенка, миром взрослым. Большое стремление воспитывать ребенка, по мнению Толстого, формируется за счет того, что у них проявляется зависть к чистоте ребенка.

Формирование к подходу детей происходит под давлением религиозных и государственно-патриотических принципов, что впитывается в людей с детства. А с точки зрения религиозного подхода должна формироваться система привычек, строящихся на основе: помнить и любить Бога и ближних, никого не насильничать, не ругать, помогать людям воздерживаться от табака, водки, блуда, осуждения друг друга. Сильным примером в формирование личности можно считать: личный пример учителей и их нравоучения.

В своем произведение «Три притчи», Л. Н. Толстой объясняет свое мнение: «по учению Христа, вся жизнь человека есть борьба со злом, противление злу разумом и любовью, но что из всех средств противления злу Христос исключает одно неразумное средство противления злу насилием, состоящее в том, чтобы бороться со злом злом же» [8].

Отсюда вытекает также основа ненасильственного базиса формирования мнения Толстого на основе: личного воспитания, которое было им получено в детстве, и основанное на религиозном подтексте, которое было заложено в людей, которые были им воспитаны на долгих лет развития людей.

Толстой определяет, что в процессе формирования воспитательного подхода происходит работа по четко проставленному плану, который не дает свободы. И на фоне этого может возникать бессилие, т.к. они не могут идти правильным путем в воспитании, а должны придерживаться традиционного метода, которое навязано годами системой образования, то есть через принуждение, формируя новых и новых рабов и прислугу для социального устройства.

В условиях демократизации общества, когда снимаются внешние оковы принуждения, особенно важно соблюдение этнических норм, самосовершенствования, самовоспитание. Особое значение имеет для молодого поколения готовность быть миролюбивым, ненасильственными методами решать конфликты, ненасильственно относится к природе, ко всему живому, придерживаться установке: пока есть хоть малейшая возможность обойтись без насилия, то надо обойтись без него.

Педагогика ненасилия очень важна в многонациональном государстве, где необходимо формировать отношение миролюбия и восприятия любого человека, независимо от его национальности, как величайшую ценность. Формирование ненасильственной культуры межнационального общения с приоритетом общечеловеческих ценностей – основа для гармоничной межэтнической и межкультурной коммуникации. Свои национальные интересы необходимо оставить, выходить на передние рубежи духовной культуры прогресса, но не в ущерб другим и не за счет других.

Заключение

Идеи ненасильственного протеста так и не возобладали в России, но победили в другой части света. Под влиянием переписки с Толстым индийский политический лидер Мохандас Ганди разработает учение о сатьяграхе – тактике ненасильственной борьбы за независимость Индии от Великобритании. Главные ее принципы – не сотрудничество и гражданское неповиновение.

Толстого считали безнадежным идеалистом, однако его идеи были не только тепло восприняты в Индии, но и дали свои плоды. Махатма Ганди призвал индейцев не бороться с Британской империей, а просто отказаться участвовать в делах колониальных властей – не служить англичанам, не платить налоги, не работать в администрации. И власть Великобритании, не один век правившей Индией, рухнула за пару десятилетий.

По мнению Л. Н. Толстого отсутствие насилия, является необходимой частью социальной жизни общества. Люди не должны реагировать на насилие тем же методом. Люди должны сотрудничать что бы поддерживать положительный дух общности, находить компромиссы и смотреть в одно направление, не ища повода для конфликта. Именно через ненасилие проявляется гуманизация общества.

А сама суть истоков насилия закладывается в детстве, когда мир детей находится под давлением взрослого поколения, что отражается во фразе «мир детей – людей простых, независимых – должен оставаться чист от самообманывания и преступной веры … в то, что чувство мести становится справедливым, как скоро его назовём наказанием» [4].

Список литературы

  1. Евлампиев И.И., Достоевский и Толстой об истинном и ложном христианстве // Вече. Журнал русской философии и культуры. Выпуск 25. – СПб., 2013.
  2. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993–1998. - Т.5. - С. 36–37.
  3. Матвеев М.В. Принцип ненасилия толстого в культурно-историческом наследии России // Современные наукоемкие технологии. 2008. – № 12. – С. 27–28.
  4. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; с вступительной статьей профессора С. А. Венгерова и очерком педагогической деятельности Толстого и библиографическими указаниями А. Г. Фомина. - Санкт-Петербург: издательство газеты «Школа и жизнь», 1912. - 413 с.
  5. Сенчихина Ю.Б. История русской философии. Учебно-методическое пособие для студентов университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений. М., 2005. - 142 с.
  6. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. («Юбилейное»): В 90 т. М., 1928–1958. - Т.34. - С.180.
  7. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 100 т. Т. 1 (1). М., 2000. - С.132.
  8. Толстой Л.Н. Три притчи // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20т., М., 1964. – Т. 12. – С. 310–311.
  9. Толстой Л.Н. Собр. Соч.: В 20т. - М., 1964. 
  10. Гельфон М.Л. Этика ненасилия Л.Н. Толстого М.: РПА Минюста России, 2013.
  11. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснования насилия? // Гусейнов А.А. Философия мысль и проступок. СПб.:СПбГУП, 2012. С. 529-539. 

Поделиться

2118

Степнова Н. С. Этика ненасилия в творчестве Толстого // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 27-33. URL: https://apni.ru/article/5706-etika-nenasiliya-v-tvorchestve-tolstogo

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября