В русле мировых тенденций развития спорта, физической культуры в государстве достаточно интенсивно идет процесс формирования новых спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов и отдельных сооружений. Основными критериями для формирования новых требований, выдвинутых к спортивным сооружениям, стали удобство и безопасность зрителей, новые технологии и эффективная коммерческая эксплуатация. В связи с этим исследование технологических свойств проектирования спортивных сооружений и обусловило актуальность статьи.
Целью статьи является проведение характеристики технологических свойств проектирования спортивных сооружений.
Современные спортивные сооружения должны иметь резервы для размещения и приспособления дополнительного оборудования для проведения масштабных событий. Архитектура сооружений должна удовлетворять не только функциональные и деловые аспекты, но и вызвать эмоции у посетителей.
Решающими факторами проектирования спортивного сооружения являются:
- доступность к сооружению, сегрегация категорий зрителей и участников мероприятия, свободное попадание на свое место и распределение зрительских потоков;
- безопасная эвакуация (в том числе экстренная) зрителей;
- учет изменений в демографии зрителей;
- изменения в привлекательности спортивных и неспортивных событий, что проходят на сооружении;
- изменение требований к комфорту зрителя и видам сервиса;
- уменьшение общественного финансирования и увеличение доли коммерческой самостоятельности в обеспечении сооружений;
- учет бизнес-плана комплекса и стратегии маркетинга;
- планировочные и технические решения, связанные с ростом влияния СМИ благодаря их коммерческим возможностям, связаны с глобальными средствами телекоммуникации.
В зависимости от близости расположения к центру города сооружения можно разделить на два типа: лежащие в составе центральной или исторической части города и размещающиеся на пригородной территории.
На выбор решения о местоположении сооружения влияет предпочтение оператора сооружения и муниципальной концепции. Проектное решение сооружения должно соответствовать окружающим и учитывать большое количество градостроительных факторов.
Местонахождение сооружения должно иметь удобные связи с городским транспортом, аэропортом и ж/д вокзалом, а также с загородными автомагистралями [1, c. 93].
Доступная и удобная связь с городским центром предоставляют возможность лучшей эксплуатации сооружения и достижения синергетических коммерческих эффектов. Отдельно должна быть разработана концепция удобного и безопасного доступа в комплекс сооружения для просмотра различных мероприятий соответствующего масштаба.
Существование доступной и удобной транспортной связи с сооружением является очень важным фактором.
Доступность попадания на сооружение обеспечивается такими транспортными коммуникациями, как:
- индивидуальный транспорт (частные транспортные средства);
- городской транспорт: транспортные средства, обеспечивающие связь с аэропортом; транспортные средства, работающие на длинных дистанциях (для связи с пригородными поездами); трамваи, метрополитен, автобусы;
- обслуживающий транспорт, а также парковки для транспортных средств медиа-служб;
- транспорт, обеспечивающий сохранность персонала и зрителей (транспортные средства медработников и милиции).
Для людей с особыми потребностями необходимо обеспечить отдельные пути подъезда и эвакуации, а также парковочные места. Такие парковочные места необходимо размещать в непосредственной близости к сооружению, они должны быть доступны благодаря отдельным маршрутам городского транспорта и быть расположены в идеальной позиции соответствующих входов в спортивное сооружение.
Одним из важнейших элементов проектирования спортивных сооружений является их безопасность, а одной из предпосылок является личная безопасность, которая важнее безопасности собственности («Personal security before protection of property»), зависимость между большинством требований и правил при проектировании сооружений [2, c. 51].
Зона спортивного комплекса или специально выделенная зона, периметр которой является первым барьером сохранности.
Зона спортивного сооружения или специально выделенная зона, периметр которой является первым барьером сохранности. Специально выделенная зона организуется в случае проведения крупных знаковых соревнований или тех мер, которые могут носить конфликтный характер.
Внутри зоны в таких случаях объявляется особый транспортный режим, позволяющий проезд внутрь зоны только для зрительских автомобилей, имеющих билеты на места, парковок, для специального транспорта, для транспорта с отдельными пропусками, а также для жителей района, проживающих в пределах данной зоны.
Периметр обустраивается временными барьерами, знаками и специальными постами полиции. В данной зоне осуществляется первичный зрительный контроль билетов – то есть первая проверка, направленная на визуальную идентификацию зрителя.
Важным требованием инженерного обеспечения безопасности зрителей является организация первой особой категории электроснабжения для освещения, путей эвакуации, всех информационных систем (табло, рекламная дорожка вокруг поля, световая навигация).
Важнейшим вопросом обеспечения безопасности посетителей спортивного сооружения является проектирование ограждений. В целях сохранения безопасности в ограждениях выполняются отверстия для прохода.
Ограждения также необходимы для того, чтобы минимизировать риск падения людей. Верхняя часть ограждений должна быть выполнена таким образом, чтобы их использование для хранения элементов, которые могут поставить под угрозу жизнь других зрителей, было невозможным [3, c. 108].
В последнее время получили распространение электронные турникеты, через которые могут проходить зрители с билетами, имеющими штрих-код. Для свободной эвакуации зрителей необходимо помечать и держать свободными эвакуационные пути.
В отдельных спортивных сооружениях, например, стадионах, существует два типа организации зон для административных и высокопоставленных лиц: открытые, в которых размещается большое количество людей (лаунж-зоны), и отдельные комнаты (скай-боксы), имеющие прямой доступ через внутренние помещения стадиона и выход в открытые ложи.
Обслуживание таких зон стремится к высококачественному: в интерьере размещается соответствующая мебель, создается мягкий свет, включается музыка; кухня обслуживает закусками и напитками; обеспечивается доступ к интернету, что важно для бизнес-элиты.
Спортивные сооружения – это один из важнейших элементов инфраструктуры современных городов. Они предназначены для реализации физических и спортивных активностей, а также являются местом общения и развлечений для жителей. Конструирование спортивных сооружений – это комплексный процесс, требующий применения современных технологий и знаний в области строительства, архитектуры и инженерии (рис. 1).
Рис. 1. Макет спортивного сооружения
Одним из главных технологических свойств проектирования спортивных сооружений является их безопасность. Проектирование должно учитывать факторы, такие как вероятность падения, возможность поражения участников спортивных мероприятий и т.д. [10, c. 16].
Безопасное расположение мест для людей с особыми потребностями должно быть гарантировано и защищено от возможных попыток других зрителей сократить путь при движении к своим местам или к выходу. В противном случае стюардам придется лично поддерживать порядок на данной территории. Таким людям необходимо оказывать техническую поддержку.
На отдельных видах спортивных сооружений должны быть как минимум две системы радиопередачи доступны для зрителей, имеющих недостатки зрения [4, c. 12].
Во время проектирования значительное внимание нужно уделять медиа-оборудованию (экраны для повторов информации, звук, рекламная дорожка вокруг игрового поля), чтобы отвечать требованиям для проведения различных видов событий. Доступ к вспомогательным зонам не должен быть свободным.
Следует отметить, что отдельную роль при проектировании спортивных сооружений играют методы проектирования.
Также при проектировании спортивных сооружений необходимо учитывать ряд факторов:
- Определение функционального назначения сооружения – прогнозирование статуса сооружения относительно возможного уровня национальных или международных соревнований, определение емкости трибун.
- Определение градостроительных задач, касающихся размещения в городе (районе города); связи с общественными видами транспорта, автостоянок; размещение необходимого расчетного количества площадок для автотранспорта и их емкости в расчете на постоянных болельщиков (зрителей) и VIP-персон; расчетного количества автобусов, подвозящих болельщиков; комплекса средств для телевизионной трансляции со всем необходимым оборудованием; площадок для размещения гостеприимного комплекса, транспортной связи комплекса с аэропортом, железнодорожным и автобусным вокзалами; транспортного и других взаимосвязей принимающих городов с учетом всей обеспечивающей их инфраструктуры во время проведения международных соревнований, в которых принимает участие несколько спортивных сооружений [5].
- Организация движения и контроля масс зрителей. Организация степенного контроля доступа.
- Организация размещения и движения специального транспорта и специальных средств – службы полиции; медицинской службы; службы пожарной безопасности. Организация площадок селекции пострадавших и оказание помощи в экстренных ситуациях.
- Планировочные решения собственно спортивного комплекса для его периметрального ограждения; сегрегации зрителей; организации контура доступа; организации навигации для зрителей и участников соревнований; организации быстрой (нормативной) эвакуации из комплекса [9, c. 22].
- Размещение комплекса помещений и сооружений инженерно-технического обеспечения жизнедеятельности сооружения и проведения спортивных мероприятий.
- Обеспечение инженерными системами, благодаря функционированию которых в рабочем состоянии поддерживается структура сооружения, например, его подогрев, дренаж (осушение), полив, инсоляция, агрономические мероприятия [6, c. 41].
Указанные факторы раскрывают цель создания сооружения, заключающуюся в формировании максимально возможной безопасности и комфортности для зрителей, в экономической состоятельности, в соответствии с его параметрами спортивного комплекса, а также в коммуникативной эффективности.
Например, стадион «Стемфорд Бридж» имеет четыре разные системы конструкций покрытия трибун – от вантовых подвесок стропильных систем Западной, Северной и Южной трибун до структурной консоли Восточной. Материалом для покрытия крыши является профнастил и только одной трети покрытия – прозрачный поликарбонат (рис. 2) [7, c. 15].
Рис. 2. Стадион «Стемфорд Бридж» (Челси)
Также существуют примеры строительства временных стадионов, таких как Brita Arena в Великобритании (2007 г.), где модульным способом был построен временный стадион. Трибуны были установлены без фундаментов. Инфраструктура, необходимая для стадиона, была размещена в соседнем здании. После окончания мероприятия здания были возвращены его прежние функции.
Для строительства спортивных сооружений важным фактором является разработанный индивидуальный проект согласно требованиям законодательства.
Кроме того, важными вопросами проектирования спортивных сооружений являются вопросы охлаждения, освещения и т.д., которые также связаны с их дальнейшей эксплуатацией, а также возможностью вложения инвестиций в проект. В целях решения вопросов такого рода проектировщики предусматривают использование солнечной энергии для поставки населенного пункта независимо от сезона или осуществления расчета аэродинамических нагрузок и положения крыши для возможности регулирования направления потоков воздуха и охлаждения внутреннего пространства сооружения [8, c. 47].
Требования к проектированию спортивных сооружений содержаться в Градостроительном кодексе Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актах, содержащих строительные требования.
Таким образом, проектирование спортивных сооружений должно осуществляться с учетом системы факторов, в соответствии с которыми определяются: планировочная структура спортивного комплекса, конструктивная схема, материалы и, в конечном счете, формируется архитектурно-образное решение сооружения.
Решающими факторами проектирования спортивного сооружения являются: доступность к сооружению, сегрегация категорий зрителей и участников мероприятия, свободное перемещение на свое место и распределение потоков зрителей; безопасная эвакуация зрителей (в том числе экстренная); учет изменений в демографии зрителей; требования, касающиеся комфорта зрителя и видов сервиса и т.д.