Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.
В литературе по организации обучения и воспитания детей с ФФН вопросы развития звуковой культуры речи рассматриваются достаточно широко (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993; О.Б. Иншакова, 1999; Т.А. Ткаченко, 1999). Логопедическое обследование звуковой стороны речи и фонематического восприятия подробно и описано в пособии О.Б. Иншаковой «Логопедическое обследование» (1999) и методических рекомендациях О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1994).
Коррекционная работа при фонетико-фонематическим недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка – от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов [2, с. 212].
Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности:
- выделение звука на фоне слога и слова;
- выделение первого и последнего звуков слова;
- выделение звука в середине слова;
- определение последовательности и количества звуков;
- определение местоположения звука в слове по отношению к другим.
А.Н. Леонтьев установил четыре этапа в формировании фонематического слуха. Он отмечал, что ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, спонтанно он им не овладеет. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся вначале на материале с правильно произносимым ребенком звуком. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять место звука в слове, отличать один звук от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимым звуком [4, с. 148].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. У детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними является необходимым условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии [1, с. 74].
Приступая к обследованию фонематического слуха, необходимо ознакомиться с результатами медицинского обследования физического слуха ребенка, чтобы исключить сурдологический дефект.
При дальнейшем обследовании учитель-логопед определяет сформированность фонематического слуха, просит ребенка: отобрать картинки, например, на звук п; разложить картинки в две стопки, например, со звуком с – в одну, со звуком ш – в другую; назвать первый звук в слове.
Логопедическая практика позволяет наблюдать коррекционный процесс у детей, имеющих различные нарушения речи. Надо отметить, что без развития фонематического слуха у каждого из них (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи.
Обследование фонематического слуха проводится по трём направлениям:
- различение сходных фонем на слух;
- различение сходных фонем в произношении;
- выявление готовности к звуковому анализу.
После чего у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо: сгруппировать дефектные звуки по степени участия артикуляции и вычленить нарушения; выделить смешиваемые звуки; вычленить искаженные звуки.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития [3, с. 24].
Логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа и синтеза. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, анализу и синтезу простых односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза двух, трехсложных слов.
Таким образом, развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
В ходе специальных коррекционных занятий закрепляется должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формируется умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.