Автор(-ы):
Андреева Александра Николаевна
28 февраля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье модель рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности.
Текст статьи
Моделирование является не только одним из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и объективным практическим критерием проверки истинности наших знаний, умений и навыков. Практически во всех науках построение и использование моделей является ключевым механизмом познания.
Фролов И.Т. полагает, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [5].
В западной теории ключевым является определение, которое дает Штофф В.А. в своей книге «Моделирование и философия»: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». В определении модели Штофф В.А. выделяет четыре признака:
По мнению Долговой В. И., построение модели связано с абстрагированием, в чем и заключается одна из функций модели, а сама модель выступает в качестве средства движения познания на двуедином диалектическом пути познания от конкретной действительности к ее абстрактному отображению, от начальных, абстрактных образов к более конкретному, полному воспроизведению действительности в сознании [4].
В психолого-педагогических исследованиях моделирование рассматривается как высшая и особая форма наглядности и определяется как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования [2].
Необходимо отметить, что в основе моделирования лежит теория подобия, т.е. определенное соответствие между исследуемым предметом (оригиналом) и его моделью. Процесс моделирования помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывать пути их более целостного описания, помогает увидеть [3] полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов (Н.Б. Березянская, Л.С. Гавриленко, И.О. Котлярова, В.С. Лазарев, В.А. Сластенин и др.) позволил разработать модель готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности.
Е.А. Дегтярева говоря о модели готовности преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций выделяет следующие блоки:
Подготовка преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций требует разработки социально-педагогического и организационно-методического обеспечения с опорой на принципы научности, непрерывности и динамичности, целостности, единства и иерархичности, технологичности, гибкости и вариативности, оптимальности.
Социально-педагогическое обеспечение включает в себя социально-психологические, организационные, нормативно-правовые, финансово-материальные, кадровые условия.
Организационно-методическое обеспечение включает научно-методическое сопровождение всех этапов подготовки:
Разработка модели формирования готовности преподавателей высших школ к инновационной деятельности – сложный, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории, ее закономерностей, определенных правил, а также опытных данных, мы применили следующую логику построения модели:
1 этап – целеполагание;
2 этап – изучение источников теоретического материала;
3 этап – изучение источников исследовательского материала;
4 этап – создание модели формирования мотивационной готовности педагогов образовательных организаций к инновационной деятельности.
На рисунке изображена модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности. Цель – развитие профессиональной готовности к инновационной деятельности.
В соответствии с указанной целью и для более успешного ее достижения мы выделили следующие задачи:
Рис. Модель формирования готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности
При разработке данной модели выявлены следующие организационно-педагогические условия:
Отметим принципы, положенные в основу модели:
К средствам развития готовности педагогов к инновационной деятельности можно отнести следующие: диагностические (анкеты, тесты, опросники), информационные (Интернет, научно-методическую и нормативно-правовую литературу), средства прямого реагирования (творческие задания, упражнения и др.) [5].
Критериями сформированности профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности являются:
Можно заключить, что не существует единой модели формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности, однако в различных исследованиях модель предстает как сложные, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории и опытных данных. На основе этого и была разработана модель готовности преподавателя вуза к освоению и применению инноваций с целью развития профессиональной готовности преподавателей к инновационной деятельности.
Представленная модель включает в себя этапы диагностики уровня сформированности готовности, создание условий для проявления этой готовности, помощь в повышении уровня готовности за счет организованных мероприятий, диагностика уровня сформированности готовности по всем компонентам и оценку достижений.
Список литературы
Поделиться
Андреева А. Н. Модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/5737-model-formirovaniya-gotovnosti-prepodavatelya