Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Маркетинг банковских услуг

Маркетинг банковских услуг

Научный руководитель

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

функции
банковская сфера
маркетинг
особенности
концепция
эффективность

Аннотация статьи

Банковский маркетинг является непростой, обширной наукой, которая в наше время требует особенного внимания. В статье анализируется функции, особенности и концепции маркетинга в банковской сфере с целью которого является повышения эффективности и конкурентоспособности финансовых организаций. Предлагаем отдельное определение банковского маркетинга и средств его реализации в рамках банка.

Текст статьи

Банковский маркетинг – представляет собой процесс неуклонного улучшения и увеличения эффективности работы банка с использованием определенного набора инструментов в рамках интерактивного маркетинга и с учетом рыночной стратегии, основанной на намерениях, рассуждениях, предпочтениях и потребностях потребителей.

Это определение охватывает некоторые основные моменты:

  • регулярное проведение мониторинга, оценки и улучшения системы управления маркетингом компании;
  • мониторинг мнений, выбор клиентов для корректировки повседневной работы банка;
  • реализация маркетинговой деятельности должна быть в пределах выбранных целей и стратегии компании на каждый период;
  • требуется комплексное использование всех элементов (продукт, цена, дистрибуция, продвижение, персонал, физическая среда, процесс) и инструментов исследований.

Особенности банковского маркетинга. Банковский маркетинг имеет те же характеристики, что и маркетинг в сфере услуг. Суть концепции маркетинга в банковской сфере заключается в следующем: клиенты (посетители) банка должны быть довольны показателем уровня оказанных услуг этого банка и пользоваться услугами банка в дальнейшем, а это значит переход к лояльному клиенту. Такие клиенты не только создают банку стабильный доход, но и являются дополнительным источником потенциальных или конкретных клиентов. Это означает, что индекс уровня обслуживания, который как ожидается, превзойдет показатели конкурентов, имеет особое значение в банковской сфере. Специфика маркетинговых услуг предопределена их характеристиками. Рассмотрим проблемные стороны маркетинга в банковской сфере и пути их преодоления:

  1. Непоследовательность. Решение – состоит в том, чтобы привязать банковскую услугу с каким-либо вещественным знаком, например, кредитной карточкой.
  2. Неотрывность от производственного процесса. Решение состоит в том, чтобы увеличить количество отделений, пытаясь создать у клиентов уверенность в том, что в любом отделении в любом месте будет обслуживаться должным образом.
  3. Сложность стандартизации. Решение – тщательный подбор персонала и его обучение, своевременное обновление программного обеспечения, автоматизация бизнес-процессов. Предлагаем систему обратной связи с клиентом – быстрые опросы посетителей/клиентов, наличие книги жалоб и предложений, и обзоры опыта конкурентов и т.д.
  4. Нет места для хранения. Решение – смягчение сезонных и временных колебаний спроса (соответствующая ценовая политика, оповещение о времени обслуживании по телефону, почте и т.д.).
  5. Продавать услуги, исходя их требования заказчика. Решение – организовать удобную и комфортную зону ожидания и обслуживания, чтобы клиенты сохраняли уверенность в том, что их здесь ждут и рады видеть. При выполнении этого условия клиенты становится более лояльными и готовы предоставить достоверную и нужную информацию, поднимать проблемы или пожелания, обсуждать решения и предложения в процессе консультации, консультироваться с сотрудником банка, ведь клиент является не только потребителем, но играет формальную роль процессе оказания услуг. Этот подход дает нам право рассматривать банк для обеспечения и создания оптимальных пакетов услуг при достижении желаемых результатов для клиентов.

Основные функции банковского маркетинга. К основным функциям банковского маркетинга можно отнести:

  • глубинный анализ и прогноз рынка банковских услуг и его требований, внешней и внутренней среды;
  • комплексная оценка ресурсов, возможностей, угроз, сильных и слабых сторон банковского учреждения;
  • разработка миссии, видения, целей банка, стратегическое и тактическое планирование маркетинговой деятельности;
  • анализ товарной политики, управление ассортиментом услуг исходя из требований рынка, конкурентной стратегии, потенциала банка;
  • формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);
  • планирование и организация сбыта, продвижение услуг, интегрированные маркетинговые коммуникации;
  • работа с персоналом, своевременное обучение, проведение аттестаций, мотивационные программы стимулирования сотрудников;
  • создание атмосферы гостеприимства и комфортабельности внутри банка (как для клиентов, так и для сотрудников);
  • оптимизация бизнес-процессов оказания банковских услуг.

Банковский маркетинг в России. Крупные, в частности, федеральные банки, содержат на своем балансе отделы маркетинга, занимающиеся всем спектром проблем. В российских реалиях в их обязанности входят:

  • формирование, поддержание и развитие рынка сбыта банковских услуг;
  • определение специализации банка на рынке и особенностей его функционирования;
  • выстраивание партнерских и взаимовыгодных отношений с клиентами, поддерживая высокий уровень их лояльности;
  • поддержание или повышение уровня конкурентоспособности банка на рынке;
  • разработка ценовой политики.

Российские банки выделяют большую часть маркетингового бюджета на рекламу, изучая стратегию и тактики конкурентов. В некоторых банках отдел маркетинга анализирует рынок, его динамику, вырабатывает рекомендацию по совершенствованию маркетинговой политики. В связи с тем что увеличилось пользователи интернет сети банки часто начали использовать digital инструменты в маркетинговой сфере.

Если банк выбирает стратегию развития и продвижения существующих банковских продуктов, то он будет стараться увеличить долю рынка, расширить клиентскую базу, это достигается за счет улучшения ценовой политики и массовой рекламы. Часто происходит расширение перечня услуг за счет внедрения в практику сопутствующих услуг. С увеличением филиальной сети возможен вывод новых клиентов в орбиту пользователей услуг банка. Но большинство крупных и даже средних банков в рамках маркетинговой политики постоянно разрабатывают перечень банковских услуг и продуктов. Это позволяет поддерживать рост и эффективность банка, в том числе на уровне конкуренции

Банки, выходящие на международные рынки, уделяют особое внимание маркетинговой деятельности. Некоторые банки стремятся создавать и расширять свои филиальные сети за рубежом.

В результате банковским маркетологам необходимо применять в практике инновационные методы, приемы и стратегии управления маркетинговой деятельностью, это позволит сломить кризисную ситуацию как в экономике в целом, так и на финансовой сфере.

Банковский маркетинг – процесс поиска выгодных рынков для банковских услуг с учетом реальных и потенциальных потребностей клиентов. Процесс предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

На новый уровень банковский маркетинг в России сможет выйти, если банки будут учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в промышленность и другие сферы экономики. Недостаток банковского маркетинга в постперестроечный период – отсутствие систематического изучения рынка и сегментирования клиентов. В результате банки работали на массовый недифференцированный рынок, навязывая услуги, несоответствующие с реальными потребностями покупателей.

В данное время российские банки активно начали использовать все способы и методы маркетинга, уделяя пристальное внимание постоянному повышению качества обслуживания.

Вывод. На основе теоретически-аналитической литературы можно сделать вывод: чтобы повысить конкурентоспособность и прибыльность банка необходимо не только расширение спектра предлагаемых услуг и новых рынков сбыта, но и регулярное проведение маркетинговых исследований, которые помогают понять потребности клиентов, формируя тем самым грамотную маркетинговую политику. Банки становятся постепенно клиенториентированными, инвестицию делают на колл-центр, главным направлением которого является удовлетворение. Исходя из этого можно сделать вывод, что маркетинг и исследования дают возможность исправления, а также внедрения новшеств в продуктовую линейку. Маркетинг заявляет о себе, о новинках, событиях и о конкурентоспособности. Способствует развитию для новых и потенциальных клиентов. Стратегия, аналитика, анализ в маркетинге дают возможность специальных предложений клиентам.

Список литературы

  1. Алексашенко С.А. Российские банки после кризиса. – М., 2012. – 158 с.
  2. Колесников А.И. Банковское дело. – М., 2020. – 482 с.
  3. Маркова В.А. Маркетинг услуг. – М., 2007. – 127 с. (переизданная)
  4. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. – Минск, 2013. – 579 с.

Поделиться

923

Балагазы А. К. Маркетинг банковских услуг // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/5739-marketing-bankovskikh-uslug

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января