Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности

Модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности

Автор(-ы):

Андреева Александра Николаевна

28 февраля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

модель
инновации
инновационная деятельность
готовность преподавателя
диагностика

Аннотация статьи

В статье модель рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности.

Текст статьи

Моделирование является не только одним из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и объективным практическим критерием проверки истинности наших знаний, умений и навыков. Практически во всех науках построение и использование моделей является ключевым механизмом познания.

Фролов И.Т. полагает, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [5].

В западной теории ключевым является определение, которое дает Штофф В.А. в своей книге «Моделирование и философия»: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». В определении модели Штофф В.А. выделяет четыре признака:

  • модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
  • модель отражает объект исследования;
  • модель способна замещать объект;
  • изучение модели дает новую информацию об объекте [6].

По мнению Долговой В. И., построение модели связано с абстрагированием, в чем и заключается одна из функций модели, а сама модель выступает в качестве средства движения познания на двуедином диалектическом пути познания от конкретной действительности к ее абстрактному отображению, от начальных, абстрактных образов к более конкретному, полному воспроизведению действительности в сознании [4].

В психолого-педагогических исследованиях моделирование рассматривается как высшая и особая форма наглядности и определяется как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования [2].

Необходимо отметить, что в основе моделирования лежит теория подобия, т.е. определенное соответствие между исследуемым предметом (оригиналом) и его моделью. Процесс моделирования помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывать пути их более целостного описания, помогает увидеть [3] полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов (Н.Б. Березянская, Л.С. Гавриленко, И.О. Котлярова, В.С. Лазарев, В.А. Сластенин и др.) позволил разработать модель готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности.

Е.А. Дегтярева говоря о модели готовности преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций выделяет следующие блоки:

  • концептуально-организационный (стратегия развития вузовского образования в рамках современной социально-экономической ситуации);
  • концептуальные основания подготовки преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций;
  • мониторинг эффективности образовательной деятельности в вузе в разрезе анализа инновационной деятельности факультетов, кафедр, преподавателей), содержательный (условия, способствующие актуализации у преподавателей мотивации освоения инноваций;
  • углублению и расширению знаний в области инновационных технологий и методов;
  • формированию и расширению опыта использования инновационных технологий и методов обучения;
  • созданию комплекса нормативно-правовых документов целевого назначения;
  • разработке вариативной научно-методической базы образовательных инноваций, включающей материалы информативного и рекомендательного характера), инструментальный (виды деятельности, реализуемые преподавателями: диагностика и самодиагностика;
  • теоретическое обучение;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • практическое обучение;
  • психологическая поддержка;
  • социальное сопровождение, аналитико-оценочный (критерии оценивания уровней сформированности (оптимальный, допустимый, критический) компонентов готовности преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности в вузе;
  • диагностика и самооценка преподавателями сформированности компонентов готовности с использованием карт самодиагностики и анкет, блоки, способствует наиболее эффективному протеканию данного процесса.

Подготовка преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций требует разработки социально-педагогического и организационно-методического обеспечения с опорой на принципы научности, непрерывности и динамичности, целостности, единства и иерархичности, технологичности, гибкости и вариативности, оптимальности.

Социально-педагогическое обеспечение включает в себя социально-психологические, организационные, нормативно-правовые, финансово-материальные, кадровые условия.

Организационно-методическое обеспечение включает научно-методическое сопровождение всех этапов подготовки:

  • согласование определений терминов, способов и границ использования инновационных технологий обучения;
  • координация деятельности преподавателей в освоении и использовании инновационных методов;
  • последовательное применение инновационных технологий в соответствии с требованиями междисциплинарного подхода к обучению, углубление и конкретизация инновационной деятельности преподавателей;
  • определение тематики, форм организации совместной учебно-творческой деятельности преподавателей различных кафедр – научно-методических семинаров, дискуссионных площадок, круглых столов, воркшопа, тренинговых занятий, заседаний и публичных отчетов ВНИК;
  • создание совместных методических разработок с методическими комментариями ориентирующего характера, аннотированными списками литературы, заданий комплексного проверочного и поискового характера (вариативная научно-методическая база).

Разработка модели формирования готовности преподавателей высших школ к инновационной деятельности – сложный, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории, ее закономерностей, определенных правил, а также опытных данных, мы применили следующую логику построения модели:

1 этап – целеполагание;

2 этап – изучение источников теоретического материала;

3 этап – изучение источников исследовательского материала;

4 этап – создание модели формирования мотивационной готовности педагогов образовательных организаций к инновационной деятельности.

На рисунке изображена модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности. Цель – развитие профессиональной готовности к инновационной деятельности.

В соответствии с указанной целью и для более успешного ее достижения мы выделили следующие задачи:

  • формирование ценностного отношения к готовности к инновационной деятельности;
  • развитие творческой инициативы преподавателей высшей школы в процессе освоения и внедрения инноваций.

Рис. Модель формирования готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности

При разработке данной модели выявлены следующие организационно-педагогические условия:

  • развитие интереса преподавателей к инновациям;
  • разработанность и планомерная реализация системы методического сопровождения педагогических кадров по развитию их профессиональной компетентности в инновационной деятельности;
  • анализ успехов и достижений в работе, создание ситуации успеха, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя.

Отметим принципы, положенные в основу модели:

  1. Принцип объективности, который предполагает достоверность фактов, всесторонний подход к педагогическим явлениям и процессам, обоснованность положений, утверждений, выводов.
  2. Принцип индивидуального подхода в организации работы, который означает учет индивидуальных особенностей преподавателей. Этот принцип предусматривает учет психофизиологических особенностей педагогов при выборе оптимальных методов и форм по их индивидуальной самоактуализации.
  3. Принцип творческой самореализации, отражающий зависимость формирования ценностного отношения к профессии педагога от степени развития творческой свободы личности, наличия педагогического призвания и уровня развития ее культурного потенциала, что является одним из важнейших условий для эффективной инновационной деятельности.

К средствам развития готовности педагогов к инновационной деятельности можно отнести следующие: диагностические (анкеты, тесты, опросники), информационные (Интернет, научно-методическую и нормативно-правовую литературу), средства прямого реагирования (творческие задания, упражнения и др.) [5].

Критериями сформированности профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности являются:

  • по мотивационному компоненту: способность к инновационной деятельности, способность к творческому саморазвитию;
  • по креативному (творческому) компоненту: способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и др.;
  • по содержательно-операциональному компоненту – умение публично защищать и аргументировать собственные идеи;
  • технологический или операционный компонент: рефлексивный анализ, самооценка достижений.

Можно заключить, что не существует единой модели формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности, однако в различных исследованиях модель предстает как сложные, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории и опытных данных. На основе этого и была разработана модель готовности преподавателя вуза к освоению и применению инноваций с целью развития профессиональной готовности преподавателей к инновационной деятельности.

Представленная модель включает в себя этапы диагностики уровня сформированности готовности, создание условий для проявления этой готовности, помощь в повышении уровня готовности за счет организованных мероприятий, диагностика уровня сформированности готовности по всем компонентам и оценку достижений.

Список литературы

  1. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 127 с.
  2. Дахтин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. - 2003. - №4. С. 21-26. EDN: UQWCNL
  3. Усынин М.В. Инновационная деятельность вуза на основе проектного управления / Инновационные образовательные технологии в формировании профессиональных компетенций специалиста: материалы 21-й межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. - Уфа: БГМУ Минздрава России, 2015. С. 359-361.
  4. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  5. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем // Вопросы философии. 1961. № 2. С. 39.
  6. Шепилова Н.А., Васякина А.С. Исследование профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов ДОО / Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. - Уфа: Аэтерна, 2015. С. 130-147. EDN: UBUWPL

Поделиться

520

Андреева А. Н. Модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/5737-model-formirovaniya-gotovnosti-prepodavatelya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля