Главная
Конференции
Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации
Особенности развития логических приемов мышления в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития логических приемов мышления в старшем дошкольном возрасте

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

логическое мышление
развитие
приёмы
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Текст статьи

Развитие мышления в дошкольном возрасте – это переход от наглядно­действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности дошкольника. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте отличается планомерностью анализа, дифференцированностью обобщений, способностью к абстрагированию и обобщению. Отмечается также переход от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

Особенности детских рассуждений – не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир.

Благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений.

Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем.

Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям.

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста традиционно отождествляется с речевым, словесным. Логика ребенка и все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Логическое мышление – мышление посредством рассуждений. Рассуждать – это, значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждений идет последовательный анализ условий задачи, выясняя, что известно, что неизвестно и как можно на основе известного прийти к неизвестному. Рассуждения используются не только в подобных ситуациях.

В процессе рассуждения используется понятие о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Результаты любых мыслительных действий – получение нового знания, в логическом мышлении – новых понятий. Понятия – средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам логики. Человеческое мышление неразрывно связано с речью. В логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связей между значениями слов.

Еще одной формой мышления, активно осваиваемой в старшем дошкольном возрасте, является понятие как форма, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов. Относительно детей ряд понятий формируется к старшему дошкольному возрасту на основе обобщения опыта в ходе разнообразных действий; для дошкольников характерно формирование элементарных понятий (в то время как научные понятия формируются в более старшем возрасте).

Постепенно старший дошкольник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. В течение старшего дошкольного возраста происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесному мышлению. Логическое мышление в дошкольном возрасте, как проявление интеллектуального развития, по сути, высшая стадия развития детского мышления и требует высокой активной умственной деятельности, знаний существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Логическое мышление является еще и предпосылкой для формирования способности умственных действий, так необходимых для интеллектуального развития.

Делая выводы, подчеркнем, что мышление – это познавательный процесс воспроизведения, психического отражения действительности человеком, способность к решению задач установления связи и отношений между объектами в процессе познания. В течение дошкольного возраста происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесному мышлению.

Список литературы

  1. Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] / М.А. Беженова. – Донецк, 2007. – 322 с.
  2. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова. – М.: Академия, 2010. – 437с.
  3. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] / Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после. – 2006. – №6. – С. 59-60
  4. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
  5. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст] / Н.В. Клюева: учебник для ВУЗов. – М.: Издательство «Владос-Пресс», 2003. – 123 с.
  6. Останина, Е.Е. Обучение школьников приему классификации [Текст] / Е.Е. Останина // Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 52-5
  7. Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К.З. Пасяева // Начальная школа. – 2005. – № – С. 38-40.
  8. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических институтов // В.Д. Шадриков. – М.: Просвещение 2006. – 142 с.

Поделиться

1694

Святченко С. А., Доронина С. И., Ломоносова З. В. Особенности развития логических приемов мышления в старшем дошкольном возрасте // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5716-osobennosti-razvitiya-logicheskikh-priemov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января