Развитие мышления в дошкольном возрасте – это переход от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности дошкольника. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте отличается планомерностью анализа, дифференцированностью обобщений, способностью к абстрагированию и обобщению. Отмечается также переход от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.
Особенности детских рассуждений – не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир.
Благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений.
Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем.
Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям.
В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста традиционно отождествляется с речевым, словесным. Логика ребенка и все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Логическое мышление – мышление посредством рассуждений. Рассуждать – это, значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждений идет последовательный анализ условий задачи, выясняя, что известно, что неизвестно и как можно на основе известного прийти к неизвестному. Рассуждения используются не только в подобных ситуациях.
В процессе рассуждения используется понятие о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Результаты любых мыслительных действий – получение нового знания, в логическом мышлении – новых понятий. Понятия – средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам логики. Человеческое мышление неразрывно связано с речью. В логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связей между значениями слов.
Еще одной формой мышления, активно осваиваемой в старшем дошкольном возрасте, является понятие как форма, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов. Относительно детей ряд понятий формируется к старшему дошкольному возрасту на основе обобщения опыта в ходе разнообразных действий; для дошкольников характерно формирование элементарных понятий (в то время как научные понятия формируются в более старшем возрасте).
Постепенно старший дошкольник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. В течение старшего дошкольного возраста происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесному мышлению. Логическое мышление в дошкольном возрасте, как проявление интеллектуального развития, по сути, высшая стадия развития детского мышления и требует высокой активной умственной деятельности, знаний существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Логическое мышление является еще и предпосылкой для формирования способности умственных действий, так необходимых для интеллектуального развития.
Делая выводы, подчеркнем, что мышление – это познавательный процесс воспроизведения, психического отражения действительности человеком, способность к решению задач установления связи и отношений между объектами в процессе познания. В течение дошкольного возраста происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесному мышлению.