Автор(-ы):
Жилова Елена Валерьевна
24 февраля 2023
Секция
Технические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматриваются системы обеспечения безопасности перевозочного процесса на транспорте и их совершенствование.
Текст статьи
В статье безопасность перевозочного процесса на транспорте рассматривается, как транспортная безопасность Российской Федерации.
По моему мнению, транспортная безопасность была и остаётся актуальной темой, поскольку она касается каждого из нас. Ежедневно мы пользуемся различными видами транспорта, в том числе и общественным, поэтому вопрос безопасности должен интересовать нас в первую очередь. Транспортная безопасность в Российской федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, а также комплекс мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности, и максимально приблизить его к мировым стандартам.
В самой же структуре национальных интересов РФ тема безопасности страны играет ключевую роль, в которой особое место занимают вопросы транспортной безопасности. Давайте дадим определение этому понятию. Транспортная безопасность – это состояние защищённости процесса движения, во время которого риск возникновения транспортных происшествий минимален или совсем отсутствует, когда никакие факторы не угрожают жизни и здоровью пассажиров, а также, что немало важно окружающей среде [1].
Интересы национальной безопасности России определяют текущие задачи и основные цели развития внешней и внутренней политики, в том числе в области транспортной безопасности. Транспортная сфера с каждым годом развивается всё стремительнее, что оказывает активное влияние на сферы жизни общества. Именно поэтому от обеспечения транспортной безопасности зависят многие факторы, влияющие на национальную безопасность Российской федерации, и в ходе существующего технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
На сегодняшний день понятие транспортной безопасности часто трактуется как предотвращение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для всего транспортного комплекса. Транспорт по сей день остаётся одной из сфер наиболее часто используемых для совершения терактов, и события произошедшие относительно недавно, в 2004 году в московском метрополитене, и схожие случаи, это подтверждают. Всё чаще мы слышим о том, как очередное транспортное средство становится так называемым оружием террористов. И несмотря на то, что в наши дни с этой проблемой стараются активно бороться, ужесточение мер не может в полной мере обеспечить нам личную безопасность, и безопасность всего общества в целом. Поэтому нам кажется, что на данный момент тема безопасности на транспорте должна быть приоритетной.
В общем виде понятие транспортная безопасность может трактоваться как система:
В целом можно сказать, что система носит системный характер понятия транспортной безопасности, что в свою очередь определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере.
Также транспортная безопасность направлена на защиту: пассажиров, владельцев, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса и его работников, экономики и бюджета страны, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.
Транспортная безопасность призвана обеспечить следующие виды безопасности:
Различные причины природного, технического и социального характера обусловливает наличие широкого диапазона внутренних и внешних угроз, которые ослабляют транспортную безопасность страны, имеют в целом масштабный спектр. Под самой же угрозой транспортной безопасности понимаются действия – противоправные, либо намерения, которые направлены совершить подобные действия, а также процессы природного либо техногенного характера, либо их совокупность, которые препятствуют реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере, приводящие или способные привести к происшествиям на транспорте.
Транспортной безопасность России классифицируются по ряду угроз оснований: по степени значимости; по характеру угроз; по сферам и формам проявления и т.п.
Основными их угрозами на всех видах транспорта являются:
К общему числу угроз следует отнести и негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере, а также изъяны в правоприменительной практике.
По характеру источников угрозы подразделяются на:
Кроме того, источники угроз транспортной безопасности Российской Федерации подразделяются на «внешние» и «внутренние».
Внешние источники угроз:
Внутренние источники угроз:
Если во время проведения экономических реформ, серьёзные недочёты просчёты были допущены ещё на начальном этапе, то в дальнейшем это может привести к ослаблению контроля и регулирования транспортной меры, а также может привести к проникновению криминальных структур, что также грозит транспортной безопасности, если смотреть со стороны экономической сферы. К таким видам угроз относится:
Транспортный комплекс, как важнейший стратегический комплекс включает в себя транспортную инфраструктуру а именно все виды транспортных средств (включая подземный), а также трубопроводы, все виды инженерных сооружений (дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии), все виды станций, вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, навигации и управления движением транспортных средств, а также все объекты, которые обеспечивают функционирование транспортного комплекса:
Однако, действующая в стране государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах и применяемые методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам.
Неотложной задачей, которая стоит в первую очередь, является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России о недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов, и со стороны общественности говорят следующие факты:
Также необходимо отметить, что на сегодняшний день:
Проблема преимущественно остается актуальной в связи чрезвычайными происшествиями, происходящими на транспорте. Как правило, активность проявляется все чаще непосредственно от пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, опыт ряда европейских стран говорит нам, что именно забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства, но и этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют общественные организации.
Кроме уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно серьезно стоит вопрос о национальной программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.
В сфере морского транспорта ждут принятия разработанные проекты Положения о координационном Совете по морской безопасности и Требований по защите морского судоходства от актов незаконного вмешательства.
Необходимо на законодательном уровне определить место транспорта в совокупности объектов, представляющих повышенную опасность и необходимых в особой системе антитеррористической защиты, а также по возможности решить вопрос о правовой и нормативной регламентации обеспечения безопасности подземных сооружений [2].
Статус России, как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте [1].
Нуждается также в совершенствовании взаимодействие всех органов исполнительной власти, отвечающих за транспортную безопасность. В соответствии с задачами и функциональными обязанностями правоохранительных органов, спецслужб и контролирующих служб должны быть более четко определены на законодательном уровне их роль, место и ответственность как участников процесса обеспечения транспортной безопасности.
В заключении отмечу, что состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы личности, общества, государства, интересы всех физических и юридических лиц, которые причастны к деятельности транспортного комплекса. Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности должны касаться всех и каждого. Только единая мощь сможет обеспечить стабильную и крепкую безопасность. Практика прошлых лет показала, что государство не может и не обязано решать эту проблему в одиночку, поскольку для этого требуются значительные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Общественность должна активно участвовать в финансировании задачи обеспечения транспортной безопасности, а каждый человек, в частности, должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других только тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности. Всё зависит от людей и их желания.
Список литературы
Поделиться
Жилова Е. В. Совершенствование систем обеспечения безопасности перевозочного процесса на транспорте // Актуальные исследования. 2023. №8 (138). С. 7-11. URL: https://apni.ru/article/5722-sovershenstvovanie-sistem-obespecheniya