В настоящее время экономическое благополучие и устойчивое развитие стран зависит от интеграции, однако в некоторых случаях интеграционные объединения могут привести к экономическому краху. Сейчас перед многими странами стоит сложный выбор: по какому пути двигаться – по пути углубления интеграции, создавая новые надправительственные институты, принимая новых членов в интеграционное объединение, тем самым расширяя рынок, или выбрать антиглобалисткую дорогу: в лучшем случае сохранить имеющиеся экономические связи и делать упор на политическую обособленность стран-участниц или же просто покинуть любые интеграционные объединения? В качестве примера рассмотрим одну из самых продвинутых интеграций в мире – Европейскую.
Процесс становления Европейской интеграции можно условно поделить на три этапа:
- экономический (ОЕЭС);
- социальный (разрушение колониального мироустройства и формирование биполярной системы);
- политический (некоторые страны нуждаются в надправительственном контроле: фашизм в Германии и Италии);
- Важным объединяющим фактором стран стали политические цели европейских стран, которые со временем менялись:
- предотвратить возобновление военной конфронтации на европейской земле;
- способствовать восстановлению того, что было разрушено в ходе боевых действий в годы Второй мировой войны;
- создать барьер для советской экспансии;
- выстроить линию защиты от американской экономической агрессии.
Следующим важным этапом в формировании европейской интеграции стало создание единой правовой базы и правовых институтов, определенную роль в этом сыграло противостояние СССР и США, которое значительно ускорило интеграционные процессы в Европе. Государства, иногда вынужденно, начали выстраивать экономические отношения, в этот период было заключено множество договоров, например, Маастрихский. Именно в этот исторический период начинается создание единого европейского общехозяйственного пространства. В начале 60-х начинает формироваться ЕАСТ, что по сути является зоной свободной торговли, следующим этапом интеграции. Страны устанавливают единый внешнеторговый тариф, который соотносятся с налоговым законодательством стран, а также окончательно складывается зона свободной торговли, что говорит о формировании общего рынка. Наряду с унификацией пошлин встает вопрос о единой валюте – евро, тогда европейская интеграция уже начинает складываться экономический и валютный союз, что можно считать наиболее продвинутой формой интеграции из существующих. Таким образом, мы проследили основные вехи в истории становления Европейского союза – международной организации, в которую плавно перетекла европейская интеграция.
Рис. 1
Как мы видим, Европейский союз уже прошел три начальные стадии интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз и общий рынок, и находится на очень продвинутой стадии процесса экономического объединения.
Современный этап интеграции ЕС определяется Лиссабонским договором), в нем определены основные цели ЕС и заложена стратегия развития ЕС на ближайшие 20 лет. Более того, Европейский союз выступает полноценным субъектом международного права, а также поддерживает дипломатические отношения с большинством стран в мире (на 2022: функционирует более 140 представительств ЕС, которые де-факто выполняют функции посольства. На внешних рынках Европейский союз действует как единый актор: на страны ЕС приходится около 19% международного экспорта и импорта (на рис. 1 представлена статистика экспорта товаров ЕС за 2010-2020 гг., за период с 2010 показатель увеличился более чем на 50% и превысил отметку в 2 трлн. евро в 2019 г.), приблизительно 60% от общего мирового объема официальной помощи развивающимся стран. Доля торговли между странами ЕС в общем объеме торговли товарами колебалась от чуть более 27% для Кипра до 81% для Люксембурга в 2021 году, что еще раз подчеркивает высокий уровень экономических взаимосвязей внутри союза.
Тем не менее, несмотря на высокий уровень интеграции, Европейский союз столкнулся с целым рядом проблем:
- отставание темпов экономического роста стран ЕС от темпов роста мировой экономики. На рисунке 1 можно видеть, что начиная с 2014 года темп роста экономики ЕС ниже мирового приблизительно в 1.4 раза);
- хронический госдолг и дефицит бюджета (на рис. 2 можно выделить тенденцию, что начиная с 2010 г. государственный долг постепенно растет, лишь в 2020 г. государственный долг стран Евросоюза снизился на приблизительно 1 трлн. евро);
- в политическом плане преобладание программ социальной направленности, что приводит к колоссальной нагрузке на бюджет;
- экономический разрыв между периферией и ведущими странами, который лишь увеличивается;
- единая денежно-кредитная политика выступает фактором сдерживания развития национальных экономик, так как учитывает интересы, прежде всего, ведущих стран ЕС;
- увеличение разрыва в темпах научно-технического развития в сравнении с ключевыми конкурентами (США, Китай, Япония).
Рис. 2
Как мы можем заметить, начиная с 1948 г., когда была создана Европейская организация экономического сотрудничества, европейские страны прошли путь интеграции от зоны свободной торговли до экономического и валютного союза, превратившись в наиболее продвинутую форму интеграции из существующих на данный момент, что подтверждают экономические показатели. Важно отметить, что ЕС рассматривается как единый политический и экономический игрок на международной арене, что лишь очередной раз подчеркивает высокий уровень развития европейской интеграции.