Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) входит в пятерку крупнейших аэропортов Российской Федерации. В копилке своих наград аэропорт Пулково удостоился звания «Самый комфортный аэропорт в России» по опросам пассажиров, а также «Лучший аэропорт для авиакомпаний». Главным оператором аэропорта является международный консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», который на основе государственно-частного партнерства осуществляет управление аэропортом, занимается его развитием.
Аэродром Санкт-Петербург (Пулково) относится к классу А, имеет две параллельные независимые взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, систему магистральных, соединительных и вспомогательных рулежных дорожек, восьмую категорию по уровню требуемой пожарной защиты. Взлетно-посадочная полоса 10R/28L имеет размеры 3780x60 м, а взлетно-посадочная полоса 10L/28R – 3397x60 м соответственно [5].
Для руления и буксировки воздушных судов используются 2 магистральные, 12 соединительных и 8 вспомогательных рулежных дорожек. В своем расположении для стоянки и обслуживания воздушных судов аэродром имеет 7 перронов [5].
Самым загруженным по движению спецтехники и средств перронной механизации является первый перрон аэропорта Пулково (рис. 1).
Рис. 1. Перрон № 1 аэропорта Пулково
Как видно из рисунка, перрон имеет большое количество мест стоянок. Схемы движения спецтранспорта и средств перронной механизации проходят преимущественно вдоль мест стоянок воздушных судов, а также находятся на пересечении рулежных дорожек [5].
На перронах аэропорта Пулково для обслуживания воздушных судов и пассажиров осуществляет движение различный спецтранспорт. Спецтранспорт предназначен для обслуживания пассажиров, воздушных судов, обслуживания и обработки грузов, содержания и уборки аэродрома, а также существует вспомогательное оборудование и оборудование для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов [5].
На основе Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств перронной механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации к Приказу № 82 Минтранса РФ от 13.07.2006 года, отмененного в 2021 году, разрабатывались локальные нормативно-правовые акты в аэропортах. Например, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» была разработана Инструкция ДП СООДП 528-2020 «Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме «Санкт-Петербург (Пулково)», в которой определены порядок движения спецтранспорта и средств механизации и иных транспортных средств на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково), действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании ВС [4].
Согласно инструкции, движение спецмашин на аэродроме осуществляется по установленным маршрутам – схемам расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на перронах №1-7 [5].
Спецтранспорт во всех случаях обязан уступить дорогу рулящим или буксируемым воздушным судом, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецтранспорта должно составлять не менее 10 м [4].
Скорость движения спецтранспорта должна составлять:
- при подъезде к обслуживаемому воздушному судну, отъезде от него и при маневрировании в зоне обслуживания составляет не более 5 км/ч;
- при движении спецтранспорта по перрону к местам стоянок воздушных судов - 20 км/ч;
- при движении спецтранспорта по аэродрому – 40 км/ч [5].
Нарушение скорости движения спецтранспортом на аэродроме может нести за собой серьезные последствия – столкновение с воздушными судами, с другим транспортными средствами, со зданиями аэропортового комплекса и т.д [4].
На период обслуживания специальных рейсов на территории аэродрома действует режим «СТОП», который предусматривает прекращение движение спецмашин на перронах или его участках. Ввод и отмена команды «СТОП» осуществляется по средствам внутренней радиосвязи [5].
Стоянки спецмашин на аэродроме находятся вблизи перрона. Они отведены с учетом безопасных расстояний до зданий, сооружений и воздушных судов. В зоне стоянки определены площадки для различного типа спецмашин и места для каждой спецмашины. Вне установленных мест на перроне стоянка, остановка, парковка и оставление спецмашины запрещены [4].
Подъезд (отъезд) и установка спецтранспорта в рабочее положение при обслуживании ВС выполняется в соответствии со «Схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов в аэропорту «Пулково»» по сигналам подъезда (отъезда) под руководством работника, имеющего удостоверение на право руководства подъездом (отъездом). Несоблюдение схемы подъезда (отъезда), непонимание сигналов, невнимательность работника может привести к дорожно-транспортным происшествиям [5].
При совершении маневра водитель спецтранспорта обязан подавать световой сигнал указателя поворота, а также соблюдать дистанцию и учитывать габариты спецтранспорта. Не соблюдение данных требований может с легкостью привести к дорожно-транспортным происшествиям [4].
Нарушение организации движения спецтранспорта и средств перронной механизации на перронах, также, как и на дорогах общего пользования, может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Спецтранспорт может столкнуться друг с другом, с оборудованием, расположенным на территории аэродрома, а также с воздушными судами. За 2021 год в аэропорту Пулково произошло около 160 нарушений правил движения. Наглядно это можно увидеть на рис. 2.
Рис. 2. Диаграмма распределения количества нарушений Правил движения на перроне аэропорта Пулково
Для организации безопасного движения спецтранспорта и средств перронной механизации, а также минимизации количества нарушений на перронах аэропортов необходимо комплексно подходить к данному вопросу. Для начала необходимо заняться вопросами обучения водителей: уделять большее внимание подготовки водителей, внедрять автоматизированные тренажерные комплексы, имитирующие движение по перрону определенного аэропорта. Также необходимо внедрять автоматизированные системы управления и контроля за спецтранспортом на основе правил и инструкций движения на перронах.