Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровье
здоровый образ жизни
физкультминутки
здоровьесберегающие технологии

Аннотация статьи

В настоящее время очень важным является создание каждому ученику необходимых и комфортных условий личностного развития – задача каждого современного учителя. Создание и использование здоровьесберегающих технологий на основе личностно – ориентированного подхода в воспитании и обучении дает учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.

Текст статьи

К несчастью, за последние годы обнаружилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, которые поступают в школу. В настоящее время увеличилось количество детей с хроническими отклонениями в здоровье, а число детей, не имеющих таких отклонений здоровья, снизилось.

Все мы знаем, что для создания условий комфортного ощущения и пребывания ребенка в школе, для его полномерного развития, для укрепления и сохранения его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, вводятся здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти ведущие задачи.

В настоящее время наша задача помочь каждому школьнику осознать свои способности, создать, всевозможные, условия для их развития, так как всё это способствует укреплению и сохранению здоровья младшего школьника.

Зная информацию о здоровье детей, использую характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на каждом уроке, внедряю в учебный процесс гигиенические рекомендации. Учитываю психофизиологические индивидуальные особенности обучающихся, что дает возможность применять разнообразные виды учебной деятельности на уроке для того, чтобы не наступило быстрое переутомление.

Для детей, которые работают медленно, я снижаю темп опроса, т.е. не тороплю ученика, даю ему больше времени на подготовку, размышления, обеспечиваю всевозможные условия, чтобы его деятельность была соразмерна его индивидуальному темпу.

Анализирую приемы, которые позволят стимулировать в процессе освоения новых знаний младших школьников, стараюсь продумать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от той ситуации, которая сложится в классе.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока. Для того чтобы младшие школьники не уставали на уроке, мною проводятся разнообразные физкультминутки: танцевальные, ритмические, упражнения для рук, пальцев и глаз.

С начала учебного года ознакомила ребят с выполнением точечного массажа для профилактики простудных заболеваний, упражнений для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

На каждом уроке мы не забываем о нашем здоровье. Не только выполняем разнообразные упражнения, но и проговариваем их для того, чтобы запомнить. Например:

  • на уроках русского языка мы проговариваем и записываем с объяснениями пословицы и поговорки о здоровье;
  • на уроках окружающего мира мы беседуем о важности соблюдения правил личной гигиены, правильном питании младшего школьника, о соблюдении режима дня.
  • разнообразные спортивные разминки, подвижные игры, эстафеты, соревнования на уроках физкультуры, несомненно, укрепляют здоровье и способствуют повышению уровня физической подготовки обучающихся.

Считаю, что перегрузка младших школьников на уроке, которая вызывает переутомление и нервозность, зависит не от количества работы, а от качества. Мы знаем, что если процесс получения знаний мотивирован и интересен младшему школьнику, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.

Уверена, что стиль общения учителя с младшими школьниками очень сильно оказывает влияние на состояние здоровья младшего школьника. Мой стиль общения – демократический, который дает свободу познавательной деятельности, благодаря которому младший школьник не боится сделать ошибки при выполнении поставленных задач. Обучающийся, который чувствует благоприятный климат, душевный комфорт и защищенность, с огромным удовольствием работает на уроке.

Применение ИКТ на уроках повышает яркость обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность менять темп и формы изучения необходимого материала, его образно-художественное представление – все это делает ИКТ незаменимым помощником учителя в деле снижения переутомления младших школьников.

В своей работе я активно использую нестандартные формы уроков: уроки – конкурсы, уроки – игры, уроки – соревнования, и другие.

Применение разнообразных игровых технологий на уроках вместе с другими приемами и методами организации учебных занятий стимулируют на изучение предмета, помогают вызвать положительные эмоции, а также увидеть индивидуальность младших школьников.

Также я применяю методы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения младших школьников. Обучающиеся выступают в роли исследователя или учителя. Благодаря такому обучению каждый школьник получает от урока только положительные эмоции, что, в свою очередь, вызывает особый интерес к учебе.

Малоподвижность во время урока отрицательно влияет на здоровье младших школьников. Учитывая это, я использую физкультминутки. Следует помнить, что упражнения должны проводиться на начальном этапе утомления, быть короткими, знакомыми детям и простыми в исполнении, удобными для выполнения в ограниченном пространстве, связанными с подтягиванием и выпрямлением позвоночника, нельзя забывать о разминке глаз, кисти рук, шеи. Важно учесть и то, как быстро дети смогут вернуться к учебной деятельности, поэтому не стоит выбирать упражнения, которые не только приведут в тонус мышцы, но и перевозбудят класс, который надо будет успокаивать и только потом продолжать урок [5, с. 704-705].

Разнообразные формы работы по воспитанию и сохранению здорового образа жизни младших школьников помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

В своей нелегкой работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я подключила родителей. Обучающиеся вместе со своими родителями принимают активное участие в разнообразных акциях, в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по здоровому образу жизни, помогают в подготовке и проведению спортивных мероприятий, экскурсий. На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основами здорового образа жизни, основными принципами организации здорового питания, необходимости правильно организованного режима дня для школьника.

Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника и режим дня, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. В нашем классе все школьники охвачены горячим питанием. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, а также предлагают свои пути искоренения вредных привычек.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей помогает проводить постоянный мониторинг здоровья обучающихся.

Таким образом, в своей работе я ищу наиболее благоприятные пути обучения и воспитания младших школьников, использую современные педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был доступным, радостным, увлекательным, ярким для всех, и здоровьесберегающим.

Список литературы

  1. Амосов М.В., Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
  3.  Гигиенические проблемы охраны здоровья населения // Материалы научно-практической конференции. – Самара, 2000.
  4.  Калинова Г.С., Мягкова А.Н, Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис,1997.
  5. Хохлова В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 704-705.

Поделиться

3746

Беседина Е. Ю. Долгий путь к здоровью // Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/572-dolgij-put-k-zdorovyu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября