Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Маркетинг банковских услуг

Маркетинг банковских услуг

Научный руководитель

Ямпольская Диана Олеговна

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

функции
банковская сфера
маркетинг
особенности
концепция
эффективность

Аннотация статьи

Банковский маркетинг является непростой, обширной наукой, которая в наше время требует особенного внимания. В статье анализируется функции, особенности и концепции маркетинга в банковской сфере с целью которого является повышения эффективности и конкурентоспособности финансовых организаций. Предлагаем отдельное определение банковского маркетинга и средств его реализации в рамках банка.

Текст статьи

Банковский маркетинг – представляет собой процесс неуклонного улучшения и увеличения эффективности работы банка с использованием определенного набора инструментов в рамках интерактивного маркетинга и с учетом рыночной стратегии, основанной на намерениях, рассуждениях, предпочтениях и потребностях потребителей.

Это определение охватывает некоторые основные моменты:

  • регулярное проведение мониторинга, оценки и улучшения системы управления маркетингом компании;
  • мониторинг мнений, выбор клиентов для корректировки повседневной работы банка;
  • реализация маркетинговой деятельности должна быть в пределах выбранных целей и стратегии компании на каждый период;
  • требуется комплексное использование всех элементов (продукт, цена, дистрибуция, продвижение, персонал, физическая среда, процесс) и инструментов исследований.

Особенности банковского маркетинга. Банковский маркетинг имеет те же характеристики, что и маркетинг в сфере услуг. Суть концепции маркетинга в банковской сфере заключается в следующем: клиенты (посетители) банка должны быть довольны показателем уровня оказанных услуг этого банка и пользоваться услугами банка в дальнейшем, а это значит переход к лояльному клиенту. Такие клиенты не только создают банку стабильный доход, но и являются дополнительным источником потенциальных или конкретных клиентов. Это означает, что индекс уровня обслуживания, который как ожидается, превзойдет показатели конкурентов, имеет особое значение в банковской сфере. Специфика маркетинговых услуг предопределена их характеристиками. Рассмотрим проблемные стороны маркетинга в банковской сфере и пути их преодоления:

  1. Непоследовательность. Решение – состоит в том, чтобы привязать банковскую услугу с каким-либо вещественным знаком, например, кредитной карточкой.
  2. Неотрывность от производственного процесса. Решение состоит в том, чтобы увеличить количество отделений, пытаясь создать у клиентов уверенность в том, что в любом отделении в любом месте будет обслуживаться должным образом.
  3. Сложность стандартизации. Решение – тщательный подбор персонала и его обучение, своевременное обновление программного обеспечения, автоматизация бизнес-процессов. Предлагаем систему обратной связи с клиентом – быстрые опросы посетителей/клиентов, наличие книги жалоб и предложений, и обзоры опыта конкурентов и т.д.
  4. Нет места для хранения. Решение – смягчение сезонных и временных колебаний спроса (соответствующая ценовая политика, оповещение о времени обслуживании по телефону, почте и т.д.).
  5. Продавать услуги, исходя их требования заказчика. Решение – организовать удобную и комфортную зону ожидания и обслуживания, чтобы клиенты сохраняли уверенность в том, что их здесь ждут и рады видеть. При выполнении этого условия клиенты становится более лояльными и готовы предоставить достоверную и нужную информацию, поднимать проблемы или пожелания, обсуждать решения и предложения в процессе консультации, консультироваться с сотрудником банка, ведь клиент является не только потребителем, но играет формальную роль процессе оказания услуг. Этот подход дает нам право рассматривать банк для обеспечения и создания оптимальных пакетов услуг при достижении желаемых результатов для клиентов.

Основные функции банковского маркетинга. К основным функциям банковского маркетинга можно отнести:

  • глубинный анализ и прогноз рынка банковских услуг и его требований, внешней и внутренней среды;
  • комплексная оценка ресурсов, возможностей, угроз, сильных и слабых сторон банковского учреждения;
  • разработка миссии, видения, целей банка, стратегическое и тактическое планирование маркетинговой деятельности;
  • анализ товарной политики, управление ассортиментом услуг исходя из требований рынка, конкурентной стратегии, потенциала банка;
  • формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);
  • планирование и организация сбыта, продвижение услуг, интегрированные маркетинговые коммуникации;
  • работа с персоналом, своевременное обучение, проведение аттестаций, мотивационные программы стимулирования сотрудников;
  • создание атмосферы гостеприимства и комфортабельности внутри банка (как для клиентов, так и для сотрудников);
  • оптимизация бизнес-процессов оказания банковских услуг.

Банковский маркетинг в России. Крупные, в частности, федеральные банки, содержат на своем балансе отделы маркетинга, занимающиеся всем спектром проблем. В российских реалиях в их обязанности входят:

  • формирование, поддержание и развитие рынка сбыта банковских услуг;
  • определение специализации банка на рынке и особенностей его функционирования;
  • выстраивание партнерских и взаимовыгодных отношений с клиентами, поддерживая высокий уровень их лояльности;
  • поддержание или повышение уровня конкурентоспособности банка на рынке;
  • разработка ценовой политики.

Российские банки выделяют большую часть маркетингового бюджета на рекламу, изучая стратегию и тактики конкурентов. В некоторых банках отдел маркетинга анализирует рынок, его динамику, вырабатывает рекомендацию по совершенствованию маркетинговой политики. В связи с тем что увеличилось пользователи интернет сети банки часто начали использовать digital инструменты в маркетинговой сфере.

Если банк выбирает стратегию развития и продвижения существующих банковских продуктов, то он будет стараться увеличить долю рынка, расширить клиентскую базу, это достигается за счет улучшения ценовой политики и массовой рекламы. Часто происходит расширение перечня услуг за счет внедрения в практику сопутствующих услуг. С увеличением филиальной сети возможен вывод новых клиентов в орбиту пользователей услуг банка. Но большинство крупных и даже средних банков в рамках маркетинговой политики постоянно разрабатывают перечень банковских услуг и продуктов. Это позволяет поддерживать рост и эффективность банка, в том числе на уровне конкуренции

Банки, выходящие на международные рынки, уделяют особое внимание маркетинговой деятельности. Некоторые банки стремятся создавать и расширять свои филиальные сети за рубежом.

В результате банковским маркетологам необходимо применять в практике инновационные методы, приемы и стратегии управления маркетинговой деятельностью, это позволит сломить кризисную ситуацию как в экономике в целом, так и на финансовой сфере.

Банковский маркетинг – процесс поиска выгодных рынков для банковских услуг с учетом реальных и потенциальных потребностей клиентов. Процесс предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

На новый уровень банковский маркетинг в России сможет выйти, если банки будут учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в промышленность и другие сферы экономики. Недостаток банковского маркетинга в постперестроечный период – отсутствие систематического изучения рынка и сегментирования клиентов. В результате банки работали на массовый недифференцированный рынок, навязывая услуги, несоответствующие с реальными потребностями покупателей.

В данное время российские банки активно начали использовать все способы и методы маркетинга, уделяя пристальное внимание постоянному повышению качества обслуживания.

Вывод. На основе теоретически-аналитической литературы можно сделать вывод: чтобы повысить конкурентоспособность и прибыльность банка необходимо не только расширение спектра предлагаемых услуг и новых рынков сбыта, но и регулярное проведение маркетинговых исследований, которые помогают понять потребности клиентов, формируя тем самым грамотную маркетинговую политику. Банки становятся постепенно клиенториентированными, инвестицию делают на колл-центр, главным направлением которого является удовлетворение. Исходя из этого можно сделать вывод, что маркетинг и исследования дают возможность исправления, а также внедрения новшеств в продуктовую линейку. Маркетинг заявляет о себе, о новинках, событиях и о конкурентоспособности. Способствует развитию для новых и потенциальных клиентов. Стратегия, аналитика, анализ в маркетинге дают возможность специальных предложений клиентам.

Список литературы

  1. Алексашенко С.А. Российские банки после кризиса. – М., 2012. – 158 с.
  2. Колесников А.И. Банковское дело. – М., 2020. – 482 с.
  3. Маркова В.А. Маркетинг услуг. – М., 2007. – 127 с. (переизданная)
  4. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. – Минск, 2013. – 579 с.

Поделиться

880

Балагазы А. К. Маркетинг банковских услуг // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/5739-marketing-bankovskikh-uslug

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря