Главная
АИ #8 (138)
Статьи журнала АИ #8 (138)
Оценка потенциальных рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприят...

10.51635/27131513_2023_8_88

Оценка потенциальных рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

НПЗ
нефтегазовый сектор
угрозы и риски в деятельности нефтеперерабатывающих предприятий
экономическая безопасность
санкционные ограничения

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам определения актуальных рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий на современном этапе. Описаны современные тенденции рынка и показатели деятельности нефтеперерабатывающих производств. Подчеркивается, что на нефтегазовый сектор России за 2022 г. было направлено превалирующее число санкционных ограничений: были закрыты зарубежные рынки сбыта, введен ценовой потолок на отечественные нефтепродукты, усилен контроль за деятельностью, исключены возможности совместного финансирования перспективных проектов, ограничены поставки технологий, исключено финансирование. Делается вывод, что несмотря на оказываемое негативное влияние, возникающие трудности будут иметь лишь временный характер, связанный с адаптацией к новым условиям функционирования.

Текст статьи

На современном этапе в условиях санкционного давления особую актуальность приобретают вопросы усиления характера влияния рисков и угроз на деятельность компаний в структуре отечественного рынка. Нефтеперерабатывающие предприятия занимают важнейшую роль в процессах формирования отечественной экономики, обеспечивают достаточно обширные бюджетные поступления и являются одним из наиболее конкурентоспособных и наукоемких направлений функционирования всей национальной экономической системы, поскольку вырабатывают важнейший с точки зрения экономики ресурс – топливо. Расширение спектра оказываемых на нефтеперерабатывающий сектор внешних давлений приводит к закономерному росту рисков деятельности, может стать причиной нарушения хозяйственного процесса, а при неэффективном и/или несвоевременном реагировании привести к несостоятельности субъекта предпринимательства (банкротству).

Актуальность исследования современных рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий связана и с тем, что на нефтегазовый сектор России за 2022 г. было направлено превалирующее число санкционных ограничений: были закрыты зарубежные рынки сбыта, введен ценовой потолок на отечественные нефтепродукты, усилен контроль за деятельностью, исключены возможности совместного финансирования перспективных проектов, ограничены поставки технологий и др. В условиях комплексной перестройки рынка отечественные нефтеперерабатывающие предприятия вынуждены постоянно отслеживать происходящие изменения, в целях принятия наиболее комплексных и эффективных решений, ведущих к планомерному нивелированию актуализировавшихся рисков и угроз.

Цель исследования – проанализировать потенциальные угрозы и риски деятельности отечественных нефтеперерабатывающих предприятий на современном этапе.

Достижение поставленной цели исследования предполагает реализацию ряда задач:

  1. Определение современного состояния нефтеперерабатывающего сектора.
  2. Уточнение санкционных ограничений и последствий их введения в отношении нефтеперерабатывающих компаний.
  3. Оценка существующих и актуализировавшихся рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий.

В работе мы опираемся на методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, дедуктивный и индуктивный методы, позволяющие комплексно проанализировать актуальную статистическую информацию и определить современное состояние рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий.

На протяжении последних лет отечественная экономика столкнулась с достаточно сложными кризисными периодами функционирования – пандемия COVID-19 и соответствующие ограничения, восстановительный период, текущий геополитический и экономический кризис комплексно актуализировали вопросы обеспечения экономической безопасности организационных систем (уровень предприятия). Отечественные структуры предпринимательства, как верно замечает Д.В. Ермолаев, первично ориентируются при построении стратегии развития на инструменты преодоления тех барьеров, которые препятствуют им в достижении поставленных целей и задач деятельности, нарушают ценности предприятия и несут опасность для субъектов хозяйствования [4].

Л.К. Иванова, определяя вопросы экономической безопасности предприятий, подчеркивает, что последняя комплексно сказывается на возможности хозяйствования, осуществления привычной производственной активности, участия в социальных, экономических или экологических проектах. По мнению автора вопросы обеспечения экономической безопасности деятельности (за счет устранения соответствующих угроз и рисков) ложатся в основу политики управления любого как крупного предприятия, так и субъекта малого и среднего предпринимательства [5].

Конкретизируя вышесказанное под специфические основы нефтеперерабатывающих предприятий, заметим, что от их функционирования зависит возможность обеспечения благосостояния населения страны, положительного внешнеторгового сальдо за счет экспорта нефтепродуктов, покрытия спроса на топливо в рамках внутреннего рынка России.

А.А. Хайруллина и её соавторы считают, что нефтеперерабатывающая отрасль России сталкивается с влиянием достаточно обширного комплекса проблем, связанных с [10]:

  • ограниченностью запасов природных ресурсов;
  • достаточно изменчивой государственной политикой в области налогообложения;
  • неустойчивостью национальной валюты и волатильностью ставки Центрального Банка России.

Представленные проблемы определяют широкое число трудностей функционирования отечественных нефтеперерабатывающих компаний вне зависимости от периода функционирования – решение данных проблем ложится в основу стратегий развития нефтеперерабатывающих компаний, поскольку эффективность их производственной активности напрямую складывается из основ представленных ограничений. При этом подчеркнем, что от эффективности, непрерывности и уровня издержек деятельности нефтеперерабатывающих предприятий напрямую зависит общая стоимость производимого на их мощностях топлива: бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, масел и многих других [10].

По данным исследования Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), рентабельных запасов нефти в Российской Федерации хватит только на ближайшие 33 года, при этом технологически извлекаемые запасы могут добываться только в перспективе ближайших 39 лет [3]. Подчеркнем, что геологические запасы нефти и конденсата России составляют около 6% от общемировых значений – страна занимает шестое место в общемировом рейтинге по объемам запасов нефти с показателем 106 млрд. баррелей. Общая динамика добычи нефти за 2011-2022 годы сгруппирована на рис. 1:

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России за 2011-2022 гг., млн. тонн [3]

Обращаясь к рис. 1, подчеркнем, что на протяжении 2011-2019 гг. интенсивность и динамика добычи нефти значительно увеличиваются, за указанный период объемы добычи возрастают на 10,9%. Вместе с тем, коронавирусный кризис и сделка ОПЕК в 2020 г. повлекли за собой значительное сокращение объемов добычи по итогам консенсуса добывающих стран-лидеров – показатели объемов добычи нефти в России сократились до значений 2011 года, составив свыше 512 млн. тонн. При этом, за 2020-2022 гг. динамика добычи нефти увеличилась как за 2011-2015 гг., на 4,4% соответственно [3].

Уточним, что 2022 год в целом стал для нефтяных компаний достаточно высоко неопределённым – значительно увеличились риски осуществления деятельности, наблюдался отток инвестиционного капитала и были перекрыты возможности реализации перспективных инвестиционных проектов, в том числе в области устойчивого развития. Ко всему прочему, с отечественного рынка ушли Западные компании-потребители и партнеры, реализовавшие собственные мощности отечественным компаниям. Общие происходящие тенденции и изменения привели к ряду негативных последствий:

  • значительное увеличение рисков экономической безопасности;
  • угроза прекращения проектов на территории иностранных государств;
  • неэффективность использования сформированных технологических мощностей;
  • нарушение логистических цепочек поставок;
  • ограничение имеющихся контрактов и поставок;
  • сокращение темпов деятельности;
  • снижение загруженности производственных мощностей (приводящее к дополнительным издержкам);
  • увеличение издержек ввиду переориентации на новые рынки сбыта (поиск новых торговых партнеров).

В таблице представлены основные производственные показатели деятельности нефтеперерабатывающих предприятий в России в динамике за 2021-2022 гг.

Таблица

Производственные показатели деятельности обрабатывающей промышленности (нефтеперерабатывающие компании) за 2021-2022 гг. [2].

Направление деятельности

2021

2022

Изменение, %

Производство кокса и нефтепродуктов, %

100%

99,6%

-0,4%

Выпуск автомобильного бензина, млн. т.

40,77

42,3

+3,6%

Выпуск дизельного топлива, млн. т.

80,12

84,7

+5,4%

Выпуск топочного мазута, млн. т

44,14

41,3

-6,9%

По итогам 2022 г. производство кокса и нефтепродуктов (являющихся объектом производственной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий) сократилось на 0,4% относительно показателей 2021 г.; другой категорией, подвергшейся сокращению, является выпуск топочного мазута, производство которого в 2022 г. снизилось на 6,9% Вместе с тем, по прочим товарным категориям наблюдается значительный прирост, выпуск автомобильного бензина и дизельного топлива увеличился на 3,6% и 5,4% соответственно [2].

Как верно отмечают Г.К. Габдуллина, И.Н. Вясина и О.А. Майуорова, отечественные нефтеперерабатывающие предприятия сталкиваются в своей деятельности с целой системой угроз, среди которых авторы выделяют финансовые угрозы, угрозы вхождения на рынок новых конкурентов, зависимости от крупнейших потребителей продукции и поставщиков, а также угрозы продуктов-заменителей [1]. Современные санкции наиболее существенно повлияли на такие угрозы, как зависимость от потребителей и зависимость от поставщиков. В случае первых были практически полностью ограничены Западные рынки сбыта, причем как прямыми, так и косвенными методами воздействия; сформирована целая система барьеров при реализации энергоресурсов отечественными компаниями. Зависимость от поставщиков проявляется как отсутствие собственных систем и линий по производству передового технологического оборудования – в вопросах цифровой трансформации отечественная экономика достаточно сильно зависима от внешне поступаемых (импортных, в том числе и Западных) технологий. Исключение подобных может негативно повлиять на:

  • скорость переработки и чистоту получаемого на выходе топлива;
  • выработку и результативность деятельности нефтеперерабатывающих заводов;
  • уровень издержек при поиске оборудования-заменителя;
  • энергоэффективность производственных мощностей;
  • уровень экологической безопасности [11].

Иными словами, ограничение технологий в долгосрочной перспективе при их износе создает риски не только дополнительных потерь, но и в целом угрозы экологической безопасности, поскольку в таком случае не обновляемые основные средства ввиду их изнашивания будут приводить к нарушению производственных процессов, а на перспективу могут негативно сказаться на возможностях продолжения функционирования.

Структура отечественного рынка нефтеперерабатывающих заводов (по объемам переработки нефтепродуктов) представлена на рис. 3:

Рис. 3. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы России [6]

Обращаясь к рис. 3, заметим, что в целом в структуре добычи и переработки нефти лидером выступает Государственная Корпорация «Роснефть», осуществляющая свыше 30-35% общей переработки нефтепродуктов среди всех нефтеперерабатывающих заводов России [8].

Уточним, что наибольшее влияние на состояние отечественных нефтеперерабатывающих компаний оказали именно санкционные ограничения (рис. 4):

Рис. 4. Санкционные ограничения, введенные в отношении нефтеперерабатывающих компаний России [9]

Данные на рис. 4 показывают, что отечественная экономика была подвержена значительному влиянию санкционных ограничений. По информации портала Морские вести России, ограничение ввоза технологий и инвестиций в отечественные нефтеперерабатывающие заводы может негативно сказаться на состоянии показателей глубины переработки нефти, привести к снижению доли производства светлых нефтепродуктов [7]. Как минимум в данном случае санкционные ограничения приводят к временным трудностям и потерям, связанным с адаптацией и переориентацией отечественных нефтеперерабатывающих компаний к изменившимся условиям функционирования.

Таким образом, сгруппируем современные угрозы (внешние воздействия) в деятельности отечественных нефтеперерабатывающих компаний:

  • снижение объемов производственной деятельности;
  • угроза безопасности независимых нефтеперерабатывающих заводов;
  • технологическое отставание сектора;
  • расширение финансовых рисков и потерь;
  • ограничение рынков сбыта;
  • логистические издержки и нарушения;
  • влияние неустойчивой налоговой политики;
  • возросшие риски экологической безопасности;
  • снижение загруженности производственных мощностей компаний;
  • ограниченность запасов природных ресурсов;
  • снижение инвестиционной активности, отток инвестиционного капитала, свертывание перспективных инвестиционных проектов и др.

Описанные угрозы актуализирует ряд направлений возникновения рисков, а именно:

  • снижения конкурентоспособности;
  • экономической, экологической и социальной безопасности;
  • неэффективного ценообразования;
  • устаревания технологического оборудования и невозможность его замены;
  • потери полученных за последние годы технологической трансформации результатов повышения эффективности.

Вышеперечисленная система рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий является современной актуальной основой, которая должна закладываться в основу обновленных стратегий долгосрочно-ориентированного развития компаний с учетом полученного опыта и происходящих перестроек. Мы считаем, что существующие риски не смогут в полной мере негативно сказаться на деятельности отечественных нефтеперерабатывающих компаний, а испытываемые трудности, скорее, будут иметь переменный характер, связанный с адаптацией и подготовкой к новым условиям.

Список литературы

  1. Габдуллина Г.К., Вячина И.Н., Майорова О.А. Факторы обеспечения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий // Журнал прикладных исследований. 2022. №5. С. 146-154.
  2. Динамика промышленного производства в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/196621 (дата обращения: 12.02.2023).
  3. Добыча нефти в России [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33RS5y (дата обращения: 10.02.2023).
  4. Ермолаев Д. В. Угрозы экономической безопасности предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. №2-2. С. 169-172.
  5. Иванова Л. К. Экономическая безопасность предприятия // Вестник УГАТУ = Vestnik UGATU. 2013. №7 (60). С. 30-33.
  6. Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/pererabotka-nefti-i-gaza/142499-neftepererabatyvayushchiy-zavod-npz/ (дата обращения: 11.02.2023).
  7. Нефтепереработка под санкциями [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/themes/1694/98758/ (дата обращения: 10.02.2023).
  8. Редкий А.А. Экономические интересы нефтеперерабатывающих предприятий: оценка рисков и угроз // Скиф. 2022. №2 (66). С. 114-119.
  9. Санкции ЕС против России [Электронный ресурс]. URL: https://eu-solidarity-ukraine.ec.europa.eu/eu-sanctions-against-russia-following-invasion-ukraine_ru (дата обращения: 13.02.2023).
  10. Хайруллина А.Д., Мингазова А.И., Хайруллина Я.Ф. Исследование рисков нефтеперерабатывающей отрасли РФ // Проблемы анализа риска. 2016. №4. С. 22-33.
  11. Яковлева Е.В., Лапин П.А. Обеспечение экологической безопасности на нефтеперерабатывающих предприятиях, на примере ОАО "ЮГО-ЗАПАД ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ" // Агротехника и энергообеспечение. 2015. №3 (7). С. 255-261.

Поделиться

1229

Киреев В. Ю. Оценка потенциальных рисков и угроз деятельности нефтеперерабатывающих предприятий // Актуальные исследования. 2023. №8 (138). С. 88-93. URL: https://apni.ru/article/5720-otsenka-potentsialnikh-riskov-i-ugroz-deyatel

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа