В статье безопасность перевозочного процесса на транспорте рассматривается, как транспортная безопасность Российской Федерации.
По моему мнению, транспортная безопасность была и остаётся актуальной темой, поскольку она касается каждого из нас. Ежедневно мы пользуемся различными видами транспорта, в том числе и общественным, поэтому вопрос безопасности должен интересовать нас в первую очередь. Транспортная безопасность в Российской федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, а также комплекс мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности, и максимально приблизить его к мировым стандартам.
В самой же структуре национальных интересов РФ тема безопасности страны играет ключевую роль, в которой особое место занимают вопросы транспортной безопасности. Давайте дадим определение этому понятию. Транспортная безопасность – это состояние защищённости процесса движения, во время которого риск возникновения транспортных происшествий минимален или совсем отсутствует, когда никакие факторы не угрожают жизни и здоровью пассажиров, а также, что немало важно окружающей среде [1].
Интересы национальной безопасности России определяют текущие задачи и основные цели развития внешней и внутренней политики, в том числе в области транспортной безопасности. Транспортная сфера с каждым годом развивается всё стремительнее, что оказывает активное влияние на сферы жизни общества. Именно поэтому от обеспечения транспортной безопасности зависят многие факторы, влияющие на национальную безопасность Российской федерации, и в ходе существующего технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
На сегодняшний день понятие транспортной безопасности часто трактуется как предотвращение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для всего транспортного комплекса. Транспорт по сей день остаётся одной из сфер наиболее часто используемых для совершения терактов, и события произошедшие относительно недавно, в 2004 году в московском метрополитене, и схожие случаи, это подтверждают. Всё чаще мы слышим о том, как очередное транспортное средство становится так называемым оружием террористов. И несмотря на то, что в наши дни с этой проблемой стараются активно бороться, ужесточение мер не может в полной мере обеспечить нам личную безопасность, и безопасность всего общества в целом. Поэтому нам кажется, что на данный момент тема безопасности на транспорте должна быть приоритетной.
В общем виде понятие транспортная безопасность может трактоваться как система:
- предотвращения и пресечения преступлений, в том числе включая терроризм, в транспортной сфере;
- предупреждения чрезвычайных происшествий на транспорте природного и техногенного характера;
- позволяет исключить или минимизировать риск морального и материального ущерба от транспортных происшествий;
- работает на повышение безопасности перевозок с экологической точки зрения;
- реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом.
В целом можно сказать, что система носит системный характер понятия транспортной безопасности, что в свою очередь определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере.
Также транспортная безопасность направлена на защиту: пассажиров, владельцев, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса и его работников, экономики и бюджета страны, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.
Транспортная безопасность призвана обеспечить следующие виды безопасности:
- для жизни и здоровья пассажиров во время переезда;
- перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
- функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
- экономическую (в том числе – внешнеэкономическую);
- экологическую;
- информационную;
- соблюдение пожарной;
- санитарную безопасность;
- химическую, бактериологическую, ядерную, и радиационную;
- мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса.
Различные причины природного, технического и социального характера обусловливает наличие широкого диапазона внутренних и внешних угроз, которые ослабляют транспортную безопасность страны, имеют в целом масштабный спектр. Под самой же угрозой транспортной безопасности понимаются действия – противоправные, либо намерения, которые направлены совершить подобные действия, а также процессы природного либо техногенного характера, либо их совокупность, которые препятствуют реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере, приводящие или способные привести к происшествиям на транспорте.
Транспортной безопасность России классифицируются по ряду угроз оснований: по степени значимости; по характеру угроз; по сферам и формам проявления и т.п.
Основными их угрозами на всех видах транспорта являются:
- акты терроризма и диверсионные акции (например, угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);
- вмешательство вне закона в функционирование транспорта, (подкладывание предметов на рельсы, наличие которых может привести к крушению подвижного состава, вывод из работы устройств железнодорожных путей, «терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия;
- криминальные действия против пассажиров и криминальные действия против грузов;
- введение в эксплуатацию непригодных для этого транспортных средств, которые могут угрожать жизни и здоровью пассажиров в силу своей изношенности и аварийного состояния.
К общему числу угроз следует отнести и негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере, а также изъяны в правоприменительной практике.
По характеру источников угрозы подразделяются на:
- общественного (социогенного) характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование путей и транспортных средств, нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил и законодательной базы, касающейся транспортного комплекса);
- техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);
- природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).
Кроме того, источники угроз транспортной безопасности Российской Федерации подразделяются на «внешние» и «внутренние».
Внешние источники угроз:
- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и транспортных структур, направленная против интересов Российской Федерации в транспортной сфере;
- обострение международной конкуренции за обладание новыми транспортными рынками, новыми транспортными технологиями и природными ресурсами;
- стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве и вытеснению России с традиционных транспортных рынков;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира от России и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских транспортных технологий;
- деятельность международных террористических организаций.
Внутренние источники угроз:
- недостаточная оснащённость в некоторых аспектах транспортной сферы;
- сращивание государственных и криминальных структур в транспортной сфере;
- недостаточность координации деятельности федеральных органов государственной власти, а также субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в отношении транспортного комплекса и его безопасности.
Если во время проведения экономических реформ, серьёзные недочёты просчёты были допущены ещё на начальном этапе, то в дальнейшем это может привести к ослаблению контроля и регулирования транспортной меры, а также может привести к проникновению криминальных структур, что также грозит транспортной безопасности, если смотреть со стороны экономической сферы. К таким видам угроз относится:
- слабая система государственного регулирования в сфере безопасности транспорта;
- недостаточная оснащённость в сфере транспорта, если сравнивать её с другими странами, что говорит о недостаточном финансировании в данную отрасль со стороны государства;
- острая нехватка высококвалифицированных специалистов и молодых инженеров, появление которых благоприятным образом сказалось бы в сфере транспортной безопасности.
Транспортный комплекс, как важнейший стратегический комплекс включает в себя транспортную инфраструктуру а именно все виды транспортных средств (включая подземный), а также трубопроводы, все виды инженерных сооружений (дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии), все виды станций, вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, навигации и управления движением транспортных средств, а также все объекты, которые обеспечивают функционирование транспортного комплекса:
- строения, устройства и оборудования, по уровню возможных угроз, т.е. транспортная инфраструктура, которая относится к числу наиболее критических из объектов общего пользования;
- увеличением числа транспортных перевозок опасных грузов (нефти, химически опасных веществ, ядерного оружия, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения);
- высокой степенью и критичным уровнем изношенности, а также аварийности объектов транспортного комплекса;
- увеличением интенсивности движения транспорта по мере развития экономики страны и освоения новых территорий, а также нормального функционирования работы международных транспортных коридоров;
- увеличением роста транспортной аварийности, являющейся одной из самых серьезнейших социально-экономических проблем, ущерб от которой, по экспертным оценкам, составляет от 3-5,5 % валового национального продукта, а число погибших и раненых достигает 1,5 млн. человек, что говорит о больших потерях;
- террористические организации, являются фактом совершенствования методов противоправной деятельности преступных формирований, в первую очередь по отношению к транспортному комплексу, усилением опасной тенденции к объединению и координации их деятельности на общефедеральном и на межгосударственном уровнях, также несет огромные проблемы.
Однако, действующая в стране государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах и применяемые методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам.
Неотложной задачей, которая стоит в первую очередь, является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России о недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов, и со стороны общественности говорят следующие факты:
- Целевая Программа модернизации транспортной системы страны, реализация которой рассчитана на 10 лет и предполагает вложения около 150 млрд. долларов, отсутствует специальный раздел, касающийся транспортной безопасности, утвержденная Правительством РФ Федеральной.
- Не включены в Реестр опасных производственных объектов, который приводится в Федеральном Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), соответствующие объекты транспортного комплекса (подземные сооружения, гидротехнические системы, мосты и прочее.
- По транспортной безопасности ограничены полномочия специального подразделения (Департамента), недавно созданного в структуре Минтранса России. Вряд ли в таком формате Департамент сможет обеспечить решение тех масштабных задач, которые по обеспечению безопасности на транспорте выдвинуты сегодня самой жизнью.
Также необходимо отметить, что на сегодняшний день:
- практически не привлечены к укреплению транспортной безопасности участники рынка коммерческих перевозок, лицензируемые субъекты транспортной деятельности в стране;
- по поводу состояния транспортной безопасности и общественные институты не проявляют серьезной озабоченности.
Проблема преимущественно остается актуальной в связи чрезвычайными происшествиями, происходящими на транспорте. Как правило, активность проявляется все чаще непосредственно от пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, опыт ряда европейских стран говорит нам, что именно забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства, но и этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют общественные организации.
Кроме уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно серьезно стоит вопрос о национальной программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.
В сфере морского транспорта ждут принятия разработанные проекты Положения о координационном Совете по морской безопасности и Требований по защите морского судоходства от актов незаконного вмешательства.
Необходимо на законодательном уровне определить место транспорта в совокупности объектов, представляющих повышенную опасность и необходимых в особой системе антитеррористической защиты, а также по возможности решить вопрос о правовой и нормативной регламентации обеспечения безопасности подземных сооружений [2].
Статус России, как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте [1].
Нуждается также в совершенствовании взаимодействие всех органов исполнительной власти, отвечающих за транспортную безопасность. В соответствии с задачами и функциональными обязанностями правоохранительных органов, спецслужб и контролирующих служб должны быть более четко определены на законодательном уровне их роль, место и ответственность как участников процесса обеспечения транспортной безопасности.
В заключении отмечу, что состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы личности, общества, государства, интересы всех физических и юридических лиц, которые причастны к деятельности транспортного комплекса. Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности должны касаться всех и каждого. Только единая мощь сможет обеспечить стабильную и крепкую безопасность. Практика прошлых лет показала, что государство не может и не обязано решать эту проблему в одиночку, поскольку для этого требуются значительные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Общественность должна активно участвовать в финансировании задачи обеспечения транспортной безопасности, а каждый человек, в частности, должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других только тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности. Всё зависит от людей и их желания.