Моделирование является не только одним из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и объективным практическим критерием проверки истинности наших знаний, умений и навыков. Практически во всех науках построение и использование моделей является ключевым механизмом познания.
Фролов И.Т. полагает, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [5].
В западной теории ключевым является определение, которое дает Штофф В.А. в своей книге «Моделирование и философия»: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». В определении модели Штофф В.А. выделяет четыре признака:
- модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
- модель отражает объект исследования;
- модель способна замещать объект;
- изучение модели дает новую информацию об объекте [6].
По мнению Долговой В. И., построение модели связано с абстрагированием, в чем и заключается одна из функций модели, а сама модель выступает в качестве средства движения познания на двуедином диалектическом пути познания от конкретной действительности к ее абстрактному отображению, от начальных, абстрактных образов к более конкретному, полному воспроизведению действительности в сознании [4].
В психолого-педагогических исследованиях моделирование рассматривается как высшая и особая форма наглядности и определяется как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования [2].
Необходимо отметить, что в основе моделирования лежит теория подобия, т.е. определенное соответствие между исследуемым предметом (оригиналом) и его моделью. Процесс моделирования помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывать пути их более целостного описания, помогает увидеть [3] полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов (Н.Б. Березянская, Л.С. Гавриленко, И.О. Котлярова, В.С. Лазарев, В.А. Сластенин и др.) позволил разработать модель готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности.
Е.А. Дегтярева говоря о модели готовности преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций выделяет следующие блоки:
- концептуально-организационный (стратегия развития вузовского образования в рамках современной социально-экономической ситуации);
- концептуальные основания подготовки преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций;
- мониторинг эффективности образовательной деятельности в вузе в разрезе анализа инновационной деятельности факультетов, кафедр, преподавателей), содержательный (условия, способствующие актуализации у преподавателей мотивации освоения инноваций;
- углублению и расширению знаний в области инновационных технологий и методов;
- формированию и расширению опыта использования инновационных технологий и методов обучения;
- созданию комплекса нормативно-правовых документов целевого назначения;
- разработке вариативной научно-методической базы образовательных инноваций, включающей материалы информативного и рекомендательного характера), инструментальный (виды деятельности, реализуемые преподавателями: диагностика и самодиагностика;
- теоретическое обучение;
- научно-исследовательская деятельность;
- практическое обучение;
- психологическая поддержка;
- социальное сопровождение, аналитико-оценочный (критерии оценивания уровней сформированности (оптимальный, допустимый, критический) компонентов готовности преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности в вузе;
- диагностика и самооценка преподавателями сформированности компонентов готовности с использованием карт самодиагностики и анкет, блоки, способствует наиболее эффективному протеканию данного процесса.
Подготовка преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций требует разработки социально-педагогического и организационно-методического обеспечения с опорой на принципы научности, непрерывности и динамичности, целостности, единства и иерархичности, технологичности, гибкости и вариативности, оптимальности.
Социально-педагогическое обеспечение включает в себя социально-психологические, организационные, нормативно-правовые, финансово-материальные, кадровые условия.
Организационно-методическое обеспечение включает научно-методическое сопровождение всех этапов подготовки:
- согласование определений терминов, способов и границ использования инновационных технологий обучения;
- координация деятельности преподавателей в освоении и использовании инновационных методов;
- последовательное применение инновационных технологий в соответствии с требованиями междисциплинарного подхода к обучению, углубление и конкретизация инновационной деятельности преподавателей;
- определение тематики, форм организации совместной учебно-творческой деятельности преподавателей различных кафедр – научно-методических семинаров, дискуссионных площадок, круглых столов, воркшопа, тренинговых занятий, заседаний и публичных отчетов ВНИК;
- создание совместных методических разработок с методическими комментариями ориентирующего характера, аннотированными списками литературы, заданий комплексного проверочного и поискового характера (вариативная научно-методическая база).
Разработка модели формирования готовности преподавателей высших школ к инновационной деятельности – сложный, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории, ее закономерностей, определенных правил, а также опытных данных, мы применили следующую логику построения модели:
1 этап – целеполагание;
2 этап – изучение источников теоретического материала;
3 этап – изучение источников исследовательского материала;
4 этап – создание модели формирования мотивационной готовности педагогов образовательных организаций к инновационной деятельности.
На рисунке изображена модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности. Цель – развитие профессиональной готовности к инновационной деятельности.
В соответствии с указанной целью и для более успешного ее достижения мы выделили следующие задачи:
- формирование ценностного отношения к готовности к инновационной деятельности;
- развитие творческой инициативы преподавателей высшей школы в процессе освоения и внедрения инноваций.
Рис. Модель формирования готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности
При разработке данной модели выявлены следующие организационно-педагогические условия:
- развитие интереса преподавателей к инновациям;
- разработанность и планомерная реализация системы методического сопровождения педагогических кадров по развитию их профессиональной компетентности в инновационной деятельности;
- анализ успехов и достижений в работе, создание ситуации успеха, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя.
Отметим принципы, положенные в основу модели:
- Принцип объективности, который предполагает достоверность фактов, всесторонний подход к педагогическим явлениям и процессам, обоснованность положений, утверждений, выводов.
- Принцип индивидуального подхода в организации работы, который означает учет индивидуальных особенностей преподавателей. Этот принцип предусматривает учет психофизиологических особенностей педагогов при выборе оптимальных методов и форм по их индивидуальной самоактуализации.
- Принцип творческой самореализации, отражающий зависимость формирования ценностного отношения к профессии педагога от степени развития творческой свободы личности, наличия педагогического призвания и уровня развития ее культурного потенциала, что является одним из важнейших условий для эффективной инновационной деятельности.
К средствам развития готовности педагогов к инновационной деятельности можно отнести следующие: диагностические (анкеты, тесты, опросники), информационные (Интернет, научно-методическую и нормативно-правовую литературу), средства прямого реагирования (творческие задания, упражнения и др.) [5].
Критериями сформированности профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности являются:
- по мотивационному компоненту: способность к инновационной деятельности, способность к творческому саморазвитию;
- по креативному (творческому) компоненту: способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и др.;
- по содержательно-операциональному компоненту – умение публично защищать и аргументировать собственные идеи;
- технологический или операционный компонент: рефлексивный анализ, самооценка достижений.
Можно заключить, что не существует единой модели формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности, однако в различных исследованиях модель предстает как сложные, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории и опытных данных. На основе этого и была разработана модель готовности преподавателя вуза к освоению и применению инноваций с целью развития профессиональной готовности преподавателей к инновационной деятельности.
Представленная модель включает в себя этапы диагностики уровня сформированности готовности, создание условий для проявления этой готовности, помощь в повышении уровня готовности за счет организованных мероприятий, диагностика уровня сформированности готовности по всем компонентам и оценку достижений.